Почему в это рождественское воскресенье обязательно надо сходить в церковь

Читать на сайте inosmi.ru
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Америка превратилась в постхристианскую нацию, сокрушается Род Дреер в своей статье для American Conservative. Журналист не согласен с тем, что участие в церковной Рождественской службе — "в сущности, уже и необязательно".
Вечер у камина с семьей вам наверняка покажется приятнее, но служба в этот священный день значит гораздо больше, чем вы думаете.
Эта фотография с англиканской рождественской службы в Вестминстерском аббатстве. Прихожане поют гимн "Приидите, поклонимся". Но некоторые протестантские церкви не желают распахивать двери, чтобы верующие пришли "поклониться и припасть Христу, Цареви и Богу нашему", — сомневаются, что те придут. Читаем в The New York Times:
Церковь Стоунбридж в восточной части штата Небраска известна в местном масштабе тем, что здесь каждый год проводится крупное празднество с фейерверками. Этой осенью пожарить "сморы" сюда съехались целых 15 грузовиков, полных еды и переносных грилей. Но их "суперкубок" — это рождественский сезон, похвастался пастор Митч Читвуд. В этом декабре в четырех местах в окрестностях Омахи пройдут семейные вечеринки "Джингл джем", а в канун Рождества — девять служб с классическими колядками, кофейными напитками в рождественской тематике и праздничной фотобудкой в вестибюле.
Чего точно не будет, так это службы в воскресенье, 25 декабря. На Рождество в Стоунбридже предложат прихожанам скромный завтрак, но не молитву.
"Мы по-прежнему верим в воскресное утро как духовный опыт, но должны идти людям навстречу", — сказал Читвуд.
"Воскресное утро как духовный опыт"? "Воскресное утро"?! Это наглядная иллюстрация того, что пошло не так с американским христианством. Подробнее об этом чуть позже, но сперва еще немного:
По словам Читвуда, в последний раз Рождество выпадало на воскресенье шесть лет назад, и тогда церковь практически пустовала.
"Рождественское утро и воскресенье как бы в противофазе, — сказал профессор религиоведения Университета Кейс Вестерн Резерв Тимоти Бил. — Даже для большинства воцерковленных рождественское утро — скорее семейное время, а не религиозное. Это подарки и долгий завтрак в пижаме до полудня или даже позже.
Меня это не должно удивлять, я ведь сам вырос в такой культуре, но все равно я потрясен до глубины души: Господи, помилуй — это же день рождения Спасителя! Когда я вернулся к вере уже взрослым, то поразился, что ходить в церковь на Рождество в сущности уже необязательно (в нашей церкви службы проводились исправно). Это неправильно, какого христианина ни спроси: протестанта, католика, православного — любого. Ходить в церковь на Рождество — это обязательно. Даже не обсуждается. Рождественское утро и утро воскресенья противоречат друг другу как раз потому, что христиане перепутали главное и второстепенное.
Еще одна цитата из статьи:
"Воскресенье — это день Господень, и его полагается провести во Христе, — сказал пастор Джей Ди Грир, бывший президент Южной баптистской конвенции с 2018 по 2021 год. — Но я не хочу фарисействовать и делать из этого незыблемое правило, из которого не бывает исключений".
Что такого фарисейского в том, чтобы христиане пришли на службу во второй по значимости день христианского календаря? Не понимаю.
Хотя вообще-то нет, понимаю. Недавно я писал, как в ходе поездки для прессы по христианским святыням Турции у меня разгорелся один спор. Моим оппонентом стал американский пятидесятник, который вообще ничего не знал о древних христианских традициях, будь то католических или православных — ну совсем ничегошеньки. Наши споры всегда сводились к тому, что он считал пятидесятничество XXI века неким общепринятым стандартом по умолчанию. За обедом мы пререкались о том, станет ли церковь в Метавселенной будущим христианства. Он считал, что да, и оказался ярым ее поборником. Я же возражал, что для соблюдающих таинства это немыслимо. Он не соглашался. Но я скоро понял, что он просто не понимает, что такое служба для католиков и православных. Для него это некое возвышение чувств на благочестивый лад — и этого эмоционального подъема вполне можно достичь и в Метавселенной, это совершенно тождественно походу в церковь в мире бренной плоти. И ему правда было невдомек, как это работает у католиков и православных. А меня он наверняка счел… ну, как раз фарисеем.
"Щелкунчик": как балет русского композитора оказался хитом американского РождестваБалет "Щелкунчик" на музыку величайшего русского композитора стал настоящим хитом в США, пишет NYP. Рождество кажется невозможным без этого представления, давно ставшего традиционным. Чайковский подарил американским детям праздничное волшебство, уверен автор.
Меня это обозлило: парень рассуждал о том, чего не знал. Но чем больше я об этом думал, тем больше приходил к тому, что большинство американцев понимают веру скорее как он, чем как я. Протестантская служба без таинств принципиально отличается от нашей: у нас нет альтернативы физическому присутствию. Для протестантов как он (и я отнюдь не мажу всех одним миром!) служба — это в первую голову информация и эмоциональный подъем. Вот и все. Он даже не представляет себе, что бывает иначе. Вот почему он буквально закатил глаза, когда я рассказал, как тяжело в пандемию было, нам, православным, потому что приходилось довольствоваться литургией в записи — это жалкий эрзац службы в храме. Неудивительно, что его трактовка христианства не уважает традиционную молитву. Для него это условность. Что бы человек ни делал, чтобы почувствовать Бога, этого вполне достаточно. Вот почему он считал, что "сходить в церковь" в Метавселенной — то же самое, что в настоящий храм. Никакой разницы!
Как я уже сказал, я и сам рос с таким подходом. Для родителей богослужение было сродни походу в спортзал: хочешь — ходишь, а не хочешь — нет. Это не насущная потребность и не послушание. Как-то весной в старшей школе я приехал из школы на пасхальные каникулы и сказал отцу, что не пойду в церковь с мамой и сестрой, потому что мне кажется, что я разуверился. Он рассвирепел. Ладно, спросил тогда я, а ты почему не идешь? Почему едешь охотиться на индеек? Хорошего ответа у него не нашлось, он лишь вяло возразил, что ощутить Бога в лесу можно ничуть не хуже, чем в церкви. Тогда я предложил ему уговор: я не буду его допекать тем, что вместо службы он едет охотиться, а он позволит мне остаться дома и почитать Библию самому. Он нехотя согласился. После этого я уже не мог воспринимать всерьез его слова о Боге — вообще никакие. Много лет спустя, когда я сказал ему, что снова уверовал и собираюсь стать католиком, он возразил, что "все Дрееры испокон века были методистами". Мне было решительно все равно. Сегодня мне совестно оттого, как высокомерно я обошелся с его чувствами, но сами видите, что бывает, если считать службу чем-то факультативным, а не центром духовной жизни.
По счастью, та статья вызвала бурный отклик в социальных сетях у других пасторов, которые справедливо отметили, что если в день рождения Спасителя у вас есть дела поважнее службы, то с вами явно что-то не так. Моим домочадцам всегда было непросто оторваться от веселого сумбура разноцветных упаковок на полу гостиной и приятной усталости от утренней распаковки подарков, одеться и отправиться на полуторачасовую литургию, но у нас никогда не было сомнений, что так надо. Как я уже писал, когда Русская православная церковь заграницей в 2012 году прислала к нам в Стархилл батюшку, тот сказал нам, что у них заведено так, что все желающие причаститься воскресным утром должны придти к вечерне субботним вечером — это своего рода подготовка. В других православных церквях так не принято, и поначалу мы роптали. Но постепенно это сделалось для нас чем-то вроде послушания. Кроме того, мы с женой знали: надо показать детям, что служение Господу для нас превыше всего, какие бы планы на субботний вечер у нас ни были. Спустя всего несколько месяцев мы оценили пользу. Правда, когда приход РПЦЗ закрылся, и мы начали ходить в Православную церковь в Америке (ПЦА) в Батон-Руже, я перестал. Хотя формально я не грешил, мне все равно казалось, что моей вере чего-то недостает.
Я знаю семьи, даже православные, где ничего не стоит пропустить воскресную службу, если у ребенка в этот день спортивное мероприятие. Я даже не догадывался, что так бывает, пока в 2010 году мы не переехали в Филадельфию: оказалось, что бейсбольная лига нашего младшего проводила матчи как раз по воскресеньям. Мы объяснили тренеру, что сын будет пропускать матчи, потому что мы ходим в церковь. После этого нас записали в чудаки даже другие верующие. Странно, да? Какая нормальная семья предпочтет храм бейсбольному стадиону? Ну да ладно. Америка превратилась в постхристианскую нацию, но наша семья будет служить Господу, даже если наши дети станут изгоями.
Я говорю это не из гордыни, хотя многие трактуют мои слова именно так. Просто я вижу, насколько подчинение духовной жизни постхристианской культуре умерщвляет веру. Мне нравится, как в интервью The New York Times высказался пресвитерианский пастор Кевин Деянг:
Для критиков этого гибкого подхода одно то, что Рождество выпадает на воскресенье, символизирует вечную дилемму христианства — выбор между разжиженным "светским" христианством с подарками и гоголь-моголем и "истинным значением Рождества" — в этот день две тысячи лет назад в вифлеемском хлеву родился Иисус.
"Мы все слышали проповеди, что Иисус — первопричина всего, — сказал пастор пресвитерианской церкви Завета Христова в Мэтьюзе, Северная Каролина, Кевин Деянг. — Но когда церкви отменяют службы, это воспринимается иначе: на дворе Рождество, и даже сейчас Иисус не на первом месте".
В обществе, где воскресенья больше не отмечены пуританскими законами "о скуке" и неспешным ритмом, церквям круглый год приходится с кем-то конкурировать — в том числе с молодежными спортивными мероприятиями. По словам Деянга, пастору, который сам "капитулирует" в Рождество, тяжело будет объяснить людям, почему надо выбирать церковь. В 2016 году он опубликовал в интернете призыв к пасторам не отменять служб, и повторил его в этом году.
Он прав. Извечная наша задача, особенно христиан, — верно распорядиться своей любовью. Нет ничего плохого в том, чтобы провести рождественское утро с семьей — это всем по душе! Но любовь к этой радости должна подчиняться любви ко Христу — а это значит в Рождество побывать в храме и воздать Ему должное вместе с другими прихожанами. Идти на компромиссы в этих вопросах, я считаю, — значит отказываться от чего-то принципиального для христианской веры. Сперва вы даете детям понять, что есть вещи поважнее службы в день рождения Христа, затем, само собой разумеется, приходите к тому, что и в обычное воскресенье найдутся дела поважнее богослужения, а в конце концов — что и в церковь можно ходить лишь по большой необходимости. А так можно договориться и до того, что само присутствие Бога в таинстве — пустая формальность. Что же остается? У вас — мимолетная эмоция вместо веры, а в следующем поколении — вообще пустота.
У религиоведа Стивена Булливанта недавно вышла отличная книга "Необращенные: рождение экс-христианской Америки". Вот отрывок из интервью журналу Grid, где профессор Булливант объясняет, что в безверие США действительно крепнет (причем не только среди молодежи). При этом он говорит, что вопреки некоторым, есть мнение, что дело тут не в консерватизме церквей с ныне непопулярными взглядами на секс и сексуальность:
А еще, конечно же, интернет, добавил Булливант. Он появился примерно в это же время, и люди смогли общаться с усомнившимся единомышленниками. Булливант заметил это, когда брал интервью у бывших мормонов и бывших евангелистов.
"Если ты рос в маленьком городке где-нибудь в Техасе или Айдахо, и вокруг были одни христиане, то ты жил словно в пузыре. А затем в интернете вдруг находишь группы поддержки с тысячами участников, и эти пузыри лопаются", — заметил он.
Вузы могут отказаться от выпускных экзаменов по алгебре, потому что студенты считают этот предмет слишком труднымВузы штата Канзас могут отказаться от требования проводить выпускные экзамены по алгебре, поскольку студенты с ними просто не справляются, пишет AT. Автор статьи поражен: количество выпускников оказалось важнее качества их образования.
По мнению Булливанта, рассуждая о причинах, почему прихожане бегут из церквей, принято переоценивать смену культурных ценностей.
Мнения американцев о роли женщин в обществе, абортах и однополых браках изменились, и церквям стало трудно за ними угнаться, считает он. Они боялись отторгнуть широкие слои верующих, не согласных с позицией церкви по определенным вопросам.
Но если посмотреть на Епископальную церковь, которая шла в ногу с культурой, то оказывается, что и ее паства сокращается, заметил Булливант. Церкви, принимающие веяния времени, со временем тоже пустеют.
"Католики говорят: "Молодежь бежит потому, что не согласна с церковью по абортам и контрацепции", и это действительно так. А еще насчет однополых браков и прочего", — сказал он. — Но едва ли они останутся или тем паче вернутся, если церковь пересмотрит свои догмы или смягчит их по-пастырски".
Я вырос в консервативной Америке и наблюдал это не раз. Это преувеличение, что все консерваторы (или даже большинство) ходят в церковь. Опять же, наглядный тому пример — моя собственная родня. Мы чурались церкви не потому, что она чересчур консервативна или, наоборот, либеральна. Мы не ходили просто потому, что не считали службу принципиальным моментом в жизни христианина. По правде говоря, христианами мы были лишь формально, но горячо бы с этим поспорили — отчасти потому, что среди нашего консервативного окружения хватало других "рождественских" или "пасхальных" верующих. Подобно многим другим, мы отвыкли ходить в церковь регулярно (а точнее, так и не научились). Мы были прекрасной иллюстрацией кьеркегоровской мысли, что когда люди воспринимают христианство как нечто сродни гражданству, которое дается автоматически, без малейшего интеллектуального и эмоционального участия и не выбирая, то оно перестает существовать. Ровно это мы наблюдаем в современной Америке, причем не только среди детей бэби-бумеров, а вообще.
Пару недель назад свежие демографические данные из Великобритании тоже показали, что впервые в истории христиане (назвавшиеся таковыми при переписи) не составили в стране большинства. При нынешних тенденциях США достигнут этого мрачного рубежа к 2070 году. И, как отметил профессор Булливант, ничто не предвещает, что молодежь, разуверившаяся в свои двадцать, вернется в лоно церкви, когда повзрослеет и начнет заводить семьи.
Христианство — это не просто богословский догмат. Это образ жизни, иначе оно не выстоит. Веками целые поколения праведников возводили некие структуры — в законе и в культуре (даже в искусстве и архитектуре), — которые связывали общество христианским учением, как бы дурно его ни соблюдала паства из мяса и костей. Но эти структуры могут и не пережить утрату веры и исчезновения религии, которая их породила. Если вы мне не верите, то полюбуйтесь на развалины греко-римских храмов и спросите себя, что случилось с Зевсом, Афиной, Артемидой и всеми остальными. Могу лишь настоятельно порекомендовать книгу историка Эдварда Уоттса "Поколение последних язычников", где рассказывается, как все это случилось в четвертом веке нашей эры, прямо под носом у языческой элиты, которая не сомневалась, что христианство — лишь временный заскок и что Рим навеки останется языческим, ведь так было всегда. Большинство из нас, пожилых христиан, чем-то сродни римским язычникам постарше конца четвертого века — в том смысле, что у нас то же ложное чувство безопасности насчет христианской веры и ее места в нашей культуре. Миллениалы и христиане поколения Z ощущают реальность острее — как и их языческие сверстники конца четвертого века.
В Риме я встретил католика, у которого сложилось впечатление, что моя книга "Выбор Бенедикта" проповедует пораженчество и сдачу культурных позиций. Ничего подобного. Я рассуждаю о том, как нам, христианам, коренным образом изменить жизнь — нашу собственную, наших семей и наших общин — чтобы жить по правде в агрессивной постхристианской среде. Любой, кто прочтет эту книгу и проникнется ее посылом, поймет, что христиане, которые не хотят идти на рождественскую службу, на самом деле — пример обмирщения. Многие из нас тешат себя мыслью, что Богу все равно, если мы пропустим службу просто потому, что нам приятнее понежиться дома в пижаме или посидеть у камина с семьей и подарками. Что ж, Богу, может, и все равно (а может, и нет), но нам и нашим детям это важно, отдаем мы себе в этом отчет или нет. В своем замечательном эссе 2004 года "Церковь как культура", легшем в основу "Выбора Бенедикта", церковный историк Роберт Луи Уилкен писал:
"На моем веку мы застали крах христианской цивилизации. Поначалу процесс распада шел медленно и поступательно, напоминая неотступное истощение, но сегодня ускорился, и, что еще тревожнее, стал осознанным и преднамеренным — причем, способствуют ему не только культурные хулители христианства, но зачастую и сами христиане".
Да, и среди них миллионы верующих, которые лишь пожмут плечами и предложат "разумное" объяснение, почему можно не ходить в церковь на Рождество. Прочтите Уилкена, и поймете почему.
Наконец, вчера я прочел статью в The Wall Street Journal о том, что молодые католические священники нередко консервативнее своей паствы. Вот выдержки:
Исследование католического духовенства, проведенное Институтом Остина, показало, что молодые католические священники, особенно недавно рукоположенные, как правило, заметно консервативнее коллег старшего возраста по целому ряду вопросов, включая политику, теологию и нравственность. Согласно сводному исследованию за 2021 год, начиная с 1980-х годов каждое следующее поколение католических священников становится все консервативнее.
Что касается церковных запретов на противозачаточные, мастурбацию, гомосексуализм, самоубийство, рукоположение женщин в священство, а также веры в вечное блаженство, то каждое следующее поколение (с отступом в десять лет) поддерживает церковное учение горячее, чем предыдущее. По данным Института Остина, рукоположенные в 2010 году или позже консервативнее всех и менее всего довольны папой Франциском, причем примерно половина из них его вовсе не одобряет. Ватикан на просьбу дать комментарий не ответил.
"Люди хотят ответов и стабильности, — сказал рукоположенный в 2011 году преподобный Дэниел Хесс, декан семинарии и школы богословия Маунт-Сент-Мэри в Цинциннати. — На самом деле есть целый кладезь истин католического учения, и это неотъемлемая часть нашего наследия, но нам он не знаком, поэтому мы словно открываем его заново. Поэтому в некотором смысле это ведет к традиционализму или более консервативному подходу".
Трансгендер, трансвестит и отмена полов: школа — храм ЛГБТ-воспитанияФранция начала навязывать детям ЛГБТ-воспитание, пишет BV. Теперь учащимся дают уроки по гендерной теории и водят на спектакли про трансвеститов. Эти меры — часть плана правительства по борьбе за права сексуальных меньшинств.
И если молодые священники придерживаются традиции, то католики-миряне, наоборот, движутся в либеральном направлении. Опрос 2021 года Центра прикладных исследований апостольства Джорджтаунского университета для журнала America показал, что свыше 52% паствы поддерживают рукоположение женщин в священники, 62% считают, что должно быть позволено благословлять однополые отношения, и лишь 38% в против эвтаназии.
Рукоположенный в 2019 году преподобный Бенджамин Петти, капеллан студенческого городка при Университете Джорджа Вашингтона в Вашингтоне, округ Колумбия, сказал: "Сегодняшнее общество свято убеждено в том, что правда — это то, что ты сам придумал". И добавил: "Поэтому церковь, ее учение, ее преемственность и нравственный голос — это место стабильности и безопасности, где можно получить нечто хорошее и проверенное".
По словам преподобного рукоположенного в 2011 году Эзры Салливана, который преподает в Папском университете Святого Фомы Аквинского в Риме, самые молодые священники США — это постмодернистское поколение, разочаровавшееся в идеях прогресса и религиозного плюрализма, воцарившихся после Второго Ватиканского собора. Поэтому вместо межконфессионального диалога во имя социальной справедливости они скорее будут крепить католическое самосознание и привлекать новообращенных, сказал преподобный Салливан, автор книги о священстве "Другой Христос".
Другое дело — отношение к папе Франциску. Взгляды священников диаметрально меняются в зависимости от возраста. По опросу 2021 года, почти 80% священников, рукоположенных до 1980 года, "полностью одобряют" нынешнего понтифика, тогда как среди рукоположенных в 2010 году или позже таких всего 20%. Почти половина молодых священников папу не одобряют — причем в градации от "в некоторой степени" до "решительно".
"Поразительно, что эти люди, для которых полная верность папе — это догма, так легко от него отвернулись, — сказал рукоположенный в 1974 году преподобный Томас Риз, автор книги "Ватикан изнутри. — Теперь они верны папе лишь в том случае, если он сам с ними согласен".
Отец-иезуит Том Риз ошибается, хотя это и предсказуемо. Эти молодые священники "верны" (неоднозначный термин!) папе римскому ровно настолько, насколько сам папа верен учению католической церкви — и так и надо! До понтификата Франциска было в принципе немыслимо, чтобы в правоверности папы римского сомневались. И вот, пожалуйста. Эти молодые священники верны сокровищу веры, а не личности Франциска — или любого другого папы, если на то пошло. И так и надо! Либералы из поколения отца Риза немало сделали для того, чтобы расшатать католическую веру. Поскольку либеральные молодые люди, стекающиеся в семинарии, никакого "эффекта Франциска" не ощутили, именно им предстоит крепить веру на руинах постхристианской эпохи и пасти свои стада, не дав им упасть с горной тропы в бездну неверия. То же касается и молодого протестантского духовенства. Ничего личного к проповедникам экуменической мегацеркви вроде Мита Читвуда с его рождественской вечеринкой "Джингл джем", но подгонять церковную жизнь под запросы "потребителя" вместо того, чтобы предлагать пастве литургию, которая придаст жизни смысл и цельность, — это путь духовного самоубийства.
Поэтому, друзья, какого бы учения вы не придерживались, пожалуйста, сходите на это Рождество в церковь. Во-первых, это вам же и нужно, а, во-вторых, на вас смотрят ваши дети.
Обсудить
Рекомендуем