Германия массово строит СПГ-терминалы. Все плюсы и минусы технологии

Вести: названы главные негативные последствия отказа Германии от российского газа

Читать на сайте inosmi.ru
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
В Германии активно строятся СПГ-терминалы с целью восполнить дефицит топлива, возникший после отказа от российского газа, пишет газета "Вести". Однако это решение затратно с финансовой точки зрения и негативно скажется на стоимости энергии для потребителей.
Анастасия Рябоконь, Ирина Дождева
В этом году с целью компенсации поставок газа из России Германия взялась за масштабную и крайне дорогостоящую реорганизацию поставок газа. Строительство первых двух терминалов – один в Лубмине, второй в Вильгельмсхафене – завершилось в фантастические сроки. Скорость реализации проектов даже вызвала язвительные комментарии со стороны "зеленых" компаний. Мол, было бы неплохо правительству продемонстрировать такие же темпы при строительстве ветро- и солнечных электростанций.
СПГ в целом вызывают много критики со стороны климатических активистов и экономистов, но в то же время на данном этапе являются базовым элементом энергетической безопасности Германии. Разбираемся, могут ли плюсы данной технологии перевесить ее минусы и станут ли СПГ-терминалы спасением для Германии в прохождении сложнейшего энергетического кризиса.

Масштабное строительство

На этой неделе испанский танкер Seapeak Hispania привез 140 тысяч кубометров сжиженного природного газа из Египта, которые будут использованы для нужд промышленности и домохозяйств Восточной Германии. Перегружать газ будут на СПГ-терминал в Лубмине, который расположен на побережье земли Мекленбург-Передняя Померания. Это второй СПГ-терминал в Германии и первый, принадлежащий частной компании.
Ежегодно через СПГ-терминал в Лубмине можно будет импортировать до 5,2 млрд кубометров природного газа. Этого достаточно для обеспечения природным газом двух миллионов домохозяйств в течение года.
Также совсем недавно введен в строй терминал в Вильгельмсхафене, Нижняя Саксония. Готовятся к открытию еще четыре в разных прибрежных районах Германии. К слову, еще в начале года Германия была единственной крупной страной ЕС, не имеющей ни одного терминала СПГ.

Энергетическая безопасность здесь и сейчас

Количество и планировка строительства терминалов были спроектированы правительством таким образом, чтобы следующей зимой полностью перекрыть отсутствие поставок природного газа из России. Обеспечение энергетической безопасности Германии – первый и неоспоримый плюс технологии сжиженного газа.
Она позволяет импортировать по морю природный газ, добытый не просто в другой стране, но даже на другом континенте. До сих пор Германия полностью полагалась на более дешевый и доступный газ, перекачиваемый по наземным и морским трубопроводам. Но без СПГ-терминалов Германия столкнулась бы с острой нехваткой газа.
Построенные терминалы уже на первоначальном этапе обеспечат порядка десятой части необходимого Германии газа: Вильгельмсхафен ежегодно будет поставлять в энергосистему 6%, а Лубмин еще 3%. В будущем же все работающие СПГ-терминалы могли бы закрыть треть потребностей Германии в газе при условии, что будет обеспечена сопутствующая инфраструктура и найдены плавучие хранилища.

Свобода от российского монополиста

В течение нескольких десятилетий основным поставщиком газа в Германию выступала Россия. В последние годы на ее долю приходилось до 55% поставок. Теперь российские поставки полностью прекращены в результате санкционной политики.
"Конфликт стал дополнительным стимулом расширить использование альтернативных источников энергии", — сказал канцлер Олаф Шольц.
Теперь сторонники диверсификации поставок могут быть полностью удовлетворены. Газ в Германию поступает со всего мира – Египта, Катара, США, Норвегии, Нидерландов, Бельгии, Франции.
Только по соглашению с Qatar Energy, с 2026 года в Германию ежегодно будут поступать 2 миллиона тонн СПГ, что соответствует примерно 3% годовых потребностей Германии в газе. Контракт рассчитан на 15 лет. Газ должен доставляться на планируемый СПГ-терминал в Брунсбюттеле.

Развитие инфраструктуры

Инвестиции в строительство терминалов оцениваются в миллиарды евро. Министр экономики Роберт Хабек оправдывает расходы тем, что Германия фактически строит совершенно новую инфраструктуру, необходимую для всей Европы.
"Мы улучшаем линейную инфраструктуру, – сказал он. – Это хорошо вложенные деньги, потому что впоследствии по этим же линиям можно будет транспортировать водородные производные и водород".

Краткосрочное решение

Однако есть и значительные минусы строительства СПГ-терминалов. Вопреки заявленным планам, Германия пока не подписала ни одного крупного долгосрочного контракта, чтобы с января начать заполнение терминалов. Тот же более-менее долгосрочный контракт с Катаром заработает только с 2026 года.
"Импортные мощности есть. Но что меня беспокоит, так это поставки", — сказал Йохан Лиллистам, исследователь из Потсдамского университета.
Сложность в том, что все поставщики хотят долгосрочных контрактов, в то время как правительство Германии в них не заинтересовано, поскольку Германия к 2045 году планирует максимально отказаться от использования газа и стать климатически нейтральной.
"Компании должны знать, что покупательная способность в Германии в конечном итоге уменьшится, если мы хотим достичь целей по защите климата", — предупредил министр экономики Роберт Хабек.
В таких условиях очень сложно найти продавца, готового заключить договор. Тем более объемов свободного к продаже СПГ не так уж и много. На текущем этапе Германия смогла договориться о поставках СПГ из США, но только за счет спада экономики и отказа китайцев выкупать у американцев все объемы газа. В будущем весь этот газ будет уходить в Китай. С Катаром Китай также подписал самое продолжительное соглашение в истории сроком в 27 лет.
"Уже в следующем году рынок будет сжат из-за возобновления спроса в Китае, поскольку он выходит из-под строгих ограничений COVID-19, – прокомментировал эксперт Института энергетических исследований ICIS Андреас Шредер. – Если Европе удалось получить столько СПГ в последние месяцы, то только потому, что спрос со стороны Китая был низким".

Повышение цен для потребителей

За счет сложной логистики, многих этапов переработки сжиженный газ априори дороже трубопроводного. Речь идет о повышении стоимости в разы.
"Стоимость сжиженного газа не идет в никакое сравнение с трубопроводным. Российский газ обходился европейцам в 400–450 долларов за тысячу кубометров и то, это всегда было дорого. Сейчас Германия готова платить не более 2000 долларов за тысячу кубометров. Германия пошла на ручное регулирование рынка, установив предельную цену на бирже. Но установление предельной цены создает проблему дефицита, когда поставщики не будут готовы продавать газ по этой цене. Возможно, поэтому при заключении спотовых контрактов эти ограничения не действуют, и газ будет стоить еще дороже. Цена в конечном итоге ляжет на потребителя. В лучшем случае правительству придется перекрывать повышение стоимости дотациями и целевыми субвенциями", – комментирует ситуацию основатель Фонда энергетических стратегий Юрий Корольчук.
Согласно исследованию берлинского аналитического центра по климату E3G, к концу десятилетия дополнительные расходы на импорт газа в Германию могут составить до 200 миллиардов евро, что удвоит счета за газ для потребителей. Именно высокая стоимость сжижения и производства СПГ ограничивает его рынок, несмотря на весь экспортный потенциал.

Усложнение логистики

Особенность СПГ-терминалов можно рассмотреть на примере работы терминала в Лубмине. Он будет работать на базе плавучей установки по хранению и регазификации (FSRU) Neptune и танкера Seapeak Hispania, пришвартованного у соседнего острова Рюген. Из-за ограничения осадки в Лубмине газ сначала будут перегружать на Seapeak Hispania, а затем небольшими танкерами будут доставлять в терминал, который будет его регазифицировать и передавать в газотранспортную сеть. В дальнейшем, возможно, будут использовать остатки инфраструктуры “Северного потока”, который проложен в этих местах. Все это напоминает таскание воды из колодца небольшими порциями на время, пока водопровод неисправен.
"В таких условиях вопрос обеспечения непрерывности поставок крайне важен, – уточнил Юрий Корольчук. – Газ приходит партиями: пришел танкер, его разгрузили, и следующий уже должен быть пришвартован. Это крайне важный вопрос, поскольку работоспособность системы напрямую зависит от наполненности, и ответа на него пока нет".

Сложная химическая переработка

Для облегчения транспортировки СПГ сильно охлаждают (примерно до -161 ⁰С) и превращают в жидкость. После этого он сжимается в объемах примерно в 600 раз и все равно остается легче воды. На посадочных площадках, таких как сейчас в Лубине и Вильгельмсхафене, он затем повторно нагревается, чтобы его можно было транспортировать по трубопроводам. Но на все эти процессы необходимо колоссальное количество электроэнергии. Она нужна, чтобы извлечь природный газ из пласта, транспортировать его из газового месторождения на установку СПГ для переработки, охладить газ до таких низких температур и удерживать его при этой температуре, прежде чем он будет нагрет и регазифицирован после морского или железнодорожного путешествия.
"От 10% до 25% энергии газа теряется в процессе сжижения", — говорит Энди Георгиу, немецкий активист и консультант по климатической и энергетической политике.
Так что производство и транспортировка СПГ не является ни дешевым, ни экологическим процессом.

Климатические протесты и увеличение выбросов CO₂ в 10 раз

Именно негативное влияние технологии на климат заставляет климатических активистов называть строительство СПГ в Германии серьезной неудачей в приложенных усилиях по ограничению глобального потепления.
Норвежский энергетический аналитик Rystad Energy Каушал Рамеш сказал, что переработка СПГ настолько энергоемкая и углеродоемкая, что может создавать почти в 10 раз больше выбросов углерода, чем трубопроводный газ. Многочисленные этапы, необходимые для транспортировки СПГ от устья скважины до рынка, сопровождаются гораздо более интенсивными выбросами по ​​сравнению с трубопроводным газом, выбросы которого ограничены добычей, транспортировкой и переработкой. По словам Рамеша, интенсивность выбросов трубопроводного газа из Норвегии, в частности, почти в 10 раз меньше, чем средние выбросы СПГ.
По сравнению с производством солнечной энергии СПГ выбрасывает в 14 раз больше углерода, чем солнечная энергия, при производстве эквивалентного количества энергии и в 50 раз больше углерода, чем энергия ветра.
Именно поэтому экологи раскритиковали проект СПГ, а Немецкая организация по охране окружающей среды (DUH) объявила о судебном иске против терминала СПГ в Вильгельмсхафене. По словам экологов, для "быстрого и эффективного открытия первого терминала СПГ в Германии" было принято до сих пор "уникальное ограничение участия и экологических прав". Среди прочего, DUH беспокоит неограниченная лицензия на эксплуатацию терминала от властей Нижней Саксонии, хотя поэтапный отказ от природного газа в Германии уже должен быть запланирован, чтобы соблюдать ограничение в 1,5 градуса. Также существовал риск "огромного перепроизводства" и, следовательно, превышения допустимых выбросов CO₂ в энергетическом секторе. И последнее, но не менее важное: разрешается использование больших количеств биоцидов (химическое вещество или микроорганизм, предназначенные для борьбы с вредными и болезнетворными организмами. – Прим. ИноСМИ.), что следовало бы запретить.
Шольц считает, что Германия выдержит конфликт на Украине, не сползая в рецессиюВ 2023 году в Германии рецессии не будет, заявил Шольц в интервью Bloomberg. Всё дело в необычайно теплой зиме и появлении новых терминалов для СПГ, что позволяет стране нарастить поставки импортного газа.

Вмешательство в биологию моря

Для эксплуатации СПГ-терминала в Любмине требуется новый трубопровод. Однако он будет проходить через наиболее важный для сельди район нереста в заливе Грайфсвальдер-Бодден. Глава Тюненского института рыболовства в Балтийском море Кристофер Циммерманн видит в этом риски для запасов сельди. Он отмечает, что строительные работы будут проблематичными, особенно весной.
"Это время является наиболее чувствительным для производства потомства поголовья, а Грайфсвальдер-Бодден является наиболее важным районом нереста", – сказал Циммерман.
Тем не менее компании-операторы – немецкая RWE и норвежская Stena-Power – объявили, что переноса сроков не будет. Строительные работы на суше уже идут, а окончательная цель всех участников — завершить строительство терминала к предстоящей зиме.

Выводы: СПГ здесь надолго

Строительство СПГ подается как краткосрочное решение, но многие начинают всерьез опасаться, что газ здесь надолго, поскольку ЕС становится крупнейшим импортером СПГ в мире.
По одной из оценок, поскольку СПГ создает почти в 10 раз больше выбросов, чем трубопроводный газ, его быстрое распространение, вероятно, поставит под угрозу климатические цели. Об этом говорят исследователи климата, которые также отвергают утверждения о том, что большая часть инфраструктуры СПГ пригодна для зеленого водорода в будущем. Они также опасаются, что избыток мощностей инфраструктуры СПГ и долгосрочные контракты на регазификацию в портах СПГ в Германии значительно задержат поэтапный отказ от ископаемого топлива.
Обсудить
Рекомендуем