Как необычная коалиция сумела перехитрить Китай и Россию в ООН

Foreign Policy: в ООН Россию и Китай попытались обвести вокруг пальца

Читать на сайте inosmi.ru
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Возглавляемая Мексикой коалиция стран нарушила стандартные процедуры в ключевом комитете ООН, чтобы запустить процесс разработки конвенции по преступлениям против человечности, пишет Foreign Policy. Несмотря на несоблюдение законности, инициативу поддержали десятки стран, включая США.
Робби Греймер (Robbie Gramer), Ануша Ратхи (Anusha Rathi)
Благодаря искусно осуществленному процессуальному бунту небольших стран ООН наконец готова устранить один из последних пробелов в международном праве
В середине октября Россия, Китай и коалиция других автократических государств направила одному высокопоставленному дипломату ООН гневное письмо, в котором они выразили свой "шок" в связи с маневрами других стран-членов ООН по поводу нового важного акта международного законодательства.
Необычная коалиция, в которую вошли небольшие государства и которую возглавили Мексика, Гамбия и Бангладеш, сумела найти способ запустить процесс разработки первой в истории конвенции ООН по преступлениям против человечности – вопреки яростным возражениям Москвы, Пекина и их союзников, которые тормозили этот процесс в течение трех лет.
Но на этот раз Москву и Пекин обвели вокруг пальца. И они это знают.
Возглавляемая Мексикой коалиция стран нарушила стандартные процедуры и традиции консенсуса в ключевом комитете ООН, который отвечает за соблюдение требований международного права, заложив основу для принятия первого в истории договора ООН, касающегося преступлений против человечности. Ни одного подобного договора в настоящее время нет, и многие эксперты в области права и защиты прав человека называют это зияющей дырой в международном законодательстве.
Процесс согласования окончательного проекта договора о предотвращении преступлений против человечности и его подписания мировыми державами займет много лет, и борьба еще только начинается. Но как однажды сказал бывший британский премьер-министр Уинстон Черчилль – в другом контексте, – если это не начало конца, тогда это конец начала. В основу данной статьи легли внутренние документы ООН и беседы с девятью дипломатами ООН и экспертами, которые сходятся во мнении, что России и Китаю предстоит тяжелая борьба за то, чтобы сорвать принятие нового договора ООН, который сыграет решающую роль в деле защиты прав человека.
"Все те, кто работает „на передовой”, все эксперты в области права в ООН испытывают воодушевление в связи с тем, что в этом вопросе наконец произошли подвижки", – сказал один дипломат ООН, попросивший сохранить его имя в тайне, так как он не имеет права обсуждать внутренние вопросы ООН.
Эта дипломатическая борьба разворачивается на фоне всплеска преступлений против человечности, который наблюдался весь минувший год, – от жестокого подавления продемократических движений в Мьянме, до разрушительного конфликта в Эфиопии, в котором, по разным оценкам, уже погибло 600–800 тысяч человек. Конвенция ООН о преступлениях против человечности позволила бы создать правовые рамки, внутри которых различные страны могли бы взаимодействовать друг с другом в поисках и привлечении к ответственности тех, кто совершил преступления против человечности, будь то на поле боя или за его пределами.
Истоки конвенции ООН о преступлениях против человечности можно проследить до Нюрнбергского процесса над нацистскими военными преступниками после Второй мировой войны, когда были приняты Женевские конвенции о гуманном обращении во время войны и Конвенция ООН о геноциде. Эксперты-международники несколько десятилетий призывали ООН разработать новую конвенцию о преступлениях против человечности, чтобы заполнить пробел, оставленный конвенциями, которые охватывают в первую очередь геноцид, пытки, военные преступления, насильственные исчезновения и апартеид. Преступления, которые могут "проскользнуть" сквозь щели в международном праве, включают убийства, обращение в рабство, изнасилования, принудительную стерилизацию, несправедливое заключение и другие преступления, совершенные за пределами зон военных действий или не попадающие под определение геноцида.
"Преступления против человечности – это единственное „нюрнбергское” преступление, которое еще не закреплено в международном праве посредством межгосударственного договора, – сказала Лейла Надя Садат (Leila Nadya Sadat), профессор международного права в Вашингтонском университете в Сент-Луисе. – То есть это очень важная недостающая часть международной правовой архитектуры".
В качестве примера правозащитники приводят Иран. Иранские чиновники, которые последние несколько месяцев участвуют в жестоком подавлении демонстраций в поддержку основных прав женщин, возможно, не совершали геноцида и не виновны в осуществлении политики апартеида, но они все же что-то совершили, и правозащитники считают, что эти официальные лица могут быть привлечены к ответственности в той или иной форме, если появится общепринятая международная правовая база по преступлениям против человечности.
"Это действительно важно, потому что не должно быть такой „иерархии” злодеяний, в которой геноцид подлежит предупреждению и наказанию, а преступления против человечности – нет, – сказала Шеннон Радж Сингх (Shannon Raj Singh), сопредседатель Комитета по военным преступлениям Международной ассоциации юристов. – На фундаментальном уровне жертва остается жертвой независимо от того, намерен преступник уничтожить целую группу людей или нет".
В 2013 году Комиссия по международному праву (ILC) – группа экспертов в области права, чья задача заключается в разработке проектов новых конвенций для рассмотрения Организацией Объединенных Наций, – добавила преступления против человечности в свой постоянно растущий "список первоочередных дел". В 2017 году комиссия разработала первоначальный набор статей для такой конвенции, а в 2019 году официально отправила проект в Комитет по правовым вопросам ООН (Шестой комитет ООН) – в орган, который курирует вопросы международного права.
Шестой комитет действует в соответствии с весьма своеобразным набором смутных традиций и сомнительных юридических процедур. По словам дипломатов и экспертов ООН, отслеживающих эти вопросы, Россия и Китай надеялись фактически уничтожить любую возможность принятия конвенции ООН о преступлениях против человечности, утопив этот процесс в бесконечной череде процедурных препятствий, дебатов и дипломатических проволочек.Они сумели проделать это в 2019, 2020 и 2021 годах.
Но в 2022 году новая необычная коалиция стран решила в корне изменить ситуацию. Когда в октябре собрался Шестой комитет, его инициатива застала Москву, Пекин и их союзников врасплох. Вместо того чтобы следовать громоздкой процедуре, Мексика и ее союзники взяли проект резолюции, уже разработанный ILC, немедленно вынесли его на рассмотрение в комитете, сразу же назначили координаторов, не дожидаясь одобрения со стороны государств, выступавших против инициативы, и установили график обсуждения резолюции до того, как Москва и Пекин смогли оказать сопротивление.
"Мы шокированы тем, что прямо через секретариат Шестого комитета делегаты от нескольких миссий объявили себя координаторами проекта резолюции о преступлениях против человечности, – написали в октябре представители России и Китая в ООН в письме, адресованном Педро Комиссарьо Афонсо (Pedro Comissário Afonso), послу Мозамбика в ООН, который в тот момент занимал место председателя Шестого комитета. – Это явно противоречит принципам прозрачности, демократичности и легитимности, которыми комитет много лет руководствовался в своей работе". То письмо также подписали представители Северной Кореи, Ирана, Белоруссии, Сирии, Венесуэлы, Кубы, Эритреи и Никарагуа.
Однако то, что провернула Мексика, было вполне законным – хотя и нетрадиционным – шагом, который не противоречил внутренним правилам Шестого комитета. В другом письме, с которым удалось ознакомиться репортерам Foreign Policy – оно было адресовано тем же делегатам и датировано неделей позже, – Альфонсо отметил, что Шестой комитет "тщательно рассмотрел вопросы, вызывающие озабоченность", которые были перечислены в их письме, и добавил, что "все процедуры и практики Шестого комитета были соблюдены".
С этого момента поддержка инициативы Мексики начала расти как снежный ком. Первоначально эту резолюцию поддержали восемь стран: Мексика, которую считают ее инициатором, Бангладеш, Коста-Рика, Колумбия, Гамбия, Соединенные Штаты, Соединенное Королевство и Южная Корея. А потом под ней подписались десятки других стран.
"Число подписавшихся выросло с восьми до 86 стран", – сказал Ричард Дикер (Richard Dicker) из международной некоммерческой организации Human Rights Watch.
Шестой комитет традиционно работает на основании консенсуса: это значит, что, если одно государство возражает против того или иного предложения, предложение отклоняется без проведения голосования. Но, по словам представителей и экспертов ООН, к тому моменту Пекин и Москва уже поняли, что им поставили мат.Они могли либо заявить о своем несогласии, инициировать голосование по резолюции и проиграть – с большим и весьма позорным с дипломатической точки зрения отрывом, – либо согласиться с ней. Спустя несколько недель гневных закулисных предупреждений и заламывания рук они выбрали второй вариант.
"Это очень расстроило Россию и Китай, но в конечном счете это оказалось разумной стратегией, которая позволила в кои-то веки продвинуть резолюцию вперед", – сказал Радхакришнан.
По словам дипломатов ООН, эта необычная коалиция стран, поддержавшая новую конвенцию ООН – от Гамбии до Бангладеш – также сумела развеять обвинение, звучавшее со стороны России и Китая, в том, что в ООН инициативы, касающиеся прав человека, служат лишь для продвижения интересов Вашингтона и его европейских союзников.
"Множество государств из различных регионов объединились и убедительно опровергли обвинение в том, что “все это нужно лишь западным странам”", – пояснил Дикер.
Теперь необходимо создать комитет, который будет обсуждать содержание проектов статей, а затем представит их Генеральной ассамблее ООН осенью 2023 года, после чего этот документ превратится в полноценный договор ООН, принятый странами – членами организации. Ни один эксперт в области права не считает, что новая конвенция ООН о преступлениях против человечности позволит в одночасье предотвратить подобные преступления. Но она станет первым в своем роде документом, который поможет привлекать государства и отдельных лиц к ответственности за такие преступления и смазывать механизмы международного сотрудничества в процессе преследования и наказания за преступления против человечности.
Украина хочет исключить Россию из СБ ООНИз Киева прозвучала экстравагантная идея исключить Россию из Совета безопасности ООН, сообщает Figaro. Сообщив об этом новом "соке мозга" Зеленского, газета дала высказаться читателям. Они посоветовали украинскому президенту быть скромнее, от раздутого величия можно лопнуть.
Что еще важнее, этот документ юридически обяжет государства предотвращать подобные преступления независимо от того, были они совершены на их территориях или нет – аналогично тому, что изложено в Конвенции о геноциде. Новая конвенция обяжет подписавшие ее государства включить пункты о предотвращении и преследовании преступлений против человечности в их национальные правовые системы. (Даже в развитых демократиях не всегда есть такие законы. Например, в законах Соединенных Штатов до сих пор сохраняются широкие лазейки, которыми могут пользоваться виновные в преступлениях против человечности и над устранением которых в настоящее время работают американские законодатели.)
Со временем, как надеются эксперты в области права и правозащитники, такой договор ООН позволит укрепить механизмы обеспечения прозрачности и преследования виновных, а также будет оказывать сдерживающее воздействие на правительства, которые в иных обстоятельствах способны безнаказанно совершать преступления против человечности.
"Сейчас мир переживает тяжелый период из-за подъема авторитаризма и роста числа конфликтов, – сказала Садат. – И мне кажется, что сейчас довольно легко начать цинично относиться к силе международного права. Но также важно помнить, что из-за отсутствия международных законов у вас попросту нет инструментов для противостояния подобным вызовам".
Обсудить
Рекомендуем