Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Китай решил смягчить меры по борьбе с COVID-19 и вновь открыть границы, пишет The Economist. Однако ситуация с заболеваемостью остается напряженной. По подсчетам издания, в худшем случае в ближайшие месяцы от коронавируса умрет полтора миллиона китайцев.
Число заболевших растет, а страна заявляет, что откажется от самоизоляции.
Спустя три года после начала самоизоляции Китай вновь открывает свои двери. В начале декабря Пекин отменил ограничения на поездки по стране, требования о массовом тестировании и драконовские локдауны, отказавшись от политики "нулевого COVID". Восьмого января Китай также откроет границы. Прибывающим из-за рубежа уже не нужно будет сидеть на карантине. Будет больше авиарейсов в Китай. Визы будут давать приехавшим в деловую командировку и студентам (но не туристам). Гражданам Китая позволят ездить за границу, не объясняя властям причины.
Но чтобы понять, насколько сильно в Китае изменилась ситуация с заболеваемостью, достаточно посмотреть на Японию и Индию. Теперь эти страны требуют от приезжающих китайцев в первую очередь сдавать тест на COVID. За пару месяцев Китай превратился из страны с невероятно маленьким количеством инфицированных в мирового рекордсмена по числу заболеваний коронавирусом.
Трудно посчитать, сколько китайцев на сегодня заразилось. Центральное правительство наверняка моделировало эту вспышку, но публикуемые им данные бесполезны. Оно сообщало всего о нескольких тысячах новых случаев в день, хотя это далеко от истинного положения вещей. Кое-где местные власти дают более правдоподобные оценки. Руководство богатой восточной провинции Чжэцзян с населением около 65 миллионов человек 25 декабря сообщило, что каждый день заражается миллион человек. Власти Чжэцзяна считают, что к Новому Году эта цифра удвоится.
Большая часть населения Китая никогда не болела COVID, и многие пожилые люди там не привиты. Да, штамм "омикрон" вызывает довольно слабые симптомы у большинства инфицированных, однако у очень многих китайцев заболевание может протекать в тяжелой форме. Слабая система здравоохранения этой страны уже столкнулась с огромной нагрузкой. Ваш корреспондент видел, как в пекинской больнице огромное количество пожилых пациентов лежат на каталках прямо в коридорах и приемных и дышат кислородом из баллонов. В интернете можно увидеть видео с такими же сценами, причем происходит это по всему Китаю. Были сообщения о том, что в небольших городах из-за нехватки коек пациентов не принимали на лечение. Власти говорят, что в стране на 100 тысяч человек имеется около 10 мест в палатах интенсивной терапии, а надо намного больше. Медперсонала также не хватает. Один руководитель из сферы здравоохранения предупредил, что некоторые регионы приближаются к критической точке по количеству мест в реанимационных отделениях.
Существует огромный спрос на лекарства от COVID. Во многих аптеках закончились жаропонижающие и болеутоляющие лекарства. Противовирусный препарат нирматрелвил, помогающий предотвратить тяжелое течение болезни, пользуется особым спросом. Цены на это лекарство подскочили, и во многих больницах его не хватает. Некоторые пытаются достать неразрешенные разновидности нирматрелвила, поступающие из-за рубежа. Тем временем, популярное приложение WeChat запустило функцию, позволяющую нуждающимся в жаропонижающих и прочих препаратах людям связываться с теми, у кого такие лекарства есть.
Согласно данным правительства, в декабре от COVID умерло всего 13 человек. Но в действительности летальных исходов намного больше. В Китае умершими от COVID считают только тех, у кого смерть наступила от респираторной недостаточности или от пневмонии. Но вирус часто повреждает другие органы, что тоже приводит к летальному исходу. (В Британии, например, умершими от COVID считают всех, кто скончался через какое-то время после положительного результата тестирования на вирус.) Китайские крематории заполнены до отказа. Возле одного такого крематория в Пекине выставили наряд полиции, что привлекло внимание репортеров. В этом месяце лондонская фирма анализа данных Airfinity посчитала, что в Китае каждый день от COVID умирает более пяти тысяч человек. Согласно нашей модели, в худшем случае в предстоящие месяцы от коронавируса умрет полтора миллиона китайцев.
В Китае, как и везде, вакцинация является лучшим средством для снижения смертности. Три прививки китайской вакциной обеспечивают достаточно надежную защиту от тяжелого течения заболевания и от смерти. Но по состоянию на конец ноября, всего 40% китайцев старше 80 лет получили три укола. Некоторых людей привили так давно, что эффективность вакцинации может сойти на нет. Когда в первых числах декабря начался резкий рост заболеваемости, Китай активизировал усилия по борьбе с болезнью. Среднее количество прививок увеличилось с одного миллиона в день до трех миллионов по состоянию на 21 декабря. Но после этого темпы прививочной кампании снова начали снижаться. А более эффективные зарубежные вакцины в стране все еще под запретом.
Китай мог гораздо лучше подготовиться к этой вспышке, создав запасы препаратов, быстрее проводя вакцинацию и опубликовав рекомендации по лечению. Теперь власти пытаются оправдаться и по-своему интерпретируют ситуацию. Они переименовали болезнь, и теперь она называется не "новая коронавирусная пневмония", а гораздо мягче – "новая коронавирусная инфекция". 27 декабря во время пресс-конференции председатель государственного комитета по здравоохранению Ли Бинь сказала, что Китай "ведет битву, к которой мы подготовились. Мы ни в коем случае не являемся пассивными созерцателями".
Си Цзиньпин хранит молчание, в то время как стратегия нулевой терпимости к COVID, которую он отстаивал, рушитсяСи Цзиньпин никак не прокомментировал изменение стратегии борьбы с COVID, и это вызывает опасения в обществе, сообщает Bloomberg. Лидер Китая изначально делал ставку на политику нулевой терпимости к вирусу, и эксперты предполагают, что страна может вновь к ней вернуться.
16.12.202200
Но судить о том, насколько плохо обстоят дела, можно по поступкам китайского верховного лидера Си Цзиньпина. Когда вирус был под контролем, его называли "главнокомандующим в народной войне против COVID". Он часто говорил о необходимости настойчиво проводить политику "нулевого COVID". Но когда число заболевших начало расти, он замолчал, ограничиваясь обтекаемыми фразами. 26 декабря Си сказал: "Система предотвращения и контроля эпидемии сталкивается с новыми обстоятельствами и с новыми задачами". Это явное преуменьшение.
Когда в начале декабря число инфицированных начало резко расти, улицы Пекина и других крупных городов опустели. Сейчас они снова медленно заполняются народом. Но эпидемия не закончилась, и до ее окончания далеко. В предстоящие недели миллионы людей поедут к себе на родину праздновать Новый Год по лунному календарю. Они принесут вирус в сельские районы, где система здравоохранения очень слаба. Наверняка будет несколько волн эпидемии. Какой бы отвратительной ни была обстановка в Китае сегодня, настоящие испытания еще впереди.