Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Доллару угрожают разные опасности: американская рецессия или один лишь страх перед ней, пишет автор издания "Лез эко". Уйдя в историю падений валюты США в прошлом веке, он немного пишет и о главной проблеме. Вот она: враждебность США к России и КНР заставляет их экономики уходить от доллара.
Крах доллара — не самый вероятный сценарий следующего года, но он может вызвать глобальное потрясение. Основная международная валюта, по-прежнему очень переоцененная, может столкнуться с серьезной рецессией в Соединенных Штатах в сочетании с высокой инфляцией.
Великодушный "король по имени доллар" пощадил своих самых слабых соперников в 2022 году. На этот раз в первые девять месяцев года он проявил свою силу в ущерб другим валютам (евро, фунту стерлингов и иене), но был относительно мягок к развивающимся валютам. Центральные банки этих стран имеют более высокие реальные ставки, чем в развитых странах, которые лучше защитили и поддержали свои валюты. Некоторые страны, такие как Бразилия, например, первыми подняли свои ставки, причем в массовом порядке.
2023 год может стать реваншем для "аутсайдеров долларовой системы" (евро, иены и т. д.). Эти валюты могут вырасти в цене. Потому что Европейский центральный банк (ЕЦБ) и Банк Японии, в частности, будут продолжать ужесточать политику, поскольку Федеральная резервная система США (ФРС, американский вариант учреждения, которое во всем мире называют Центральным банком) приближается к концу цикла повышения ставок. Рецессия в их экономике, ожидаемая в течение нескольких месяцев, приостановила рост курса доллара, сократив его рост вдвое с 15% до 7%.
Исторически завышенная валюта
В этом году курс доллара вырос на 18% по отношению к евро, на 30% по отношению к иене и на 26% по отношению к фунту стерлингов. Впервые с 2005 года доллар США вырос более чем на 10% по отношению к каждой из трех основных валют. Рынки воспринимали ФРС как центральный банк, который действительно взялся за борьбу с инфляцией. Его валюта получила премию за монетарную активность ФРС. Правда, чрезмерная энергичность американских финансистов с ростом валюты начала негативно сказываться на конкурентоспособности американского экспорта.
Несмотря на коррекцию в последнем квартале, доллар сохраняет исторически завышенную оценку. В глазах рынков "эта завышенная оценка больше не будет оправдана, как только ФРС прекратит повышение ставок и снизится активность. Слабая экономика будет сопровождаться ослаблением доллара", — сказал Пол Макел, глава отдела валютной стратегии HSBC.
В 2020 году, год Covid, доллар потерял 15% по сравнению с самой высокой точкой в марте и 5,5% за весь год. Когда экономическая ситуация резко ухудшается, американские инвесторы (пенсионные фонды и т. д.) склонны продавать свои иностранные активы и прибегать к американскому государственному долгу, что помогает поддерживать доллар.
Годы правления Волкера
Даже серьезная рецессия в США не приводит автоматически к краху доллара. США пережили девять рецессий с начала 1970-х годов, а доллар реально падал только дважды (1972-1974 и 1994-1995). Когда интернет-пузырь лопнул (1999 – июль 2000), доллар потерял всего 1%. Массовое повышение ставок ФРС было основным фактором рецессии в США только три раза в 1970-х и 1980-х годах.
Пол Волкер, президент ФРС с 1979 по 1987 год, поднял ставки на 1000 базисных пунктов в период с июля 1980 года по январь 1981 года. Это вызвало падение американского ВВП на 2,1% за пятнадцать месяцев (август 1981 года — ноябрь 1982 года). Несмотря на это снижение активности и большую нервозность рынков облигаций, доллар тогда прибавил 8%, потому что реальные ставки были положительными, чего сегодня пока нет. Американская валюта не была тогда так переоценена, как сейчас.
Все дороги ведут к доллару
Доллар остается "денежным сырьем", все еще необходимым для функционирования мировых финансов, как нефть — для мировой экономики. Чрезмерная волатильность доллара в 2023 году приведет к возобновлению напряженности всей мировой финансовой системы. Небанковские учреждения (пенсионные фонды, хедж-фонды, страховщики, суверенные фонды благосостояния и т. д.), расположенные за пределами США, имеют 25 000 миллиардов краткосрочных долгов (менее одного года) в форме производных продуктов (валютных свопов), по данным Банка международных расчетов (БМР).
Главная мироваявалюта, самая ликвидная и самая безопасная, является мостом между валютами и рынками. "Инвестор, который хочет провести обменную операцию (своп) между швейцарскими франками и злотыми, сначала обменяет франки на доллары, а затем купит злотые за эти доллары", — поясняет Банк международных расчетов. Именно крупные американские банки поставляют и контролируют глобальную ликвидность в долларах за пределами американской территории. Иностранные банки, не имеющие доступа к ФРС, чтобы получить доллары, заняли 39 триллионов долларов посредством этих свопов. Избыток этой транснациональной ликвидности в периоды благополучного роста может сократиться или даже резко упасть в 2023 году.
Нессим Аит-Каджими (Nessim Aït-Kacimi)