Те, для кого безопасность важнее свободы

Tageszeitung: для трети восточных немцев в гибели людей на Украине виноват Запад

Читать на сайте inosmi.ru
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Почему значительная часть немцев, особенно на востоке страны, отказывается осудить Россию — таким вопросом задается газета "Тагесцайтунг". Для автора статьи во всем виноват Путин, разве можно думать иначе? Несогласных он считает жертвами "пропаганды ГДР", игнорируя свою пропаганду сегодня.
Война на Украине расколола восточногерманское общество. Почему же столько восточных немцев все еще держится за представление о Советском Союзе как о гаранте мира? При этом речь идет не о больных паранойей "антипрививочниках" или просто вечно недовольных людях.
Не только граждане западной части Германии смотрят сейчас с недоумением на непредсказуемый восток страны. Сами восточные немцы не узнают друг друга. Причина — в разных взглядах на действия России на Украине.
Раскол проходит среди друзей и коллег, в семьях и учреждениях. Это уже третья волна раскола за последние десять лет. Первая случилась из-за проникновения правых идеологий в общественную среду, затем разыгралась война вокруг коронавируса и прививок. И вот теперь грянул спор из-за настоящей войны.
Моя парикмахерша из бывшей ГДР в свое время мыла головы руководящим товарищам в закрытом салоне для начальства из окружного отделения СЕПГ (Социалистическая единая партия Германии — аналог КПСС для Восточной Германии вплоть до 1989 года — прим. ИноСМИ). Так вот, эта женщина, подчерпнув данную информацию из рассказов клиентов, возмущается некими богатыми беженцами из Украины, якобы устраивающим себе трехмесячные отпуска на родине. Украинский президент Зеленского для нее — "самый главный преступник, фигляр в президентском кресле".
А вот один дрезденский театральный критик называет Путина "недалеким кагэбэшником, который в свое время бражничал в Дрездене, а теперь возомнил себя царем". В новой пьесе о бароне Мюнхгаузене, поставленной режиссером Райнальдом Гребе, один из женских персонажей рассказывает о давней договоренности внутри своей семьи: "О том-то и том-то говорить нельзя — иначе будет скандал!" В сегодняшней Германии такой скандальной темой легко могла бы стать Россия. "Круг наших друзей развалился из-за отношения к России", — сокрушается Гюнтер Керн и фрау Ева из Каменца. Гюнтер Керн — брат всемирно известного художника Георга Базелица, описанного Лукасом Ритчелом в романе "Космонавт".

Большинство все равно за Зеленского

Не стоит преувеличивать опасность: небольшой группе по-боевому настроенных граждан противостоит значительное большинство. Это "прокиевское" большинство определяет ситуацию. Тем не менее во всей Германии, да и в Европе в целом ситуация похожа: одна группа населения активно поддерживает Украину, а другая хочет, чтобы любой ценой был установлен навязанный Украине мир, если в результате этого в хранилища вновь потечет газ, а булки станут дешевле.
И почти половина опрошенных считает, что некоторые санкции против кремлевского режима излишне строги.
Тем не менее, по-прежнему существуют заметные различия в настроениях среднего восточного и среднего западного немца. Треть восточных немцев до сих пор не считает Путины опасным, а на западе страны так думает только каждый пятый.
Об этом свидетельствуют результаты опросов в рамках рубрики "MDR fragt" (нем. МДР спрашивает), проведенных государственной компанией "Центрально-германское радио" (Mitteldeutscher Rundfunk) среди 30 тысяч как западных, так и восточных немцев. Половина опрошенных считает, что санкции и меры против кремлевского режима излишне строги. Семь из десяти восточных немцев чувствуют себя более компетентными в оценке российской политики, чем их западные сограждане. Поэтому почти две трети опрошенных констатируют углубление раскола между востоком и западом Германии.
Почему многие восточные немцы проявляют мягкость к РоссииЗападные немцы, чья страна и до 1990 года называлась сокращенно ФРГ, легко верят любой негативной информации о России и готовы "стоять за Украину". Но почему же восточные немцы из сгинувшей ГДР, вроде бы пострадавшие от "русской оккупации", сочувствуют России? – задается вопросом автор статьи Der Spiegel.
Но почему так происходит? Ведь после формального воссоединения страны прошло 32 года. Убедительных исследований причин этого феномена по-прежнему нет. Это можно объяснить только тем, что восточные немцы до сих пор находятся под воздействием тех установок, что бытовали в восточной Германии до 1989 года. От этого воздействия восточная Германия не смогла избавиться даже спустя три десятилетия после воссоединения.
В пользу этого предположения говорит и поколенческий раскол среди восточных немцев. Возраст самых закоренелых "Путин-ферштееров", которые несмотря на захватническую и варварскую политику России продолжают упорно говорить о российских интересах безопасности, редко бывает меньше 40 лет, а в большинстве своем эти люди старше 50. Гэдээровский флажок в руках одного из демонстрантов на дрезденской Театральной площади выдает стародумов с головой.
Такие демонстрации лишь на первый взгляд кажутся направленными против роста цен. Их участники с маниакальным усердием пытаются найти хоть какие-нибудь аргументы, которыми можно было бы оправдать преступный московский режим. А вину за любую эскалацию насилия в мире они, конечно, возлагают на американцев — действительно не совсем безобидных.
Но не стоит упрощать ситуацию: в этих демонстрациях необязательно участвуют те же самые люди, которые годами протестуют против всего, что каким-то образом исходит от правительства. Среди демонстрантов есть и воинственно настроенные антипрививочники, вовсе не желающие, чтобы их видели рядом с типами, размахивающими российскими флагами.

Холодная война как фактор стабильности

Тем не менее: тех людей, которые на востоке не протестуют против абсолютно всего, подозревают в одобрении каких-то мер властей, а то и в сотрудничестве с "теми, что наверху" — наивный пережиток мышления времен господства СЕПГ. В своих воспоминаниях многие даже холодную войну и равновесие страха воспринимают как факторы стабильности, а Советский Союз как один из полюсов этого равновесия. Якобы эта страна гарантировала мир и скромный прогресс в ГДР.
Лишь по прошествии времени становится ясно, что шеф FDJ* Эгон Кренц в 1974 году не занимался чистой пропагандой, когда громогласно заявил: "Мы стали тем, кто мы есть, благодаря Советскому Союзу!"
Ныне живущее поколение людей, еще живших при ГДР, уже не воспринимало Красную Армию как жестокую оккупационную власть, какой она была во время восстания в ГДР в 1953 году. Избранные молодые люди из ГДР, как бывший канцлер Ангела Меркель, учились в вузах Советского Союза, детские и молодежные организации устраивали мероприятия дружбы с СССР. Полуиронично, полуснисходительно говорили о "Большом брате". В документальном фильме телеканала ARD о России и восточных немцах бывший высокопоставленный офицер Народной армии ГДР подтвердил, что воспитан в любви к Советскому Союзу. "А вот Америка — мой враг", — говорит он. На некоторых плакатах демонстрантов 2022 года также написано, что "США — держава-оккупант".

Пугающий сегодняшний мир

Безопасность для таких людей важнее свободы, ГДР и СССР якобы защищали их от нынешнего необозримого и пугающего мира плохих новостей. Немалая часть восточных немцев была разочарована и нашла прибежище в нигилизме, не сумев справиться с тем, что их иллюзии 1989 года не были реализованы. Тогда Запад воспринимался ими как абсолютный рай, тем более, что толстый западный "мессия" обещал золотые горы. "Мы выходили на демонстрации за воссоединение с ФРГ, а теперь сделайте нас за это по-настоящему счастливыми", — к такой формуле можно свести их тогдашние настроения.
Ожидание счастья носило материалистический характер, а понимание ценностей вожделенной новой системы или же отсутствия таковых у нее сформировалось лишь позднее. Тем не менее, им трудно поверить, что в 1989 году они ошиблись!
С трудом выработанный за эти 30 лет модус сосуществования с этим ненадежным и пугающим миром получил новый удар. Война? Такого при ГДР не было. И поэтому не император Путин виноват, а те, кто борется с ним и с его системой, которая не считает, что НАТО несет и мир, и стабильность. Терпимое отношение к деспотам привело к тому, что с 2016 года на востоке даже либералов из США перестали уважать. "При Трампе такая драка за Украину была бы невозможна", — изрек вскоре после 24 февраля юморист Уве Штаймле, опустившийся со временем до обыкновенного брюзги.
В очередной раз обнаружила себя эрозия базового общественного консенсуса на востоке Германии. Лишенные морали, корней и эмпатии, многие из здешних людей дистанцировались от войны, тем более, что она, как говорят, ведется американцами. Главное, чтобы нас не дезориентировали еще больше! У саксонцев к этому добавляется еще и их коллективная травма: в течение последних 280 лет они проигрывали все войны и постоянно доверялись гибнущим системам. В этой ситуации гэдээровский лозунг "Учиться у Советского Союза — значит учиться побеждать" звучит по-прежнему привлекательно.
Тем временем Левая партия пытается сохранять дистанцию и никак не хочет признать, что она выступает лишь против бенефициаров войны и десолидаризации. В ландтаге Саксонии глава местного отделения "Альтернативы для Германии" Йорг Урбан поблагодарил Левую партию за "частичную поддержку". Все же прежняя народная смекалка сохранилась у политиков, способных мыслить ясно. В социальных сетях сейчас курсирует пародия на популярный когда-то лозунг девяностых годов "Wir sind das Volk!" (нем. Народ — это мы!). Новый вариант таков: "Wirr ist das Volk!" (нем. Если кто-то спятил — то это народ!).
Михаэль Барч (Michael Bartsch)
* FDJ — Freie Deutsche Jugend, Союз свободной немецкой молодёжи, коммунистическая молодёжная организация в ГДР.
Обсудить
Рекомендуем