Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Западное эмбарго и потолок цен на российскую нефть должны были существенно сократить кремлевские финансы, пишет WELT. Но Москва оценила сложившуюся ситуацию и разработала новую стратегию. А европейцам лучше подумать о себе и запастись теплыми одеялами.
Западное эмбарго на российскую нефть должно было стать самым сильным ударом по кремлевским финансам. Однако Москва разработала новую стратегию. Правда, один из прогнозов Центрального банка вызывает в России беспокойство. И вскоре оно может возникнуть и у европейцев.
На днях Дмитрий Медведев, заместитель председателя Совета безопасности Российской Федерации, посоветовал европейцам запасаться "шнапсом, ватными одеялами и кипятильниками".
Он отметил, что потолок цен на российскую нефть приведет к тому, что она либо вовсе исчезнет с европейского рынка, либо поднимется в цене. И тогда Запад поймет, что он "в неравной схватке с русским медведем и генералом Морозом" потерпел поражение. Насколько пагубными для Европы окажутся введенный 5 декабря ценовой потолок в 60 долларов за баррель российской нефти марки Urals и запрет на ее морские перевозки, будет зависеть от уже заявленных, но пока еще не конкретизированных Кремлем, ответных мер.
Сейчас российские эксперты пытаются предугадать, как местная нефтяная промышленность и вместе с ней вся экономика страны будут справляться с новой реальностью. И не придется ли в конечном итоге русским — в переносном смысле — одеваться теплее.
Явную обеспокоенность в России вызывали аналитики отдела исследований и прогнозов Центрального банка. В последнем докладе они предсказали новый шок для экономики страны.
Российский экономический потенциал сократится
"Среди новых экономических шоков, способных заметно снизить уровень экономической активности с ближайшие месяцы, выделяются вступивший в силу запрет на импорт нефти и нефтепродуктов из России морским путем, а также потолок цен на российскую нефть", — говорится в документе.
В нем также указывается на то, что экономика России после сильного падения во втором квартале и после краткого спада, вызванного проведенной в сентябре частичной мобилизацией, в последнее время вновь стабилизировалась. Однако, по мнению аналитиков, введенные ограничения будут иметь "долговременный и накопительный эффект", который со временем приведет к ослаблению экономического потенциала "в результате снижающейся производительности труда и эффективности", в особенности в высокотехнологичных секторах.
Но одновременно с этим аналитики указывают и на то, что их выводы необязательно совпадают с официальной позицией Центрального банка. И совершенно точно они не соответствуют прогнозам министерства энергетики. Заместитель министра энергетики Павел Сорокин заявил, что западные санкции в области нефти и нефтепродуктов не окажут существенного влияния на российскую экономику.
"Колебания в нефтедобыче будут не сильнее, чем весной, и не достигнут критических масштабов", — подчеркнул Сорокин. По его словам, цены на нефть будут держаться на высоком уровне из-за "явного дефицита" многих нефтепродуктов и из-за отсутствия избыточного предложения черного золота на рынке: "Большая часть рынка останется доступной для наших товаров согласно общепринятым рыночным принципам".
Действительно, Китай уже согласился продолжать сотрудничать с Россией и закупать у нее нефть. Индия, относительно новый ее клиент в закупках сырья, также дала понять, что не придает особого значения западному эмбарго, которое привело только к изменению потоков поставок и в конечном итоге — к ненужному удорожанию энергоносителей для новых индустриальных стран.
Российское рейтинговое агентство Akra в одном из анализов показало, насколько сильно российские экспортные потоки изменились еще до введенного эмбарго и как это спасло российскую нефтедобычу.
Хотя сразу после начала украинского конфликта санкции против российских нефтяных фирм и отказ США, Канады и Великобритании от импорта российской нефти и нанесли урон, уже в июне добыча черного золота в России увеличилась на 2,7% по сравнению с прошлым годом. А с января по октябрь 2022 года, по сравнению с 2021, произошел рост добычи нефти и газового конденсата на 2,4%. Добыча достигла уровня в 443 миллиона тонн, утверждают аналитики агентства Akra.
Это особенно удивляет еще и потому, что, например, ЕС, на который в прошлом году приходилось 47% российского экспорта нефти (108 миллионов тонн или 2,2 миллиона баррелей в день) и который лишь с 5 декабря прекратил импорт российского черного золота морем, экстремально снизил импорт еще в прошлые месяцы.
Согласно данным международного ценового агентства Argus Media, если до начала военного конфликта на Украине 85% морского экспорта нефти марки Urals шло в ЕС, то в сентябре этот показатель составил всего 24%. Но Россия не сидела сложа руки с непроданной нефтью. Большую ее часть — около 1,2 миллиона баррелей в день — она смогла переориентировать на Азию, на которую уже в прошлом году приходилось 42% российского экспорта нефти.
Например, самый большой нефтяной концерн России "Роснефть" увеличил экспорт в Азию в первые девять месяцев этого года на одну треть и компенсировал тем самым потери на европейском рынке, подчеркнул глава "Роснефти" Игорь Сечин. Китай подставил плечо российским компаниям, закупив у них в этот же период 72 миллиона тонн. Это соответствует росту почти на 10% по сравнению с 2021 годом.
Индия воспользовалась моментом, когда Россия была вынуждена продавать нефть со значительными скидками, и неожиданно закупила в начале осени 40% российской нефти марки Urals, доставляемой морем. Возросла и доля Турции — с прежних 5 до 21%.
Иными словами, пока Россия несмотря на 20-процентную скидку по сравнению с ценой на нефть марки Brent относительно благополучно вышла из положения и согласно всем прогнозам экспортирует столько же нефти, что и в 2021 году.
Доходы от нефти и нефтепродуктов составляют 37% всех доходов от экспорта
Тем не менее, ситуация изменилась коренным образом. Во-первых, прогнозы по добыче на ближайшие годы неутешительные. Во-вторых, доходы бюджета из секторов экономики, далеких от нефти и газа, в связи с санкциями и плохой конъюнктурой упали на 20%.
Поэтому доходы от экспорта нефти и нефтепродуктов, которые, согласно данным таможни, составляют 37% доходов от всего российского экспорта и поэтому вместе с доходами от экспорта газа являются экзистенциально важными для государства, в будущем обретут еще большее значение. А расходы из-за спецоперации на Украине останутся высокими. Министр финансов Антон Силуанов только что изменил прогноз на дефицит бюджета этого года с 0,9% ВВП на 2%.
Неслучайно поэтому правительство приняло решение о фундаментальном изменении бюджетного планирования: оно освободило государство от соблюдения прежних правил экономии и дало ему свободный доступ к доходам от экспорта нефти и газа и даже к сэкономленным средствам из пополнявшихся годами государственных фондов.
Министерство финансов строит расчеты на том, что при цене на нефть марки Urals в 60 долларов (что соответствует западному ценовому потолку и даже превосходит нынешний уровень цен) и при дневной добыче в 9,5 миллиона баррелей ежегодные доходы будут составлять восемь триллионов рублей (121 миллиард евро).
"Это будет довольно комфортный уровень", — отметил Михаил Крутихин, партнер московского консалтингового агентства RusEnergy в ответ на запрос Welt. Однако в первые десять месяцев этого года доходы составили лишь 4,8 триллиона.
Чтобы минимизировать последствия нынешнего нефтяного эмбарго и потолка цен, а также разместить на других рынках объемы, которые ЕС с 5 декабря больше покупать не будет, Россия подстраховалась, обзаведясь целым флотом из более чем ста нефтяных танкеров. Об этом недавно сообщила Financial Times. Таким образом Россия сможет обойти те мировые компании, которые в будущем не смогут страховать свои транспортные суда, если захотят перевозить российскую нефть, купленную по цене выше, чем 60 долларов за баррель.
Конъюнктура России переживает глубокую рецессию
Многие эксперты считают, что Запад в случае перебоев со снабжением нефтью ослабит эмбарго и потолок цен. Крутихин убежден, что Россия не сумеет полностью переориентировать высвободившиеся объемы нефти с Европы на Азию. Там, по его мнению, просто нет такого спроса.
А вот аналитики российского инвестиционного банка Renaissance Capital исходят из того, что удастся пристроить почти весь объем. Риск они видит лишь в том, что произойдет обвал цены на нефть вследствие возможного сильного спада в глобальной экономике.
В качестве основного они рассматривают сценарий, согласно которому российская экономика помимо спада в 3,%, предсказанного Международным валютным фондом, в 2023 году сократится еще на 1 или 2%. По их мнению, эффект от последних западных санкций можно будет оценить достоверно лишь в марте.