Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Ребята зовут нас вонючими и бездомными, рассказывают дети из Украины и не хотят ходить в школу, пишет Gazeta Wyborcza. Директор средней школы из Познани объясняет это конфликтом сверстников и эмоциональным стрессом учащихся.
Алиция Лехман (Alicja Lehmann)
Средняя школа № 85 им. Мальтийских кавалеров находится на улице Томицкого в Познани. Типичное двухэтажное здание постройки шестидесятых годов. Вход в здание охраняют вахтерши. Внутри на двери кабинета директора слово "Секретариат" написано на трех языках: польском, украинском и русском.
В школе учатся около 320 человек, из которых чуть более 80 – дети и подростки из Украины.
Украинка: ученики обзывают моих детей
"Мои дети учатся в польской школе. Они ходят в школу на улице Томицкого, где их преследуют ученики. Обзывают грязными. Забирают у них бутерброды и выбрасывают в мусорную корзину. Я ходила по этому поводу в школу, но у директора не было времени со мной встретиться. Я боюсь за детей", – написала одна из украинок в анонимном письме.
Ситуацию в школе подтвердили другие мамы, которые также не хотят называть своих имен. Они говорят, что боятся последствий.
Отвечая на вопрос об обстановке в школе, директор Урсула Качмарек (Urszula Kaczmarek) уверяет, что учебное заведение делает все возможное, чтобы украинским ученикам были обеспечены хорошие условия. Относительно случаев, о которых говорят родители, она говорит, что дело касается трех девочек и является конфликтом сверстников.
Специалисты из познаньского Центра информации для мигрантов, занимающиеся вопросами интеграции детей в школах, подчеркивают, что в конфликтных ситуациях не существует единой модели поведения, а наиболее важной и эффективной мерой их преодоления является профилактика.
"Мой ребенок больше не хочет туда ходить"
"Когда началась война на Украине, и приехали первые украинские дети, наши ученики очень старались им помочь", – рассказывает директор школы.
Все хотели иметь в своем классе украинского мальчика или девочку. Мы собирали подарки, готовили наборы с самым необходимым, и я представляла каждого нового ученика его одноклассникам. Мы продолжаем интеграционную деятельность. Это совместные выходы, мастер-классы, конкурсы. Дети всегда могут рассчитывать на помощь психолога и школьного педагога, а также ассистентов по культуре, добавляет директор.
Мы хотим, чтобы все чувствовали себя здесь в первую очередь безопасно и комфортно. И до сих пор я думала, что так оно и есть, уверяет она.
Польша: что мы узнали о себе благодаря украинским беженцамСначала поляки создали общенациональный кризисный штаб для помощи беженцам с Украины, сбросились на "Байрактар" и заставили правительство вести себя достойно по отношению к бежавшим от войны людям, пишет Wyborcza. Но сегодня, предупреждают социологи, наблюдается рост неприязни к украинцам, поскольку народу "нужно найти виновного в своих бедах".
27.12.202200
Письмо о том, что в школе происходит что-то неладное, не подписано. Сообщить свое имя только журналистам, не для публикации, автор категорически отказался.
Он намекнул, что больше на эту тему могут сообщить матери, которые живут в соседнем общежитии. За проживание беженцев платит польское государство. В здании находятся около 400 человек, в основном женщины и дети. Часть детей и подростков зачислена в школу на улице Томицкого.
"Мой ребенок больше не хочет туда ходить. Его оскорбляют за то, что он украинец. Он уже не хочет учить польский", – говорит одна из женщин.
В какой-то момент она начинает плакать:
"Там постоянные обзывательства, иногда даже возникают драки. Про словесные оскорбления я уже директору и учителям не рассказываю, но про драки я не могу молчать. Мне всегда отвечают одно и то же – что воспитатели поговорят с детьми. Но я не уверена, что они разговаривают, потому что ситуация не меняется".
Другие мамы добавляют:
"После одной из таких ситуаций мы пошли к директору, но она не нашла для нас времени. Дети действительно не хотят ходить в школу, но мы говорим им, что они должны учиться. Потому что у них пока нет другого выхода.
Анонимно мы узнаем о том, как польские дети бросили украинцам хлеб на землю и сказали: "Ешьте, бездомные". Детей-беженцев также обзывают "грязными" и "вонючими бродягами"".
Я спрашиваю директора, известна ли ей ситуация с хлебом.
"О бутербродах в мусорном контейнере я впервые слышу от вас. Насчет хлеба, да, был такой случай на школьном дворе, но это единичный инцидент. Польский мальчик, у которого, кстати говоря, имеются личные проблемы, приставал к украинским девочкам. В итоге он бросил в них хлебной коркой", – говорит директор.
"Эти дети тоже находятся в сложной личной ситуации", – замечаю я.
"Это правда, я этого не отрицаю. Это конфликт, в котором участвуют одни и те же три девочки. Они не хотят интегрироваться", – говорит директор.
Насчет встречи с родителями, она объясняет, что в то время, когда они к ней пришли, она была на другой встрече и не могла уйти.
"Но этих родителей я отправила к школьному педагогу и к двум ассистенткам, которые у нас работают. Они сразу встретились с родителями", – добавила она.
Украинская школа отличается от польской
В школе работают две украинки. Одна на Украине преподавала в ВУЗе, другая в школе.
"Мы помогаем учителям и ученикам. Мы часто переводим, например, задания на экзаменах, помогаем, когда возникают проблемы с языком. Украинские дети непослушны, и конфликты, если они возникают – это обычные ссоры, возникающие между детьми. При этом следует понимать, что украинские родители привыкли к другому типу школы. На Украине ребенка воспитывает школа, в Польше это не так. Часто и родители устраивают в школе скандалы, а здесь так не принято", – говорят ассистентки.
Директор приводит пример, когда одна из украинских мам сообщила в полицию из-за того, что польские и украинские мальчики бросались друг в друга рябиной.
"Эта мама не пришла ко мне поговорить. Она обратилась к нам уже постфактум и даже хотела отозвать заявление в полицию, но дело зашло слишком далеко", – говорит директор.
В настоящее время в познаньских школах обучается около 5200 детей и подростков из Украины. (…)
"Ситуация в школе № 85 связана с конфликтом между тремя школьницами из Украины, обстоятельства уточняются", – говорит Ханна Янович (Hanna Janowicz) из Отдела образования и добавляет, что украинские родители имеют те же права, что и польские.
О любой ситуации, которая вызывает у них беспокойство, они могут сообщить учителю или директору школы. Благополучие всех учеников, независимо от их национальности, является для нас высшей ценностью, уверяет она.
(…)
Специалист по работе с детьми беженцев Ольга Стобецкая-Размярек (Olga Stobiecka-Rozmiarek) объясняет:
"Ситуация после 24 февраля стала новой для всех. В сфере межкультурного образования я работаю уже 15 лет, но мы никогда не имели дело с этой проблематикой в таком масштабе и в такой долгосрочной перспективе. За последние полгода работы с детьми беженцев я поняла, что стресс, связанный с прибытием в новую страну и адаптацией к другому языку, вызывает большое напряжение – не только физическое, но также эмоциональное и интеллектуальное. Это также стресс для польских детей. Все они нуждаются в заботе взрослых и серьезной поддержке".