Санкции открывают новые горизонты в России

Bloomberg: санкции в России напоминают о 90-ых и дают малому бизнесу шанс

Читать на сайте inosmi.ru
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Нынешняя ситуация в российской экономике напоминает 90-ые, сообщает Bloomberg. Массовый отток иностранных брендов из страны привел к нарушениям в цепочках поставок, что открывает для местных предпринимателей массу возможностей.
Многие молодые россияне покинули страну из-за шквала санкций, разорвавших связи их страны с крупными секторами мировой экономики. Однако 37-летнему СММ-специалисту из Москвы Виктории Шелановой они дали возможность начать бизнес по продаже снаряжения для водных видов спорта.
Массовый отток иностранных брендов после начала российско-украинского конфликта привел к нехватке товаров практически во всех секторах экономики. Когда сестра Виктории, заядлая вейкбордистка Юлия, отчаялась найти себе неопреновый жилет, сестры решили поискать производителя в Китае, который поддерживает с Кремлем дружественные отношения.
В провинции Гуандун девушки нашли фабрику по производству спортивного снаряжения для нескольких крупных американских компаний и через мессенджер WeChat оставили запрос на предоставление соответствующих образцов. Менее чем через два месяца им пришла посылка с 20 жилетами. Они планируют выбрать несколько лучших и начать заказывать их партиями по 100 штук для продажи клиентам в Москве, а также паркам водных видов спорта, которых на волне популярности вейкбординга в последние годы появляется все больше. "Мы думаем, спрос будет огромным, а конкуренции на данный момент нет", — говорит Виктория.
Реальная причина, по которой российская экономика выдерживает экономические санкции Экономика России выстояла перед лицом западных санкций, пишет Yahoo News Japan. Одна из основных причин — народный менталитет. США и Европа делали ставку на "усталость" населения от связанных с ограничениями проблем, но просчитались, уверен автор статьи.
Многие эксперты сравнивают нынешнюю экономическую изоляцию России с той, что накрыла ее в советскую эпоху. Однако ситуация скорее напоминает 90-е, когда вследствие краха коммунизма в цепочках поставок образовались огромные прорехи, вынудив потребителей и предпринимателей искать творческие способы их ликвидации.
На сервисе "Авито" многие продают одежду иностранных брендов из-за рубежа: вбейте в поиск тот же Gucci и получите 173 тысячи объявлений. Появились новые цепочки поставок для айфонов и других западных гаджетов через бывшие страны СССР.
Владельцы франшиз переживают уход транснациональных корпораций посредством продажи продукции со схожей упаковкой и логотипами, но под немного другими названиями. Пончики Krispy Kreme теперь называются Krunchy Dream, Starbucks — Stars Coffee, а Pizza Hut — теперь "Пицца Н".
Один предприимчивый российский гражданин, пожелавший сохранить анонимность, открыл в Дубае компанию с лицензией на импорт золота. Российские компании закупают слитки и отправляют ему, а он продает их производителям ювелирных изделий в ОАЭ. Забрав себе 40% прибыли, он использует вырученные средства для покупки автозапчастей и других необходимых вещей, которые затем отправляются в Россию.
Все это элементы того, что кремлевские чиновники называют "мобилизационной экономикой". Обращаясь к нации в марте, вскоре после вступления в силу первого пакета санкций, президент России Владимир Путин заявил: "В тех условиях, в которых мы сейчас находимся, выходом может быть только одно — максимальная экономическая свобода для людей, которые занимаются бизнесом".
Правила, запрещавшие так называемый параллельный импорт – ввоз фирменных товаров без согласия владельца товарного знака, – были отменены. Даже веб-сайт Министерства экономического развития содержит рекламу кредитов с низкой процентной ставкой для предпринимателей в определенных сферах деятельности.
Это не значит, что санкции не причиняют неудобств. Подержанные авто марок Toyota и BMW стоят сейчас дороже, чем раньше стоили новые. (Если ваше импортное авто сломается, найти новую коробку передач будет проблематично.) А "Аэрофлот" списал более четверти парка на запчасти для тех самолетов, которые все еще летают.
Исследование Bloomberg Economics, в котором Россия сравнивается с Южной Африкой периода санкций из-за апартеида, показало, что экономика сталкивается со значительным замедлением, "поскольку барьеры для торговли и потоков капитала душат конкуренцию и повышают неэффективность". По оценкам Bloomberg Economics, в прошлом году российская экономика сократилась на 2,7%, а в 2023-м потеряет еще 2,5%.
Федеральная служба государственной статистики РФ (Росстат) прекратила публиковать соответствующие данные после начала СВО на Украине, но, по оценкам центрального банка, в прошлом году объем импорта сократился на целых 23,5% с $380 миллиардов в 2021-м. Вице-премьер Денис Мантуров в сентябре прогнозировал, что к концу 2022 года стоимость параллельного импорта достигнет не менее $20 миллиардов.
В минувшем году около миллиона россиян покинули страну из-за экономических трудностей и угрозы призыва. Повседневная жизнь оставшихся меняется по мере ухода из страны многих крупных мировых брендов. Согласно базе данных Киевской школы экономики, на данный момент полностью свернули деятельность всего 5% компании, функционировавших на территории РФ до начала конфликта, а более половины из них временно приостановили операции и новые инвестиции.
Некоторые транснациональные корпорации, такие как Apple Inc. и Inditex, которой принадлежит бренд Zara, покинули страну практически сразу после начала конфликта. Другие, такие как Reckitt Benckiser Group Plc, куда входит ряд известных во всем мире продуктов, включая детское питание Enfamil и презервативы Durex, а также производитель сигарет Dunhill и Pall Mall British American Tobacco Plc только объявили о планах ухода, но в жизнь их пока не претворили.
Крупнейший производитель молочной продукции в России Danone SA ушел с рынка в октябре. До сих пор неясно, получит ли новый российский владелец его производственных предприятий право продавать йогурты Activia и другие продукты бренда.
Имеющие заводы на территории РФ компании-гиганты по производству потребительских товаров Unilever Plc и Mondelez International Inc. заявляют, что ограничились выпуском лишь самого необходимого для российских потребителей, хотя мороженое Cornetto и шоколад Milka до сих пор остаются на полках.
Жизнь в России после десяти месяцев конфликтаНа Западе говорят о "мраке" и "унынии" в России из-за спецоперации и санкций, но на самом деле жизнь течет как обычно, пишет The Conversation. Автор статьи посетил страну и убедился в этом сам. Он признается, что такая картина стала для него неожиданностью.
Заполнить вакуум, образовавшийся в некоторых отдельных категориях товаров, поспешили китайские бренды. Так, корпорация Xiaomi стала самым продаваемым производителем смартфонов в России за минувший год, свергнув с пьедестала Samsung, а крупнейший российский ритейлер бытовой электроники "М.Видео-Эльдорадо Групп" заявил, что китайцы занимают три из пяти строчек в списке крупнейших брендов, представленных в его магазинах.
Несмотря на санкции, процветает рынок дизайнерской одежды и аксессуаров. По словам партнера Bain Клаудии Д'Арпизио (Claudia D’Arpizio), после того как в марте ЕС запретил экспорт предметов роскоши стоимостью более 300 евро ($324 доллара) за штуку, резко вырос объем продаж в магазинах Дубая и Турции, куда из России можно добраться прямым рейсом. По оценкам консалтинговой компании, в 2021 году как внутри страны, так и во время поездок за границу россияне приобрели предметов роскоши на сумму около семи миллиардов евро (3% соответствующего рынка).
Европейские люксовые холдинги хоть и закрывают российские магазины, но еще не решили, стóит ли покидать страну навсегда. В октябре Жан-Марк Дюпле (Jean-Marc Duplaix), финансовый директор компании Kering SA, владеющей брендами Gucci и Yves Saint Laurent, заявил, что сохранение присутствия в России помогло концерну “защитить” представленные там торговые марки.
Что касается сестер Шелановых, на неопреновых жилетах они останавливаться не планируют, подумывая о торговле гидрокостюмами и изучая те китайские фабрики, у которых закупаются крупные американские бренды. "Мы уже нашли ту, что шьет гидрокостюмы для Roxy, но будем искать дальше, — говорит Юлия. — Хотелось бы создать собственный бренд".
Обсудить
Рекомендуем