В загадке с "Северным потоком" дно Балтийского моря – почти идеальное место для совершения преступления

NYT: осуществлять подводное наблюдение за "СП — 1" было практически невозможно

Читать на сайте inosmi.ru
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Балтийское море идеально для совершения преступления, подобного инциденту на "Северном потоке", пишет NYT. Его дно пересекают трубы, за которыми никто не наблюдает. А по морю ходят суда из девяти стран, которые легко исчезают из вида, отключив системы слежения.
Пока следователи собирают улики и выстраивают версии, Россия тихо и спокойно проводит подготовку к дорогостоящему ремонту этого гигантского газопровода, что осложняет выдвижение теорий об организаторах сентябрьской диверсии.
15 с лишним лет тому назад, когда газопровод "Северный поток" между Россией и Германией был всего лишь идеей, шведское правительство провело исследование и выступило с предупреждением о рисках, которыми чревата прокладка важных объектов энергетической инфраструктуры по дну Балтийского моря.
Аналитики написали, что трубопровод будет уязвим даже для самой примитивной диверсии, а осуществлять подводное наблюдение за ним практически невозможно. В этом подготовленном в 2007 году Шведским оборонным исследовательским агентством анализе был выдвинут даже такой сценарий:
"Достаточно одного водолаза, чтобы установить взрывное устройство".
Сегодня европейские следователи столкнулись почти с таким сценарием. Проводящие расследование шведские власти сделали вывод, что ответственность за сентябрьский подрыв газовых труб наверняка несет государственное ведомство. Официальные лица и эксперты говорят, что взрывчатку могли сбросить в воду с кораблей либо, как написано в шведском докладе, установить на дне моря с использованием подводных лодок или водолазов.
Подрыв "Северного потока" остается загадкой. Звучат самые разные обвинения и предположения о том, как в эпоху постоянного спутникового наблюдения и слежения, на пике энергетического кризиса и в период повышенной готовности Европы в связи с вооруженным конфликтом на Украине судно могло крадучись подобраться к важному трубопроводу, установить там бомбу, а затем раствориться без следа.
В полиции Швеции сообщили, что в деле о взрывах на "Северных потоках" нет улик
Оказывается, Балтийское море — почти идеальное место для совершения преступления. Его дно пересекают во всех направления телекоммуникационные кабели и трубы, за которыми никто не ведет пристальное наблюдение. По морю постоянно ходят суда из девяти граничащих с ним стран, и они легко могут исчезнуть из вида, отключив ответчики системы слежения.
"Главный вопрос не в том, какое там было слежение, а почему отсутствовала система наблюдения за этим трубопроводом – как и за другими трубопроводами и электрическими кабелями, проложенными по дну моря", – сказал Никлас Россбах, заместитель директора по исследованиям в Шведском оборонном исследовательском агентстве.
Балтийское море – это также гигантский могильник неразорвавшихся боеприпасов и химического оружия, сброшенного туда после двух мировых войн. Часто проводятся экспедиции по очистке морского дна от таких препятствий, а это значит, что накоплен богатый опыт производства подводных взрывов. У некоторых балтийских стран, в том числе, у России, есть команды боевых пловцов, специализирующиеся на проведении подводных операций. Россия, у которой на Балтике есть порты, имеет маленькие и бесшумные субмарины, которые могут перемещаться незаметно. Об этом рассказывают бывшие военные и разведчики, работавшие в данном регионе.
После взрывов Польша и Украина открыто обвинили Россию, однако доказательств не представили. Глава шведской контрразведки Дэниел Стенлинг, давая интервью, отказался делать предположения об исполнителе диверсии. Но он напрямую связал подрыв "Северного потока" со всем более наглыми разведывательными действиями России.
"В общем контексте продолжающегося вооруженного конфликта на Украине это очень интересно и очень серьезно", – сказал он о взрывах, несколько раз подчеркнув нарастание угроз со стороны российских шпионских ведомств и от кибератак.
"Мы уже давно наблюдаем, как Россия активизируется", – сказал он.
Россия, со своей стороны, обвинила Британию, тоже не представив доказательств.
Москва издавна использует энергоресурсы для оказания давления и заинтересована в ослаблении европейских альянсов. Но теория о том, что взрывы осуществила Россия, которую часто повторяют западные официальные лица, становится все более запутанной.
В последние недели фирма Nord Stream AG, контрольный пакет которой принадлежит управляемой из Кремля компании, начала готовить смету ремонтных работ на трубопроводе, намереваясь восстановить его и возобновить подачу газа. Об этом рассказал осведомленный источник, пожелавший остаться неназванным, поскольку он не уполномочен говорить на эту тему публично. По его словам, одна предварительная смета ремонта начинается с 500 миллионов долларов. Работающие на Россию консультанты также проверяют, сколько могут продержаться в соленой морской воде поврежденные трубы. В связи с этим возникает вопрос: если Россия взорвала собственные трубопроводы, то зачем ей проводить дорогостоящие работы по их восстановлению.
Северный поток: "нет никаких доказательств" причастности России к этим взрывамПришедшая из-за океана новость о том, что в США не видят признаков участия России в разрушении ее собственных газопроводов — это революция. Именно так видят эту новость журналисты Figaro. А читатели напоминают, что именно Зеленский был заинтересован в срыве работы трубопроводов.
Но как в любой загадочной истории, в диверсии полно интриги, и к ней могут быть причастны самые разные силы, имеющие мотивы и возможности для организации взрыва. Решение шведских властей сохранить детали расследования в тайне от западных союзников вызвало различные кривотолки и предположения – например, что следовали уже раскрыли это дело, но хранят молчание из стратегических соображений.
Это не так, заявил Стенлинг. "У нас нет конкретных доказательств, – подчеркнул он. – Но я надеюсь, что они у нас появятся". Говоря о решении правительства сохранить тайну, Стенлинг заметил: "Все это расследование весьма необычное".
"Северный поток" – это два проекта. Каждый представляет собой пару стальных труб в бетонной оболочке почти 120 сантиметров в диаметре. Длина трубопровода превышает 1,2 тысячи километров.
Первый газопровод "Северный поток – 1" был введен в эксплуатацию в 2011 году. Германии нужны были надежные поставки дешевого газа, а Россия хотела уменьшить свою зависимость от Украины, через которую она вела прокачку газа и с которой у нее были очень непростые отношения еще задолго до начала вооруженного конфликта.
Почти все в Европе, а также США возражали против этого проекта. Один высокопоставленный польский руководитель даже сравнил соглашение о строительстве трубопровода с довоенным пактом Гитлера и Сталина о разделе Польши.
Шведы возражали против прокладки трубы вблизи своего побережья, утверждая, что это облегчит работу российской разведке.
Но самый важный аргумент заключался в том, что "Северный поток" усилит зависимость Европы от российского газа, а Москва получит рычаг давления на Евросоюз, поскольку сможет по желанию закручивать вентиль.
Вскоре после ввода в эксплуатацию "Северного потока – 1" Кремль начал настаивать на прокладке второго газопровода. Он получил название "Северный поток – 2" и вызвал намного больше споров и возражений. Против него выступила большая часть Евросоюза и Соединенные Штаты – как при президенте Бараке Обаме, так и при президенте Дональде Трампе.
Строительство завершили в сентябре прошлого года. А когда российские войска начали сосредотачиваться на границе с Украиной, Киев заявил, что трубопровод представляет угрозу безопасности. Согласно его аргументации, если российские поставщики газа получат возможность осуществлять поставки в обход Украины, у Кремля не останется никаких причин воздерживаться от нанесения ударов по украинской инфраструктуре.
В прошлом году украинские энергетические регуляторы направили Польше письмо на 13 страницах в рамках скоординированных усилий, имеющих целью помешать вводу газопровода в эксплуатацию. "Северный поток – 2" "окажет негативное воздействие на национальную безопасность Украины", говорится в письме, которое удалось прочитать редакции New York Times. В письме также говорилось об экономических последствиях для Украины, поскольку российские компании до сих пор платят ей за прокачку газа по украинским трубам.
Согласно одному документу украинского правительства, который также удалось прочитать редакции New York Times, Украина даже после начала российской спецоперации намеревалась брать с российских компаний деньги за транзит газа в первой половине 2022 года. По контракту Украина ежегодно получает за транзит энергоресурсов в среднем один миллиард долларов. В основном ей платят государственные компании "Газпром" и "Роснефть".
Так что у этих газопроводов было немало противников.
Но осуществление диверсии на важнейшем объекте энергетической инфраструктуры можно считать военной агрессией. Если такую диверсию совершил Евросоюз или страна – член НАТО, это будет иметь значительные последствия. Это подорвет доверие к двум самым важным альянсам Запада. Подрыв трубопровода был выгоден в финансовом отношении Украине, особенно во время конфликта, но совершенно не ясно, обладает ли она возможностями для проведения такой акции. У Украины нет портов на Балтике, а ее единственная подводная лодка была захвачена Россией в 2014 году.
Глава МИД России Лавров: в Евросоюзе не планируют расследовать взрывы на "Северных потоках"
Многие европейские страны и эксперты считают наиболее вероятным организатором и исполнителем диверсии Россию. Владимир Путин в прошлом использовал газ в качестве рычага политического давления, и есть свидетельства, что он считает Европу крайне уязвимой.
На одном из газпромовских заседаний какой-то руководитель напрочь отмел возможность того, что Европа не даст открыть "Северный поток – 2". "Подождите одну холодную зиму, и они станут вымаливать у нас газ", – заявил он коллегам в прошлом году на встрече с российскими политиками и бизнесменами. Присутствовавший при этом источник попросил не называть его имя, поскольку он не уполномочен раскрывать детали того совещания.
Однако Германия заблокировала запуск "Северного потока – 2".
Когда европейские страны в этом году начали создавать запасы природного газа, поведение Кремля изменилось. В конце августа Россия перекрыла "Северный поток – 1", сославшись на проблемы с механикой. В начале сентября Кремль заявил, что трубопровод закроют на неопределенное время. Взрывы прозвучали спустя несколько недель, 26 сентября. Ими были разрушены обе ветки "Северного потока – 1" и одна труба "Северного потока – 2".
Эти взрывы не очень выгодны России. Она вынуждена продолжать оплачивать транзит газа Украине. Она не может с легкостью использовать свое обещание о поставках дешевого газа Германии для отрыва этой страны от ее европейских союзников. И ей предстоят огромные расходы по ремонту.
Но диверсия практически гарантирует, что до весны газовые цены для европейцев будут очень высокими. А еще она создает стимул для стран ЕС подтолкнуть Украину к переговорам о скорейшем окончании боевых действий, потому что они создают угрозу наземным трубопроводам, по которым газ идет на запад. Одна из труб "Северного потока – 2" осталась неповрежденной, а это значит, что в случае острой нехватки газа Германия может пойти на попятную и разрешить России приступить к прокачке газа.
Диверсия на "Северном потоке" также вызывает вопросы о том, какие еще объекты инфраструктуры могут подвергнуться нападению. Разрушившим трубопровод взрывом едва не повредило кабель, по которому Швеция поставляет электроэнергию в Польшу. "Это был сигнал, – сказал заместитель директора Стокгольмского центра восточноевропейских исследований при Шведском институте международных дел Мартин Краг. – Сигнал с предупреждением: "Мы может такое сделать, и мы можем такое сделать где угодно"".
Тот факт, что в момент взрыва газ по трубе не шел, способствовал усилению подобного рода предположений.
"Мы не вполне уверены, что основная цель заключалась в нарушении функционирования, потому что в этот момент газопровод "Северный поток" не работал", – сказал Кьелл Энгельбрект, преподающий политологию в Шведском университете обороны.
Отсутствие газа в трубе на момент взрыва также вызывает серьезные сомнения в достоверности теории о том, что взрывное устройство запустили по трубе с помощью скребка для проверки и очистки трубопровода. "Чепуха, – сказал Стефан Хармсен, который спроектировал такой скребок для "Северного потока — 1". – Чтобы запустить такой скребок по трубе, нужен газ".
Шведские следователи также извлекли с места взрыва остатки взрывчатки. Но они столкнулись с немалыми трудностями во время поисков на Балтике. Подводная фотосъемка почти ничего не дала. Вести видеонаблюдение за такой длинной трубой невероятно дорого, и для европейских разведывательных ведомств это никогда не было приоритетной задачей. Оптимально подводное наблюдение в этом районе могут вести русские гидролокационные датчики, установленные вдоль трубопровода. У западных следователей нет доступа к этим данным.
Путин назвал теракт на "Северных потоках" актом государственного терроризма
А поскольку улик со дна моря удалось поднять очень мало, результата в расследовании можно добиться при помощи перехвата, которым занимаются разведслужбы, и агентурных источников. Но пока американские и европейские разведывательные организации не желают открыто делиться данными, которые они могли получить.
"Это интересно, но невероятно сложно, – сказал Энгельбрект. – И очень трудно без доступа к некоторым из данных начать вычленять действующих лиц и их мотивы".
Обсудить
Рекомендуем