Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
По "Дружбе" в Чехию пока еще поступает нефть, однако судьба нефтепровода после 2025 года туманна, пишет Lidovky. В Праге решают, что делать с миллионами тонн труб, проложенных под землей. Один из вариантов — оставить их просто гнить. Но есть и другие предложения.
Через два года он отметит 60-летний юбилей, но его дальнейшие перспективы туманны. Нефтепровод "Дружба", по которому в Чешскую Республику поступает нефть из российской Самары, что называется, дышит на ладан. После десятилетий службы потребность Чехии в нем отпадет. Это произойдет в 2025 году.
Поэтому компания "Меро", государственный оператор нефтепроводов, решает, как распорядиться результатом прежнего чехословацко-советского сотрудничества, а точнее, что делать с 1,3 миллионами тонн труб, проложенных в основном под землей. Один из вариантов — оставить его просто гнить.
"Вопрос о дальнейшей судьбе "Дружбы" мы сейчас рассматриваем. Вариантов несколько. Все будет зависеть от развития геополитической ситуации, а также от того, чем закончится вооруженный конфликт на Украине", — заявил серверу "Лидовки" генеральный директор "Меро" Ярослав Пантучек.
Нефтепровод "Дружба" оставался единственным источником сырья для чешских НПЗ вплоть до 1996 года, когда Чехия запустила альтернативный нефтепровод IKL. Он соединяется под баварским Ингольштадтом с "Трансальпийским нефтепроводом", ведущим из порта в итальянском Триесте, и по нему в Чешскую Республику поступают "нероссийские" сорта нефти. Так, на протяжении почти 30 лет нефтепровод "Дружба" и IKLснабжали Чехию нефтью 50% на 50.
В феврале 2022 года началась российская спецоперация на Украине, и Европейский Союз ввел против России санкции, которые привели к запрету на покупку российской нефти. Для Чехии, как и для Словакии с Венгрией, сделали исключение. Они могут получать нефть по трубопроводам из России до 2025 года. К тому моменту планируется расширить мощности газопровода TALнастолько, что он позволит нам полностью отказаться от нефтепровода "Дружба".
"Препятствие" в виде войны
Что же делать более чем с 500 километрами труб, проложенных по нашей территории? По словам Ярослава Пантучека, прежде всего, напрашивается вариант использовать нефтепровод "Дружба" в качестве альтернативной трассы для "нероссийских" сортов нефти из украинского порта Одесса. Несколько лет назад украинский оператор нефтепроводов "Укртранснефть" подсоединил Одессу трубопроводом к "Дружбе" в украинском городе Броды, то есть уже за границами России и Белоруссии. Подобное решение обеспечило бы запасной вариант для чешского импорта нефти, который осуществлялся бы в основном за счет поставок с танкеров, прибывающих в Триест, и далее по нефтепроводу IKL. Но главное условие — стабильный мир, который сейчас выглядит недосягаемой перспективой, и демократический режим на Украине.
По словам Ярослава Пантучека, нефтепровод "Дружба" можно было бы использовать и для поставок другого сырья, например газа аммиака, или для прокладки оптических кабелей и прочего.
Запустить через два года? "Дружба" может работать и без поставок из России, как считает оператор нефтепроводаВ Чехии опасаются, что Россия прекратит поставки нефти по "Дружбе", сообщает iROZHLAS. Там готовятся к этому и планируют "переподключить" нефтепровод к терминалам на берегу Черного или Адриатического моря. Но не все так просто с заменой российской нефти.
12.12.202200
В крайнем случае трубы, закопанные в землю, можно просто списать и бросить на произвол судьбы. "Но это действительно только в самом крайнем случае. Тогда при необходимости к работе их уже никто не вернет. Или для этого потребуются колоссальные расходы, которые из-за постепенного отказа Европы от нефтяного топлива никто на себя не возьмет, и ни один банк не откроет на это кредит", — отметил Вацлав Лоула, эксперт Чешской ассоциации нефтехимической промышленности и торговли.
Вацлав Лоула упомянул и о другом варианте использования нефтепровода "Дружба", который обсуждался ранее. Дело в том, что система позволяет развернуть поток нефти в обратном направлении, то есть отправлять сырье с Запада, а точнее из Триеста по нефтепроводу TAL и чешскому IKL в нефтепровод "Дружба" до братиславского НПЗ компании "Славнефть". Ей тоже приходится искать замену российскому сырью.
Зависимость от Советского Союза
Протяженность нефтепровода "Дружба" достигает пяти тысяч километров, что делает его самым протяженным нефтепроводом в мире. Его построили государства бывшего Совета экономической взаимопомощи (СЭВ) во главе с Советским Союзом для снабжения государств социалистического блока нефтью из Центральной России.
Две ветки нефтепровода "Дружба", северная и южная, связывают Россию с Белоруссией, Польшей, Германией, Украиной, Словакией, Венгрией и Чехией. Строительство началось в 1960 году в российской Самаре, куда ведут нефтепроводы из Сибири, с Урала и из Казахстана. Через два года был подсоединен НПЗ "Словнафта" под Братиславой, а в 1965 году и НПД на территории Чехии.
Прежде Чехословакия импортировала нефть на свои НПЗ по железной дороге, в том числе из Румынии и некоторых республик бывшего Советского Союза.
Сегодня на территории Чешской Республики топливо производят два НПЗ: в Кралупы (бензин из нероссийской нефти) и в Литвинове (дизельное топливо преимущественно из российской нефти). В общей сложности за год они перерабатывают около семи миллионов тонн нефти. И нефтепровод "Дружба", и нефтепровод IKLрасполагают достаточными мощностями для этого, и, более того, каждый из них способен самостоятельно удовлетворить чешский спрос на нефть полностью.