Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
На Украине такие понятия как "пан", "воевода" и даже "шляхта" вызывают исключительно положительные ассоциации, пишет "Европейська правда". Согласно данным опроса, проведенным социологической службой, связанной с польским правительством, украинцы готовы к тому же отказаться от изучения Пушкина в пользу Мицкевича.
Есть ли на Украине спрос на изучение польской культуры? И есть ли общественное согласие на то, чтобы процесс языковой, ментальной и культурной дерусификации и деимпериализации Украины сопровождался интенсификацией культурных связей с Польшей? Результаты недавнего опроса украинского общественного мнения дают безусловно положительный ответ на этот вопрос.
Мицкевич вместо Пушкина
Высокий уровень симпатий украинцев к Польше и полякам был очевиден для каждого, кто взвешенно анализировал польско-украинские отношения еще до начала конфликта.
После начала конфликта, согласно летнему опросу украинской социологической службы Info Sapiens и Центра Мерошевского, польской государственной институции, созданной законом польского сейма для содействия диалога между поляками и украинцами, уровень симпатий возрос еще больше, достигнув рекордных восьмидесяти шести процентов.
Вместе с тем результаты нового опроса Центра и Info Sapiens относительно отношения украинцев к польской культуре, уровня осведомленности о ней, а также ассоциаций с историей древней Речи Посполитой, могут стать некоторой неожиданностью.
Оказалось, что в рейтинге европейских стран, культура которых является наиболее привлекательной для украинцев, первое место заняла именно Польша с сорока тремя процентами спонтанных ссылок (респонденты могли указать до пяти стран). Только затем шли английская, немецкая, французская или итальянская культуры. Также в ответах на вопрос, какой из соседних народов является наиболее близким украинцам, на первом месте оказались поляки – семьдесят два процента. На белорусов, занявших второе место, указали семь процентов.
Ощущение культурной близости к полякам было еще более выраженным в областях исторической Волыни, Подолья и Киевской области (восемьдесят один процент) и Галичины (девяносто один процент), которые несколько веков были связаны с Польшей.
В то же время часть опрошенных украинцев задекларировала, что их интерес к польской культуре заметно вырос после начала конфликта. Об этом заявило двадцать семь процентов респондентов, в том числе тридцать пять процентов молодежи в возрасте до тридцати четырех лет. Также подавляющее большинство респондентов (семьдесят три процента) считает, что на украинском телевидении мало польских фильмов и что о польской к ультуре недостаточно рассказывают в школах (пятьдесят пять процентов).
Несмотря на дискуссию, которая идет на Украине об отношении к деятелям российской культуры, исследователи поставили вопрос о том, как украинцы восприняли бы идею ввести в школьную программу вместо Александра Пушкина произведения великого польского поэта эпохи романтизма Адама Мицкевича.
Поэта, добавим, который также остро критиковал российскую политическую систему, осуждал отношение Западной Европы к России и был одним из первых экспертов по вопросам изучения российского общества – так он поступал и в академических, и в литературных произведениях. Оказалось, что шестьдесят девять процентов украинцев поддержали бы такую идею (в Галиции за такую замену высказались более девяноста процентов, а на Волыни, Подолье и Киевщине – семьдесят пять процентов).
В то же время опрос показал, что знание польской культуры за пределами Галиции является в лучшем случае умеренным. На самом деле лишь тридцать два процента украинцев смогли правильно ответить, кем именно был Мицкевич. Он занял второе место – после Шопена (восемьдесят один процент) – по уровню узнаваемости польских культурных деятелей.
Следующим стал Ежи Гофман (двадцать четыре процента узнаваемости), режиссер фильма "Огнем и мечом" по роману Генрика Сенкевича, который был очень положительно оценен украинцами. Заодно с восемнадцатью процентами узнаваемости, сам Сенкевич, известный писатель и нобелевский лауреат, является менее известным, чем режиссер. Пятое место (семнадцать процентов) занял режиссер Роман Полански.
В то же время исследование показывает, что известные поляки, которые родились на украинской земле – такие как второй после Мицкевича классик польской поэзии Юлиуш Словацки, композитор и пианист Игнаций Ян Падеревски или композитор Кароль Шимановски – известны лишь нескольким процентам украинцев. Из этой группы только уроженец Львова Станислав Лем имеет большую узнаваемость (пятнадцать процентов).
А кто украинцам спонтанно приходит в голову, когда их спрашивают о поляках? Пятьдесят один процент опрошенных затруднились назвать хоть одно имя. В первую пятерку вошли три польских президента Анджей Дуда (двадцать два процента), Лех Качиньский (семь процентов) и Лех Валенса (пять процентов).
По четыре процента упоминаний получили Адам Мицкевич и актриса Барбара Брыльска, которая определенно имеет большую популярность на востоке и юге Украины, чем на западе страны.
История как источник позитива
В опросе была также историческая составляющая – его результаты вдохновляют оптимизмом, если речь идет об историческом диалоге.
Как видим, термины, связанные с древней историей Польши и Украины, такие как "Речь Посполита", "пан" или "воевода", даже "шляхта", обычно вызывают положительные ассоциации. Однако если в случае с "Речью Посполитой" преимущество положительных ассоциаций над негативными было почти четырехкратным (сорок процентов против одиннадцати процентов), то в случае "шляхты" оно является незначительным (двадцать девять процентов против двадцати пяти процентов).
Учитывая традицию украинской историографии, дававшую обычно негативную оценку факту пребывания украинских земель в составе Польского королевства, а особенно влияние Михаила Грушевского на исторические интерпретации, продолжающееся и по сей день, такой результат следует расценивать как положительный.
В определенной степени это, конечно, является следствием симпатий к Польше, а в определенной мере – результатом работы украинских историков в течение последних тридцати лет, приложивших немало усилий для борьбы с вражескими к Речи Посполитой интерпретациями, распространяемыми Россией и украинским национальным движением в девятнадцатом веке.
Показательно также, что построенные в замки, дворцы или костелы, простирающиеся от Буга до Днепра, в основном, рассматриваются как часть общего культурного наследия поляков и украинцев (шестьдесят один процент), тогда как респондентов, указывавших на одну нацию: поляков (одиннадцать процентов) или украинцев (пятнадцать процентов), было в явном меньшинстве.
Однако процесс интернализации наследия Речи Посполитой пока не проявился в отношении к латинице, которая, в конце концов, довольно часто использовалась на Правобережной Украине в девятнадцатом веке, хотя кириллица и тогда была приоритетной.
С предложением части украинских интеллектуалов о том, чтобы по примеру Сербии на Украине были две государственные азбуки – на основе кириллицы и латиницы, согласились двадцать один процент опрошенных, а еще четыре процента высказались вообще за отказ от кириллицы, как это предлагал в свое время Павел Климкин, а затем Алексей Данилов. Однако семидесяти процентов опрошенных украинцев не считают такие меры необходимыми.
Примечательно, однако, что сторонников частичной латинизации украинского языка было несколько больше среди молодежи и в Галиции.
Каковы результаты исследования? Один из них очевиден. Среди украинцев существует огромный спрос на изучение польской культуры и в то же время бытует убеждение в необходимости не только языковой, но и культурной дерусификации Украины.
Хотя региональные различия в отношении к полякам являются меньшими, чем до конфликта, все же можно наблюдать высокий уровень осведомленности о польской культуре на тех украинских землях, которые находились под влиянием польской культуры, такие как Правобережная Украина в период 1917–1920 годов или Западная Волынь и Галиция до 1945 года.
Следует отметить, что, хотя аналогичные исследования еще не проводились в Польше, бытовые наблюдения свидетельствуют о том, что спрос на изучение украинской культуры растет и в Польше.
Опрос также подтверждает голоса всех тех комментаторов, которые указывают на то, что положительная оценка деятельности формирований, которые запятнали себя преступлениями против поляков (как и украинцев) – таких как, например, гайдамаки (шестьдесят два процента положительных оценок, семь процентов негативных) – не означают одобрения этих преступлений и неприязни к полякам; парадоксально, но они даже положительно коррелируют с симпатией к Польше.
Зеленский и его партия строят авторитарное недемократическое государствоОбложки мировых СМИ пестрят фотографиями Зеленского, что помогает ему получать финансовую и военную помощь от Запада, пишет "Високий замок". Однако там не понимают, что на Украине строят авторитарное недемократическое государство, которое превращается в "Азиопу".
27.12.202200
После конфликта для польско-украинских отношений должно наступить очень хорошее время.
И результаты опроса свидетельствуют именно об общественной легитимизации на Украине планов активизации польско-украинских связей.
Однако следует иметь в виду, что в Польше уже есть критики "украинизации страны", то ли среди политиков, то ли среди публицистов, а на Украине такие критики могут легко появиться.
Поэтому, те, кто на самом деле стремится работать на интенсификацию отношений между двумя народами, пусть остерегаются действий, которые могут усилить опасения этих кругов в обеих странах.