Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Указ Владимира Путина запретил поставки нефти и топлива иностранным покупателям, придерживающимся "потолка цены", пишет Bloomberg. При этом он касается контрактов, которые используют этот механизм "прямо или косвенно" — а этот оборот можно трактовать широко.
На первый взгляд, ответ Владимира Путина на ограничение цен на российскую нефть со стороны "Семерки" вполне соответствует его прошлым обещаниям и никак не повлиял на глобальные поставки сырой нефти. Но Кремль оставил за собой возможность занять более жесткую позицию.
Указ, подписанный во вторник, запретил поставки нефти и топлива иностранным покупателям, придерживающимся в своих контрактах установленного порога.На данном этапе это кажется скорее символическим жестом, поскольку подписавшиеся страны в основном уже перестали закупать российские энергоносители.
Но указ касается контрактов, которые используют этот механизм "прямо или косвенно" — а этот оборот можно трактовать широко. Кроме того, это касается и действующих сделок, если в них есть отсылка к потолку, заявил пресс-секретарь Кремля Дмитрий Песков.
Путин поручил кабинету министров подготовить правовые акты, направленные на реализацию запрета, а также установить порядок контроля за исполнением.
Поскольку президентские ограничения на экспорт российской нефти вступят в силу 1 февраля, а зимний отпуск в России продлится до 9 января, у правительства будет несколько недель на то, чтобы обдумать дальнейшие ответные шаги. Кабинету министров также предстоит определить дату начала запрета на поставки и окончательный перечень подпадающих под него нефтепродуктов.
Правительство будет следить за рынком нефти в первом квартале, после чего решит насчет дальнейших ответных мер, таких как минимальная цена на нефть, сообщили ранее в этом месяце осведомленные источники.
Рискованное решение
Однако для того, чтобы ее меры возымели какой-либо эффект, России придется взвесить сокращение производства и перспективу дополнительных доходов от повышенных цен. А это рискованное решение.
По словам экономиста Bloomberg Economics по России и Центральной и Восточной Европе Александра Исакова, "реакция России на потолок цен на нефть и запрет на ее импорт будет в значительной степени символической" в силу ее зависимости от нефтедолларов для финансирования импорта и, как следствие, сдерживания инфляции.
Сокращение добычи может поднять безубыточную цену на нефть еще выше — от 95 до100 долларов за баррель по сравнению с 60 долларами в прошлом году — а это "еще больше расшатает налогово-бюджетную систему России", считает он.
Ожидается, что в 2023 году нефтегазовые доходы составят примерно треть доходов российского бюджета.
Однако стоит помнить, что судоходные и торговые компании уже столкнулись с большими проблемами при доставке российской нефти из-за западных санкций. Уже проявились первые признаки воздействия на национальный экспорт.
Для ряда таких фирм это лишь еще одна причина проявить бдительность.
Статья написана при участии Джеймса Херрона