Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Экономика Украины в руинах, пишет JB Press. Ее восстановление – задача, которая тяжким бременем ляжет на плечи Запада, прежде всего ЕС. С имеющимися разногласиями ее решение под большим вопросом.
6 января премьер-министр Украины Денис Шмыгаль сообщил на заседании кабинета министров, что реальное падение экономики страны за 2022 год, похоже, составило 30,4%. Это означает, что на самом деле она сократилась на 35-40% с 2021 года, поскольку в ходе военного конфликта с Россией последняя разрушила огромные производственные мощности и инфраструктуру Украины. При этом премьер-министр Шмыгаль подчеркнул, что Украина "держится".
Реальный ВВП Украины снизился в первом квартале 2022 года на 15,1% в годовом исчислении, на 37,2% – во втором квартале и на 30,8% – в третьем. Если предположить, что темпы роста за весь год снизились на 30,4%, то в четвертом, последнем квартале года, они должны были быть на 38,5% ниже, чем в том же квартале предыдущего года. Разрушение украинской экономики стремительно набирает обороты.
Для справки: реальные темпы экономического роста Украины в 2014 году, когда Россия вошла в Крым, снизились на 10,7%, а в 2015 году – на 9,8%. Конечно, вести точную экономическую статистику в военное время весьма сложно, но, учитывая, что боевые действия с Россией протекают исключительно на территории Украины, неудивительно, что украинская экономика терпит крах.
Хотя в западной части страны (районы вблизи границ с Польшей, Словакией, Венгрией и Румынией) последствия конфликта ощущаются относительно ограниченно, а экономическая деятельность остается относительно нормальной, Центральный банк Украины вынужден применять чрезвычайные меры для защиты валюты. В стране поддерживается очень высокая учетная процентная ставка в 25%, которая практически убивает украинскую экономику, тем более что явно по политическим соображениям временные рамки ее действия установлены на беспрецедентно долгий срок – до 2024 года.
Единственной "страховочной сеткой" для Украины остается помощь западных стран.
На саммите в декабре прошлого года Европейский союз достиг договоренности о предоставлении Украине помощи на 18 миллиардов евро. Она пойдет на восстановление разрушенной инфраструктуры. Однако до окончания военного конфликта экономика Украины будет продолжать находиться в очень тяжелом положении.
Сокращение же российской экономики будет весьма ограниченным...
С другой стороны, по данным Росстата, реальные темпы экономического роста России за январь-сентябрь 2022 года снизились всего на 1,5%. Судя по положительной динамике экономических показателей с октября, темпы роста за весь 2022 год, вероятно, снизятся менее чем на 2%. Это значительно меньше того, что ожидалось. В отличие от Украины, Россия не потеряла свои территории, а наоборот, прирастила их, поэтому естественно, что отрицательная маржа у нее очень невелика.
Если предположить, что указанные выше показатели правдивы, такое снижение ВВП на 2% удивительно незначительно. Однако за этой цифрой скрывается тот факт, что в последние годы условия, в которых находится российская экономика, изменились в худшую сторону.
Британский маршал в отставке считает, что вооружать Украину танками НАТО нецелесообразно: насколько жизнеспособны "Челленджер 2" из нового пакета помощи?Серьезная проблема с поставкой Украине танков западной разработки состоит в том, что их боевые потери могут серьезно подорвать их международную репутацию, пишет MWM. Поэтому в Британии предложили использовать боевые машины исключительно для учений и вдали от линии фронта.
16.01.202300
Во-первых, Россия потеряла всю цепочку поставок, завязанных на Запад. Из-за санкций, введенных Европой и США, импорт из Европы в Россию, имевшую до нынешнего времени высокую степень зависимости, резко сократился. Многие западные компании ушли с российского рынка. Действительно, Россия пытается в сжатые сроки перестроить цепочки поставок с развивающимися странами, такими как Китай и Индия, но даже если это и удается, то занимает много времени.
Во-вторых, неожиданно затянувшаяся спецоперация на Украине резко увеличила потребность в боеприпасах. Объем ресурсов, необходимых для экономического роста, вряд ли увеличится в краткосрочной перспективе. Поэтому, если Россия хочет повысить производство боеприпасов, она должна перераспределить элементы, которые ранее использовались для создания гражданской продукции (тех же полупроводников).
Если это произойдет, то выпуск потребительских товаров сократится.
Кроме того, в России структурно сокращается предложение рабочей силы. Наиболее трудоспособные по возрасту мужчины получили повестки, многие молодые люди уехали из страны, чтобы избежать призыва. Это вызывает обеспокоенность по поводу нехватки рабочей силы.
Учитывая вышеизложенное, российская экономика, возможно, и могла упасть всего на 2%, но среда, окружающая ее, значительно изменилась в более жестком направлении.
Как может выглядеть долгосрочный план восстановления Украины
Большинство из нас понятия не имеют, когда закончится военный конфликт между Москвой и Киевом. Тем не менее развитые страны и Украина должны уже сейчас разрабатывать хотя бы в общем виде средне- и долгосрочные планы ее восстановления.
ЕС должен будет играть центральную роль в подготовке таких планов. Этому, в частности, будет уделено основное внимание на саммите ЕС-Украина, который состоится 3 февраля в Киеве.
Оставляя в стороне общую картину плана восстановления и конкретных стратегий и учитывая опыт восстановления экономики послевоенных государств в прошлом, эффективной тактикой "реанимирования" денежно-кредитной политики Украины, как представляется, могла бы стать система "валютного совета" (Валютный совет, также валютное управление – Currency Board – режим денежно-кредитной политики, при которой денежные власти принимают на себя обязательство неограниченного обмена национальной валюты на иностранную по фиксированному курсу, которое закрепляется на законодательном уровне. – Прим ИноСМИ.). Система валютного управления — это система, которая полностью фиксирует курс между национальной валютой и иностранной валютой с высокой надежностью и является окончательной системой фиксированного обменного курса.
Сумма национальной валюты, которую власти могут выпускать в рамках системы валютного совета, ограничена эквивалентной суммой имеющихся в стране валютных резервов. В результате страна, которая введет эту систему, фактически отказывается от независимой денежно-кредитной политики, а совет также накладывает ограничения на денежную эмиссию. С другой стороны, поскольку обмен между национальной и иностранной валютой полностью гарантирован, преимущество состоит в том, что стабильность валюты снижает процентные ставки и стабилизирует цены.
Верховный представитель ЕС по иностранным делам и политике безопасности: военные резервы ЕС истощены из-за помощи УкраинеЖозеп Боррель заявил об истощении военных резервов Евросоюза из-за помощи Украине. Читатели "Гуаньча" советуют европейцам "затянуть пояса потуже" и закупить оружие у Америки, которая радостно потирает руки.
23.05.202200
Наиболее подходящей валютой для этого представляется евро, который пользуется популярностью у украинцев. В настоящее время между ним и украинской гривной установлен фиксированный обменный курс, который, однако, очень невыгоден для гривны при учетной процентной ставке в 25%. Но, если будет принята система валютного совета, можно ожидать, что процентные ставки упадут до уровня, близкого к уровню еврозоны. ЕС было бы легче оказать помощь в восстановлении при стабильности украинской валюты и финансов.
Даже в Боснии и Герцеговине, пережившей серьезную гражданскую войну в начале 1990-х годов, система валютного совета сыграла важную роль в восстановлении экономики.
Помощь ЕС в восстановлении Украины проверит его на прочность
Даже если военный конфликт с Россией в обозримом будущем и закончится, восстановление экономики Украины потребует немало времени и средств. Даже если Запад будет постепенно переходить на кредитную помощь Украине, у нас не будет другого выбора, кроме как до поры до времени оказывать ей безвозмездную помощь. Также было бы необходимо уменьшить или освободить Украину от погашения долгов, которые она имеет перед западными странами и международными организациями.
Реализация такой помощи станет важнейшей обязанностью ЕС. Но сможет ли и захочет ли довольно разрозненный Евросоюз взвалить на себя это бремя? Представляется, что здесь могут возникнуть проблемы. И если ЕС не сможет взять на себя соответствующую ответственность, то этот сигнал дойдет и до США с Японией, в результате чего вся система помощи Украине в восстановлении ее экономики может дать сбой. Таким образом, по моему мнению, "оселком" всей послевоенной поддержки Киева, показателем серьезности подхода Запада к этому вопросу станет позиция Евросоюза.
России тоже придется возмещать хотя и значительно меньший, но все-таки чувствительный ущерб от потерь, связанных со спецоперацией. Но здесь фактом остается то, что как минимум при нынешнем состоянии экономики она, скорее всего, справится с этой задачей, хотя ей и придется решать ее самостоятельно. Несмотря на то, что Москве удалось сохранить и даже укрепить экономические связи с Китаем и Индией, эти страны вряд ли бросятся ей на помощь хотя бы в силу того, что преследуют во внешней и экономической политике прежде всего собственные интересы. И Китай, и Индия достаточно взвешенно подходят к своим отношениям с Россией в том смысле, чтобы не навредить ими своим тесным экономическим связям с Западом. Поэтому совершенно не факт, что Пекин и Нью-Дели поторопятся с тем, чтобы подставить Москве плечо.
В любом случае, несмотря на то, что украинский военный конфликт затянулся, развитым странам, особенно Евросоюзу, пора начать конкретное обсуждение мер по решению трудной задачи – будущего восстановления Украины.
Автор: Ёсукэ Цутида (Yosuke Tsuchida) – заместитель главного аналитика финансово-консалтинговой корпорации Mitsubishi UFJ Research and Consulting.