Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Канадцы, представлявшие команду "Питерборо питс", приняли участие в юниорском чемпионате мира в 1974 году и были разгромлены советскими сверстниками, пишет The Star. Одному из участников того турнира поездка в СССР запомнилась на всю жизнь.
Скотт Рэдли (Scott Radley)
Когда Джиму Туркевичу было 19 лет, и он играл в защите за "Питерборо питс", его команда приняла участие в первом чемпионате мира среди юниоров. В это время года он с приятелями или еще с кем-то часто смотрит телевизор, потому что там показывают игры чемпионата мира по хоккею среди юниоров. И почему-то все время возникает один и тот же вопрос: интересно, когда все это началось?
Тогда Джим Туркевич говорит: "Я играл на самом первом юниорском чемпионате".
Все удивленно смотрят на него. Даже сегодня очень немногие знают об этом. А было это в 1974 году. 19-летний Джим, родившийся в Гамильтоне, а в пятилетнем возрасте вместе с родителями переехавший в Уотерфорд, играл в защите в клубе "Питерборо питс". Ему повезло, потому что Канада отправила в Советский Союз на этот турнир не сборную в звездном составе, а его команду. Почему именно их? Туркевич не знает ответ даже сегодня. "Торонто мальборо" победили их на чемпионате в Онтарио, а затем выиграли Мемориальный кубок. Наверное, надо было послать именно эту команду.
"По какой-то причине они не смогли или не захотели поехать, – говорит Туркевич. – Поэтому выбрали нас".
Как пишет плодовитый писатель и историк хоккея Эндрю Подниекс, Всемирная хоккейная ассоциация заключила контракты с шестью игроками из "Мальборо", а они были намного слабее, чем годом ранее. Долгое время комментирующий игры "Питс" Дон Барри говорит, что это было как-то связано c Гарольдом Баллардом, который ненавидел Советы и не разрешил команде поехать туда. Принадлежавшая Балларду команда "Торонто мейпл лифс" была спонсором "Мальборо", и он обладал там значительным весом. Так или иначе, они отказались.
Туркевич был в восторге. Это же новый опыт, новые ощущения. А еще поездка давала этому парню с польскими корнями возможность хоть немного посмотреть на Европу. Но когда они приехали в канун или в день Рождества, он с самого начала был шокирован увиденным. На улицах стояли солдаты и танки. Он не знал, чего ждать от России, но только не этого. Туркевич вспоминает, что он изо всех сил старался ничего не нарушать, так как боялся, что его бросят за решетку, и никто не будет знать, где его искать.
Он вспоминает, что им целый день пришлось сидеть на вокзале в ожидании поезда, чтобы добраться до места назначения. "Они отправили нас ночным поездом, – говорит Туркевич. – Мне кажется, они не хотели, чтобы мы что-то увидели между Москвой и Ленинградом".
А еще была проблема с получением информации. Если коротко, игроки ничего не знали о других командах. У них было кое-какое представление о Советах, поскольку они, конечно же, смотрели суперсерию СССР – Канада, состоявшуюся двумя годами ранее, и составили определенное мнение о их манере игры. А другие европейские команды? О них канадцы не знали абсолютно ничего.
Поначалу это их не очень сильно тревожило. Поначалу. В первой игре они победили американцев, во второй проиграли 3:4 финнам ("Думаю, по броскам мы превзошли их где-то 40 к 15"). Потом обыграли чехов 4:2 и шведов 5:4. И все это время они играли в бордово-белой форме своего клуба, а не в красно-белой с кленовым листом.
А потом настала очередь Советов. Если статистика не врет, для "Питс" это плохо кончилось. Туркевич смеется. "В конце первого периода мы проигрывали 0:1, – говорит он. – У меня было такое ощущение, что я сыграл не один период, а три игры подряд".
На своей большой площадке олимпийского размера хозяева играли быстро и великолепно. И они не отдавали шайбу. Это была изматывающая игра. Потом все пошло наперекосяк, и матч закончился со счетом 9:0. Канада откатилась на третье место.
А в Канаде народ следил за этим турниром?
"Вовсе нет", – говорит Джим.
В 1974 году за пределами Питерборо никто об их играх не писал и не рассказывал. По телевизору их не показывали стопроцентно. Родители Джима могли следить за играми исключительно благодаря одному парню, который отправился в Советский Союз комментировать матчи с места событий для местного радио. Мама с папой записали все на магнитофон. Туркевич думает, что пленка до сих пор где-то лежит.
"Надо было сказать ему – пусть отправит эти записи в Зал хоккейной славы", – говорит Подниекс.
Традиция посылать клубные команды просуществовала четыре года. В 1977 году Канаду представлял обладатель Мемориального кубка клуб "Гамильтон финкапс". Правда, к тому времени они уже переехали с арены на Бартон-стрит в свой новый дом, так что "Финкапс" были зарегистрированы как команда из города Сент-Катаринс.
Иногда Туркевич жалеет, что в то время опыт участия в мировом чемпионате юниоров не имел такого большого значения, как сегодня. Нет, слава не обошла его стороной. Этот хоккеист, которому сейчас 67 лет, играл за "Торонто торос" и "Бирмингем буллз" во Всемирной хоккейной ассоциации вместе с такими парнями как Фрэнк Маховлич, Пол Хендерсон и Рик Вейв. Он выиграл Кубок Аллана в составе "Флэмборо моттс каламатос", что очень круто для резюме.
Так почему же историю про первый юниорский чемпионат мира и про участие в нем Канады мало кто знает и вспоминает? Подниекс говорит, что все просто: "Мы там не выиграли".
*****
Комментарии читателей
David
В статье упомянута команда "Гамильтон финкапс". Я помню фотографию с первой страницы Toronto Sun, где игрок по имени Майк Китинг летит абсолютно горизонтально по воздуху в борт. Я ходил в школу в Торонто вместе с Майком…
Bill
Замечательная история, Star надо больше публиковать эти великолепные уроки из истории. Спасибо.