Кулинарные тонкости в украинской армии

La Croix: Украина не может прокормить армию из-за воровства

Читать на сайте inosmi.ru
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Украинскую армию кормят волонтеры — к такому выводу пришел репортер La Croix. Он объясняет это коррупцией. Из-за воровства тыловые службы ВСУ перестали справляться с обеспечением питания солдат еще до начала спецоперации.
Как прокормить в военное время армию, численность которой увеличилась втрое всего за несколько месяцев? С самого начала российской спецоперации волонтеры и предприятия мобилизовались по всей Украине, чтобы справиться с этой важной задачей. На Украине ее решение оказалось связано с пронизавшей всю страну коррупцией, логистическими проблемами, то есть с неэффективностью государства. Зато проявилась солидарность на общественном уровне: раз государство солдат бросило, солдат стали кормить простые граждане. Возникает вопрос: является ли снабжение армии продуктами от населения свидетельством позитивной эволюции Украины в последние годы?

Пенсионерка кормит роту

Густой дым поднимается из проржавевшей дровяной печи. На костре слышно, как бурлит суп, в котором плавают "галушки" — в Восточной Европе их назвали бы клецками. По соседству, в большой кастрюле, пузырится плов. Как и в каждое утро с момента ухода российских войск из Херсона, сегодня, 11 ноября, Татьяна работает в своем саду, преобразованном в военную кухню. Здесь есть все элементы, необходимые для того, чтобы приготовить сотню блюд для солдат, дислоцированных в окрестностях. Эта женщина-пенсионерка с худым обветренным лицом с любовью руководит работой трех своих подручных, которые пилят дрова или чистят овощи под навесом, не обращая внимания на отдаленное эхо враждебных русских пушек. Здесь все по-домашнему: работают две печки-самоделки, обломок обшивки бульдозера используется в качестве сковороды.
В полдень 30 декабря двое солдат паркуют свою старенькую "Ладу" перед домом этой пенсионерки. В саду волонтеры спешат наполнить супом большие переносные фляги и гигантские термосы, вмещающие до сорока порций. Эти двое солдат — повара. По идее, они должны готовить еду для своей роты, сотни человек, разбросанных по нескольким позициям вдоль великой реки Днепр, на берегах которой разыгрывается смертельная схватка с российской армией. Но бомбардировки и близкое расположение своих и вражеских позиций сделали невозможным использование полевой кухни.
Чтобы целыми днями не питаться пайками, приходилось импровизировать, искать помощи у местных жителей. "Мы отдаем им часть наших продуктов, а они готовят нам ежедневно один обед. Получается первое и второе взамен на паштеты и печенья", — говорит с улыбкой 35-летний Саша, загружая фляги в багажник "Лады": "И вот такой обмен везде! Я видел такое на всех позициях, когда был там до того, как передислоцировался сюда, на кухню".

Украинская армия: "тыловое обеспечение вообще отсутствовало"

С начала конфликта, триста двадцать семь дней назад, 600 тысяч украинских солдат питаются три раза в день. Итого нужно было приготовить полмиллиарда блюд. Чтобы обеспечить это питание, были привлечены предприятия и отдельные люди, все массово и быстро. После 24 февраля 2022 года именно они стали важными звеньями в восстановлении цепочек поставок, нарушенных в результате боевых действий и воровства.
"В феврале-марте тыловое обеспечение нашей армии вообще отсутствовало", — вспоминает Константин Чернышов, которого мы встретили в Запорожье, в 300 километрах от Херсона. Этот компьютерщик в черном свитере с поседевшими волосами работает с двадцатилетними коллегами. Ему 24 года, но он уже поседел. И сегодня он возглавляет крупнейшую добровольческую структуру в этом городе, население которого составляло 750 000 человек до конфликта. Сейчас в город Запорожье прибыл значительный приток беженцев. Сначала занимались именно ими, но потом всплыла проблема поважнее: "Наши волонтеры обратили внимание на сообщения по поводу бедственного положения солдат".
Они и в самом деле были тревожными: "Мой сын базируется в аэропорту, он говорит, что солдаты голодают"; "Мой приятель охраняет один из блокпостов и говорит, что им нечего есть"...
Минобороны Украины отрицает обвинения в коррупции после публикаций СМИ
В течение двух месяцев волонтерский центр будет заменять службу военной логистики. Ситуация усугубляется еще и притоком новобранцев, которые почти втрое увеличили численность личного состава армии. "Несколько новых бригад не имели первоначальной логистики", — говорит Константин Чернышов. В некоторых частях армии одни жалуются на отсутствие продуктов питания, другие на нехватку боевых пайков, третьи на отсутствие повара на кухне... Проблемы длились до весны 2022 года. Только тогда военная логистика начала, наконец, выстраиваться и хоть как-то кормить солдат.

Проблемы остаются, и их много

Потребности остаются, их много, и волонтеры Запорожья думают, как лучше их удовлетворить. Они выделяют три категории солдат. Первые, дислоцированные в городе, пользуются надежной цепочкой поставок, обеспечиваемой Министерством обороны, да еще и могут покупать себе что-нибудь в местных магазинах. Вторые находятся на передовой, не имеют никакой возможности готовить и зависят от боевого пайка. Третьи, воюющие на второй и третьей линии фронта, часто рассредоточены в отрядах по 30 или 40 человек. Эти солдаты находятся под обстрелами, у них нет места для хранения продуктов. Единственное, что они могут, — это кипятить воду. Именно для них Запорожский волонтерский центр разработает свое самое революционное изобретение. Вот его описание.
Чтобы понять, о чем идет речь, вам нужно спуститься в подвал ресторана Easy Meal в центре города, кухню которого заняли волонтеры. Там шесть женщин чистят капусту, лук, морковь и свеклу в течение всего дня, нарезают их на тонкие полоски, а затем кладут в три больших агрегата для запекания. Это пищевые дегидраторы, приобретенные на деньги одного канадца, каждый из которых способен высушить 12 кг овощей за несколько часов. Готовый продукт, результат многомесячных экспериментов, величественно покоится в вакуумном пакете на углу стола: это сухой концентрат борща, его можно бросить в горячую воду и так питаться.
"Мы производим от 50 до 80 пакетов в день, — объясняет 53-летняя Елена Бережная, преподаватель физики, которая гордится тем, что придумала способ доставки солдатам самого известного украинского супа. "Мои бывшие ученики жаловались, что у них нет чего-то простого и вкусного, для чего нужен только кипяток. С этим борщом все, что вам нужно сделать, — это отварить картошку. Добавьте потом банку тушенки, и обед готов". Одной упаковкой можно накормить 10 человек ("или восемь солдат", как здесь шутят, намекая на их волчий аппетит). Поскольку она по-прежнему преподает, Елена Бережная нередко приносит с собой свой ноутбук для ведения уроков из кухни, где она проводит по шесть часов в день. "Когда солдат присылает вам видео со слезами на глазах после того, как съел ваш борщ... Вы понимаете, что это больше, чем еда. Это утешение".

НАТО приказала проверять пайки

Помощь добровольцев стала обычным элементом функционирования украинской армии еще до спецоперации. "Она существовала с начала войны в Донбассе, а она была развязана еще в 2014 году, — объясняет нам Виктор Шалаван, военный советник министра внутренних дел Украины, сидя в грузинском ресторане в Киеве. — В то время наша армия была в ужасном состоянии, солдаты сидели голодные, и многие части обзавелись небольшими фан-клубами гражданских активистов, которые помогали им хоть как-то пополнить скудный рацион". Офицер подчеркивает прогресс, достигнутый с тех пор, как по инициативе НАТО на Украине было создано командование тылового обеспечения в 2016 году. Это командование стало уделять повышенное внимание качеству боевых пайков.
Шалаван высоко оценивает важную роль добровольцев и считает, что их поставки особенно необходимы на передовой. При приближении к зоне смертельной опасности солдатам дают ненадолго поесть что-нибудь повкуснее, а не стандартный боевой паек. На вопрос о трудностях первых месяцев Виктор Шалаван отвечает, сидя в ресторане, довольно уклончиво. Ведь снабжение армии по идее — работа таких, как он, чиновников. "Еды на Украине предостаточно. Наши солдаты могут быть грязными, мы могли оставить их наедине с холодом и болью, но они никогда не голодали", — говорит Шалаван. Такое положение вещей подтвердили и украинские военные, с которыми нам удалось поговорить для подготовки этого репортажа.

Ракеты метят в спецназ, но достается кухне

В Запорожье Евгений Михайленко принимает нас в арендуемом им в городе ресторане, название которого он просит не называть. Человек с лицом пирата и татуировками на теле, он на самом деле — повар. Так вот, этот повар и его команда только что срочно перенесли туда свою кухню, узнав от украинских спецслужб, что русские обнаружили их предыдущее пристанище. Надо сказать, что еще более давнее заведение этого повара-пирата было разрушено несколькими месяцами ранее ракетой С-300. В этом заключается опасность работы при приготовлении пищи рядом с украинским спецназом.
Украинские военные потери — большая проблема для БайденаУкраина потеряла до 100 000 солдат, и заменить их будет непросто, пишет AT. Кроме того, поставки оружия из США истощили арсеналы и обнажили бреши в системе безопасности в Азии. Чтобы вернуть доверие и сохранить свой пост, Байдену пора сменить политику по Украине.
Евгений, работающий поваром с начала конфликта, исключил из меню гречневую кашу, которую в армии подают ко всем блюдам. При поддержке нескольких волонтеров он каждый день готовит сытные блюда, включающие ностальгические рецепты прошлых лет с овощами и соусом. Есть и более необычные творения, которые "шеф-повар Женя" публикует в Твиттере для сбора пожертвований от интернет-пользователей. "Эти ребята рискуют жизнью, но паникуют, когда дело доходит до дегустации новых блюд, — смеется Евгений. — Если бы я им позволил, они бы постоянно ели печенье и сгущенку. Просто дети". Повар, который в период с марта по май 2022 года организовал доставку трехразового питания для 500 солдат, считает, что с точки зрения доставки еды армия вообще выпала из поля зрения властей.
"Нам реально не хватает навыков", — говорит он, показывая на своем планшете видео, на котором солдаты оттирают от ржавчины старую полевую кухню, оставшуюся от Советского Союза. Евгений связался с двумя киевскими бригадами, чтобы помочь им найти полевые кухни, работающие на газу, взамен старых моделей, работающих на дровах. Когда мы показываем ему фото Татьяны, поварихи из Херсона, повар морщится. "Это впечатляет, но мне больно на это смотреть: почему это не делает государство?".

Горстка кланов наживалась на питании ВСУ

Он видит другую сторону картины, обращая внимание на гигиену. Прежде всего это доказывает неорганизованность армии, хотя конфликт обещает быть долгим. "Россия не исчезнет. Нам придется кормить целые поколения украинских солдат, но я не вижу никаких усилий со стороны властей по решению проблемы во всей ее полноте. Как вы думаете, почему солдаты не хотят есть то, что им предлагают в армии?" Снабжение армии продовольствием стало проблемой на Украине с середины 2000-х годов, когда эта задача были передана субподрядным предприятиям общественного питания, некоторые из которых были связаны с вороватыми бывшими офицерами. Сомнительная практика стала нормой: коррупционные сделки, подозрительное ценообразование, откаты, доставка просроченных продуктов... В течение десяти лет горстка "кланов" наживалась на рынке военного продовольствия, одном из самых коррумпированных на Украине.

Субподрядчики отравляют солдат

Скандал разгорелся в июне 2016 года, когда 169 военнослужащих были срочно госпитализированы после пищевого отравления на военной базе "Десна" на севере страны. Анализы выявят наличие плесени, стафилококков и кишечной палочки в продуктах питания, предоставленных субподрядчиком. В итоге контракт с ним был разорван. Но с этого периода рынок будет носить все более монопольный характер.
Благодаря поддержке Министерства обороны волонтерская организация Viyskservis-Volonter быстро набрала обороты, и в 2018 году эта волонтерская организация заняла более 55% рынка. Тут сыграл роль приход к власти в 2019 году Владимира Зеленского, обещавшего бороться с коррупцией. В итоге Зеленский на время утвердил "демократизацию" публичных торгов. Однако это не помешало Viyskservis-Volonter завладеть 85% рынка в 2021 году в результате тендера, который, по мнению конкурентов, был незаконным.
"Когда я заинтересовалась организацией Viyskservis-Volonter, я обнаружила, что это марионеточная компания, базирующаяся в Одессе и связанная с сетью вторичных субподрядчиков", — сообщает депутат Соломия Бобровская по телефону с запада Украины, где она посещала солдат. В марте 2021 года эта оппозиционерка спровоцировала скандал, опубликовав в соцсетях фотографии, на которых запечатлены разбитые ящики с продуктами, доставленные волонтерской организацией в воинскую часть. Затем она выступила с осуждением действий украинского Минобороны в парламенте. Его кульминацией в июле 2021 года стала отставка заместителя министра обороны Игоря Халимона. 29 октября 2021 года Халимону было предъявлено обвинение в хищении 700 миллионов гривен. Это приведет к отставке самого министра обороны — выпускника Киевского зенитно-ракетного ордена Ленина краснознаменного училища Андрея Тарана. Отметив, что предшественник пошел по опасному пути зависимости всей армии от одного предприятия, преемник Тарана (то есть нынешний супер-патриотический министр обороны Алексей Резников) наконец-то решил пересмотреть государственные закупки.
Обучающий украинских военных американский полковник обвинил солдат Зеленского в "зверствах"Американский инструктор Эндрю Милберн заявил, что солдаты ВСУ причастны к военным преступлениям. Читатели издания добавляют к этой информации, что украинское общество и правительство коррумпированы донельзя.

Тайна: кто выиграл тендер

6 января 2022 года было объявлено о двенадцати тендерах. Общая сумма была огромна: почти 100 миллионов евро. Задача: положить конец монополии на поставку продуктов питания путем диверсификации поставщиков. Оставалось всего полтора месяца до начала российской спецоперации. Итак, кто выиграл эти контракты? Это остается тайной. С началом конфликта государственные контракты, касающиеся армии, больше не предаются гласности, чтобы российская разведка не смогла овладеть конфиденциальной информацией. Продлен ли контракт с Viyskservis-Volonter? В Минобороны Украины на наши запросы не ответили. "Мы не знаем", — сказал главный редактор сайта "Наши гроши" Юрий Николов, который видит в бесхозяйственности одну из причин, по которой Украина не была готова кормить своих солдат в начале конфликта. "Но война все изменила. Я вижу, что многие люди наконец-то перестали разбойничать так, как им вздумается". Диверсификация поставщиков кажется вполне реальной.

Кормилец по имени Давид

Днепропетровск. С началом конфликта этот город-миллионник стал "тыловой столицей", сердцем логистических и гуманитарных инициатив украинского гражданского общества. Давид Вак, владелец компании "Национал", показывает свое небольшое предприятие по производству продуктов питания. Он является лишь одним среди многих украинских предпринимателей, переориентировавших свое производство на удовлетворение потребностей, возникших в результате конфликта, что свидетельствует о быстром появлении настоящей военной промышленности. "Даже упаковки, которые мы используем, невозможно было найти на Украине до спецоперации, — говорит босс. — Сейчас две компании приступили к их производству". На производственных линиях около двадцати сотрудников обрабатывают пластиковые пакеты цвета хаки, которые едут и едут мимо нас. Один сотрудник наполняет их мясом и овощами, затем одна машина добавляет рис, а последняя машина все это дело запечатывает. В другом помещении три огромных котла варят варево на 6000 пакетов каждые полтора часа. С сентября 2022 года предприятие ежемесячно производит полмиллиона пайков, 70% которых идет в армию. Остальные предназначены для беженцев и гражданских лиц.
Дегустация. Скользкий брикет выскальзывает из пакета цвета хаки на белую тарелку. Куриный рис по-японски выглядит некрасиво, но приятно пахнет свежими продуктами. Вкус на удивление хорош. Увы, этот паек не для армии, а для гражданских лиц. Требования Министерства обороны в отношении военных пайков остаются очень строгими: ограниченные цены, неукоснительное следование рецептам, мало специй, никакого соуса ... Пайки, которые Давид Вак поставляет солдатам, полностью соответствуют этим требованиям. Есть еще проблемы, но идеальных пайков не бывает. Главное — производить много питания в кратчайшие сроки.
Автор: Пьер Сотрей (Pierre Sautreuil)
Обсудить
Рекомендуем