Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Коррупционный скандал в ЕП вынес на поверхность давние сомнения в адекватности его работы, пишет "Хуаньцю шибао". Всеобщее недоверие выразил Виктор Орбан, заявивший о необходимости роспуска органа. Но чиновники, которые выше всего ставят личные интересы, не захотят перемен.
Недавний коррупционный скандал в Европейском парламенте потряс всю Европу. Европейские СМИ заявили, что этот инцидент разбудил "спящий Брюссель". Сомнения в прозрачности, функциональности и справедливости ЕП достигли небывалых высот. Премьер-министр Венгрии Виктор Орбан несколько дней назад дал комментарий, заявив, что этот скандал доказал необходимость роспуска Европарламента и его переформирования из членов национальных парламентов. Такая точка зрения довела до апогея дискуссии о реформе политических механизмов и механизмов принятия решений в Европейском союзе.
Предполагалось, что Европейский парламент, будучи законодательным органом среди трех основных институтов ЕС, сможет играть роль в продвижении и оптимизации европейской политики, а его избранные члены будут отставлять в сторону национальные и другие интересы и служить "общим интересам Евросоюза". Однако в этом коррупционном инциденте замешаны высокопоставленные чиновники Европарламента, в том числе зампредседателя структуры. Это разоблачило тайное и мощное влияние некоторых стран и групп интересов на ЕП, из-за чего резко возросла озабоченность европейских политиков по поводу так называемого "иностранного вмешательства, влияющего на честную работу" органа. Сегодня, когда геополитическая ситуация становится все более напряженной, а европейская политика все более идеологизированной, подобные инциденты, связанные с "тайным влиянием" и "вмешательством", сильно задевают чувствительные нервы институтов ЕС. Европарламенту необходимо провести тщательное расследование этого дела и сформулировать соответствующие механизмы для предотвращения повторения подобных инцидентов. Председатель ЕП Роберта Метсола заявила, что орган введет новые правила этики и осуществит "реструктуризацию".
Однако, вероятно, было бы нереалистично ожидать, что Европейский парламент проведет реформу своего режима работы, "выскоблив себя до костей, чтобы извлечь яд". Как и в парламентах западных стран, лоббирование со стороны различных групп интересов является "нормальной работой" законодательных органов на уровне ЕС. Не только предприятия и неправительственные организации обращаются к законодателям и влияют на них посредством "дискуссий и сотрудничества" через так называемую "политическую сеть". Стремясь увеличить политическое влияние, многие члены парламента сами стремятся связаться с различными лоббистами, чтобы в будущем получить высокооплачиваемые должности корпоративных консультантов через механизм "вращающихся дверей". Различные цепочки тайных интересов давно укоренились в Брюсселе, и фундаментальная реформа может многих людей лишить их "сыра".
Поэтому, хотя громкие предложения Орбана чрезвычайно трудно осуществить на практике, они все же отражают недовольство некоторых государств-членов и общественности Европейским парламентом. ЕП изначально был учреждением, которое представляло требования людей в рамках политической структуры ЕС. Прямая избирательная реформа Европейского парламента в 1975 году выдвинула на первый план "представителей народа". Однако в последние годы он все больше и больше превращается в мешанину различных политических спектров. Чтобы заполучить должности повыше, члены парламента выдвигают крайние предложения и высказывают радикальные взгляды на дипломатию, окружающую среду, права человека и так далее, но это мало чем помогает в решении социальных и бытовых проблем населения региона. Постоянное снижение явки на прямые выборы является важным признаком уменьшения народного доверия к этому органу. С другой стороны, члены Европейского парламента изначально избираются с учетом поддержки их внутренней политики, однако по причине "политкорректности" действия ЕП часто идут вразрез с интересами некоторых государств-членов в ряде областей. Например, Европарламент занимает самую решительную позицию в отношении приостановки доступа Венгрии к фонду восстановления ЕС из-за "вопросов верховенства закона". Неудивительно, что Орбан испытывает негодование по отношению к этим "брюссельским господам", которых не заботят национальные интересы государств-членов.
В настоящее время многие институты ЕС и крупные державы весьма обеспокоены недостаточной стратегической эффективностью и последовательностью Евросоюза в принятии решений. Они считают, что это ставит объединение в невыгодное положение в сложной международной ситуации и условиях геополитической конкуренции, и реформирование политических механизмов и механизмов принятия решений ЕС рассматривается как единственный путь достижения "стратегической автономии" и углубленного развития европейской интеграции. Однако по поводу направления и приоритетных пунктов реформы до сих пор ведутся ожесточенные споры.
Например, Германия надеется, что механизм принятия решений по таким важным вопросам, как дипломатия, будет изменен с "единогласного консенсуса" на "решение большинства" для повышения эффективности. Франция выступает за то, чтобы "ведущие европейские страны" взяли на себя инициативу и сотрудничали в некоторых областях европейской интеграции, сместив ее акцент с географической экспансии на углубленное строительство в области политики. Европейская комиссия и Европейский парламент уделяют больше внимания укреплению своих институциональных полномочий. В рамках этой тенденции реформа механизма принятия решений ЕС будет больше отражаться в перераспределении власти и влияния между государствами-членами, а также между институтами ЕС и государствами-членами, и приливы и отливы интересов неизбежно затруднят формирование консенсуса по реформе между всеми сторонами.
С точки зрения истории европейской интеграции процесс развития ЕС как политического эксперимента по построению альянса суверенных государств представляет собой цикл постоянного столкновения с проблемами и проведения институциональных инноваций и реструктуризаций. В настоящее время способность Евросоюза превращать проблемы в движущую силу своего развития в значительной степени зависит от того, сможет ли он придерживаться своего первоначального намерения "содействовать миру и стремиться к развитию" в региональном строительстве.
Автор: Дун Ифань (董一凡) – научный сотрудник Института европейских исследований Китайской академии современных международных отношений