Юань спасет бюджет Путина от ценового потолка на нефть

Bloomberg: Россия сможет покрыть дефицит бюджета из-за "нефтяного потолка" за счет юаня

Читать на сайте inosmi.ru
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
После того, как страны G7 ввели потолок цен на экспорт российской нефти, доходы Москвы резко упали, что привело к рекордному дефициту бюджета в декабре, сообщает Bloomberg. Тем не менее при текущем уровне цен Россия сможет в течение нескольких лет компенсировать его за счет резервных запасов юаня.
  • Резервных запасов в юанях хватит на несколько лет, если нефть не упадет в цене
  • Бюджет в дефиците, доходы падают, расходы растут на фоне спецоперации
Потолок цен на экспорт российской сырой нефти ведет к снижению доходов бюджета президента Владимира Путина. Тем не менее, это, скорее всего, не вынудит его сокращать расходы в течение нескольких лет благодаря резервным запасам в юанях на сумму 45 миллиардов долларов.
Доходы резко упали после того, как в прошлом месяце вступила в силу принятая странами "Большой семерки" предельная цена на нефть в размере 60 долларов за баррель. В сочетании с увеличением расходов после начала специальной военной операции, это привело к рекордному дефициту в декабре: основная российская нефть марки Urals торговалась на уровне 50 долларов, что почти на треть меньше, чем годом ранее.
Тем не менее, по данным Bloomberg Economics, если цена останется на прежнем уровне, у России будет достаточно средств для покрытия дефицита в течение следующих трех лет. Citigroup Inc. считает, что запасы истощатся через два с половиной года при сохранении цены на Urals на том же уровне.
По словам Натальи Лавровой из финансовой группы БКС, если Urals будет торговаться в диапазоне от 40 до 50 долларов, выручка упадет на целых 2,5 триллиона рублей (36 миллиардов долларов) ниже, чем предусмотрено в государственном бюджете, а это означает, что ежемесячные продажи в юанях должны быть в три раза больше, чем ожидалось в январе.
Удар по бюджету привлек внимание к фискальному механизму, возрожденному в этом месяце и включающему продажу юаней из российского фонда национального благосостояния, когда доходы ниже целевого показателя, установленного правительством.
Юань — единственная валюта, оставшаяся в российских резервах, которую можно использовать для интервенций на валютном рынке после изъятия активов в долларах и евро на сумму в 300 миллиардов долларов из резервов после начала СВО почти год назад.
Расчет того, на какой срок хватит резервов в размере 310 миллиардов юаней (45 миллиардов долларов), дает возможность оценить финансовое положение России и ее экономическую устойчивость по мере затягивания спецоперации. Согласно Bloomberg Economics, несмотря на то, что ситуация обострилась, Россия не исчерпает свои запасы активов в юанях в этом году, если только цена на Urals не упадет вдвое и не достигнет среднего уровня в 25 долларов.
По оценкам Citigroup, юаневые резервы могут закончиться в 2023 году только в том случае, если средняя стоимость российской нефти опустится до уровня 35 долларов за баррель.
Другие сценарии для Urals предполагают, что Россия должна терпеть давление на бюджет гораздо дольше без сокращения расходов. Стоимость нефти выше уровня 60 долларов за баррель позволит Москве даже нарастить валютные резервы.
"Возможно, Россия не захочет доводить резервы юаня до нуля, что может означать, что продажи иностранной валюты замедлятся по мере сокращения резервов. В любом случае, эти продажи иностранной валюты могут дать властям достаточно времени, чтобы приспособиться к постоянному снижению доходов от экспорта энергии", — говорит экономист по России в Bloomberg Economics Александр Исаков.
Путин говорит, что российская экономика превзошла ожидания. Неужели санкции потерпели неудачу?Масштабы задействованной против России экономической огневой мощи беспрецедентны, но её эффект оказался слабым, пишет WP. Показатели международной торговли увеличились настолько, что в обычное время можно было бы говорить о бурном подъеме.
Путин заявил, что Россия не ограничивает военные расходы на спецоперацию в Украине. В 2022 году бюджетные расходы вырастут примерно на треть по сравнению с тем, что планировалось до начала СВО. В следующем году расходы останутся примерно на том же уровне, даже если доходы окажутся под давлением.
Bloomberg Economics отмечает, что настолько сильно от нефтяных доходов российский бюджет не зависел уже около десяти лет. По его оценкам, чтобы "выйти в ноль", в 2022 году среднегодовая цена нефти должна была находиться на уровне 104 долларов за баррель, а в 2023 году — на уровне 90, если правительство избежит увеличения расходов.
Последние предложения включают повышение дивидендов государственных компаний и "единовременную выплату" производителями удобрений и угля, а также план по сокращению некоторых необоронных расходов. Налог на прибыль, уплаченный ПАО "Газпром", уже помог сохранить профицит бюджета в конце прошлого года.
За полный 2022 год бюджетный дефицит достиг около 3,3 триллиона рублей, или 2,3% валового внутреннего продукта. В этом году дефицит прогнозируется на уровне 2%, исходя из цены на нефть в 70 долларов за баррель.
Россия также рассматривает возможность изменения способа расчета налогов на нефть, чтобы ограничить резкое падение доходов бюджета. Внутренний рынок облигаций — еще одно средство, доступное Министерству финансов, которое в конце прошлого года провело рекордную продажу долговых обязательств, чтобы использовать меньше средств из своего фонда благосостояния.
Другие факторы включают стремление некоторых государств-членов Европейского союза установить предельную цену еще ниже нынешних 60 долларов. США до сих пор выступали за сохранение порога без изменений в преддверии дополнительных ограничений на торговлю очищенным российским топливом.
И хотя ценовой потолок вызвал рекордные скидки на российскую экспортную нефть, в результате чего она стала торговаться примерно вдвое дешевле международного эталона Brent, этот эффект может оказаться временным, считает Дмитрий Полевой, директор по инвестициям московской компании "Локо-Инвест".
"Скидки останутся, но, вероятно, будут постепенно снижаться, — сказал он. — Логистические цепочки уже перенаправлялись в прошлом году, и они еще больше изменятся в этом году на фоне введенных ограничений".
Обсудить
Рекомендуем