Профессор: "Финские школы могут спихнуть разные проблемы на инклюзивность"

Länsiväylä: проблемы финских школ начали объяснять введением инклюзивности

Читать на сайте inosmi.ru
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Введение инклюзивности — то есть присутствия в обычных классах большого количества детей с особенностями развития — стало причиной возникновения в финских школах настоящего хаоса, пишет Länsiväylä. Автор статьи ссылается на мнение профессора педагогических наук Университета Хельсинки. Он называет причины этих проблем.
Аапо Сииппанен (Aapo Siippainen)
Для организации специального образования в школах требуется единая "финская модель", говорит профессор педагогических наук Хельсинкского университета Маркку Яхнукайнен (Markku Jahnukainen).
"Сейчас муниципалитеты и школы сами решают эти вопросы. Специалисты, ответственные за организацию образования, вольны принимать самые разные решения. Многие преподаватели считают своей задачей проведение деятельности на букву „и“".
Под деятельностью на букву "и" Яхнукайнен подразумевает инклюзивность — то есть право детей, которым необходима особая поддержка, учиться в обычных общеобразовательных учреждениях.
Есть мнение, что введение инклюзивности стало причиной возникновения в хельсинских школах настоящего хаоса. Эта тема привлекла к себе особое внимание в сентябре, когда Helsingin Sanomat взяла интервью у помощника мэра по вопросам образования Насимы Размьяр (Nasima Razmyaria).
Яхнукайнен говорит, что многие ситуации, приведенные в интервью, свидетельствуют, в первую очередь, о том, что учащимся оказывают недостаточную поддержку.
"Инклюзивность не означает зачисление нуждающегося в особой помощи учащегося в общеобразовательную группу без мер поддержки. Таким учащимся всегда нужна опора".
Трудности, связанные с инклюзивностью, связаны не только с отсутствием единой модели в стране, но и с отсутствием необходимых исследований, считает профессор.
Однако Яхнукайнен доволен тем, что интерес школ к инклюзивности растет.
"Важно, чтобы директора и учителя хотели разобраться, как различные решения влияют на результаты обучения".
Решения о дополнительном финансировании и общей реформе специального образования будет принимать уже следующее правительство. Дополнительные ресурсы будут бесполезны для школ, если они не будут знать, как их использовать. По словам Яхнукайнена, именно в этом могут помочь исследования.
Он знает, что в Хельсинки есть много общеобразовательных школ с большим опытом обучения детей, нуждающихся в особой поддержке. Хорошие модели образования можно найти в школах, которые расположены в регионах, где много учащихся, нуждающихся в особой поддержке.
"В таких школах уже давно ценят разнообразие и приняли единые правила в вопросах обучения".
Инструкции властей Хельсинки об использовании в школах полиэтиленовых пакетов для походов в туалет вызвали много вопросов — председатель профсоюза учителей Хельсинки: "Плохо продумали"Власти Хельсинки предложили учащимся и преподавателям в случае отключения электричества в школах испражняться в пакеты, сообщает Yle. Учителя возмутились, ведь именно они должны будут относить отходы в место для их хранения. Чиновники объяснили, что этот "план" рассчитан на худший вариант развития событий.
Проблемы, связанные с инклюзивностью, часто идут рука об руку с размером класса.
"Но более важен состав класса. Это означает, что нужно заранее продумывать, какие учащиеся и какие взрослые специалисты будут работать вместе. Нельзя набрать команду из случайных людей и надеяться на лучшее".
Поддержка при обучении требует четкой организации. До 2010 года государство предоставляло школам дополнительное финансирование за обучение учащегося со специальной поддержкой. Может, муниципалитеты стали на этом экономить?
"Есть признаки, что происходит именно так, однако однозначные выводы сделать нельзя".
Как становится ясно с самого начала этого интервью, Яхнукайнен — не фанат слова "инклюзивность".
"Это термин из иностранного языка, который постепенно вошел в обиход, однако трактовка его не ясна. В документах о специальном образовании он встречается редко".
В начале ноября профессор опубликовал статью "Инклюзивность — плохое слово?" на сайте Хельсинкского университета.
"Инклюзивность стала нашим „добрым врагом“. На нее можно спихнуть разные проблемы, связанные с образованием в школах", — считает он.
Обсудить
Рекомендуем