Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Россия утверждает себя как великая держава и вынуждает Запад вести с ней дела на ее условиях, пишет The Hill. Ее новым партнером стал Алжир, который официально подал заявку на вступление в БРИКС. Это раздражает западные правительства.
Стивен Бланк (Stephen Blank)
Конфликт на Украине не только вычеркнул Россию из повестки дня европейской безопасности, но и повлек за собой глубинную переориентацию ее внешнеполитических приоритетов.
Поэтому ее внимание сместилось в сторону Африки, Азии и Латинской Америки — таким образом Россия утверждает себя в мировом масштабе как великая держава, обостряет региональные конфликты на этих континентах и в конечном счете вынуждает Запад вести с ней дела на ее условиях.
В этом разрезе нерешенные пограничные конфликты и другие острые вопросы стали для России ниспосланной небесами возможностью вмешиваться и добиваться своего. В то же время государства-участники этих конфликтов или же те, что стремятся повысить свой статус в менее развитом мире, охотно запрашивают и приветствуют российское оружие, наемников, экономические сделки и дипломатическую поддержку.
Таким образом новым партнером России стал Алжир, который явно жаждет повысить свой статус и имеет давний конфликт с Марокко из-за Западной Сахары.
Алжир уже извлек выгоду из конфликта на Украине: подписал энергетические сделки с Италией и Грецией и следит за живым спросом на газ со стороны других европейских правительств. Но при этом сделал и немало пассов в сторону Москвы, на которые та ответила взаимностью. Так, Алжир согласился профинансировать операции наемников из ЧВК "Вагнер" в Мали.
Кроме того, Алжир воздержался при голосовании по резолюции ООН с осуждением "российского вторжения". Алжир также выступил против последующих резолюций о приостановке членства России в Совете ООН по правам человека и о "незаконной аннексии" территории Украины.
С тех пор Алжир и Россия поддерживают внешнеполитические и военные контакты на высоком уровне. В мае прошлого года посол Алжира в России объявил о подготовке нового документа о стратегическом партнерстве для укрепления сотрудничества в областях, не охваченным предыдущей редакцией от 2001 года. Кроме того, Алжир официально подал заявку на вступление в экономико-политическую организацию БРИКС (Бразилия, Россия, Индия, Китай) — к вящему удовольствию Москвы.
В ноябре страны провели переговоры о военном сотрудничестве и начали совместные антитеррористические учения вблизи границы Алжира с Марокко. Выбор места оказался неслучайным, учитывая давнее их соперничество. В октябре состоялись совместные алжирско-российские учения военно-морских сил в Средиземном море, а в сентябре Алжир принял участие в стратегических командно-штабных учениях "Восток — 2022".
Цели обеих сторон ясны. Алжир ищет поддержки у России, чтобы выдавить Марокко из Западной Сахары и укрепить свое положение на Ближнем Востоке и в Африке. Россия же добивается постоянного рычага влияния в Африке как сверхдержава, в той или иной форме воздействуя на ключевые экономические активы, включая нефть и газ, а также используя военно-морскую и/или авиабазу в Средиземном море. В 2014 году это признал сам министр обороны России, и нет оснований полагать, что с тех пор Москва от этого отказалась.
Поэтому неудивительно, что эта ось, наряду с другими российскими шагами в Африке, все больше раздражает западные правительства. Президент Франции Эммануэль Макрон во всеуслышание осудил "грабительскую" политику России в Африке. Несколько членов Европарламента потребовали пересмотреть соглашение ЕС с Алжиром из-за его связей с Россией.
В США сенатор Марко Рубио (республиканец от Флориды) призвал ввести против Алжира санкции в соответствии с американским законодательством из-за заключенной в 2021 году оружейной сделкой на сумму 7 миллиардов долларов. В Палате представителей к аналогичным мерам коллег призывает Линда Макклейн (республиканка от Мичигана).
Таким образом, на всем Западе Алжир уже пожинает плоды своих необдуманных попыток с помощью России дестабилизировать Марокко и Северную Африку в целом. Нет никаких сомнений в том, что Москва одновременно пытается обойти санкции Запада — в том числе через Северную Африку.
Алжир — безотказный партнер в этих схемах и африканском гамбите Москвы как таковом.
Поэтому он должен понести ответственность за свою политику как перед Европой, так и перед США. Что еще важнее, сложившая ситуация должна побудить Запад уделять Африке больше внимания и вкладывать в нее больше ресурсов. Это поставит крест на российских замыслах и укрепит интересы Запада и устойчивость Африки.
Стивен Бланк — доктор философии, старший научный сотрудник Института исследований внешней политики. Бывший профессор по российской национальной безопасности и вопросам национальной безопасности Института стратегических исследований при Военном училище Сухопутных войск США. Ныне — независимый консультант, специализирующийся на геополитике и геостратегии бывшего Советского Союза, России и Евразии.