Боевая техника: "Это было бы плохой идеей – поставлять на Украину танки Leclerc"

Офицер-танкист Буавен назвал плохой идеей вероятные поставки танков Leclerc Украине

Читать на сайте inosmi.ru
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
На Макрона оказывают давление, убеждая отправить на Украину танки Leclerc. Но это не поможет ВСУ, заявил журналу Point ("Пуэн") офицер Ян Буавен, который командовал соединением этих машин. Их мало, а для наступления нужна "танковая лавина", объяснил он.
Офицер, бывший командующий танковым соединением из боевых машин Leclerc, Ян Буавен ведет специальный блог на "бронетанковые" темы. Блог называется Blablachars. Он ответил на вопросы Le Point о танках "Леклерк".
Как известно, Германия не продемонстрировала явного и твердого намерения поставлять танки Leopard — 2 на Украину и долго не соглашалась дать разрешение на такую поставку другим странам, получившим от нее "леопарды". А вот Эммануэль Макрон был решительнее и заявил, что "ничего исключать нельзя" по поводу поставки танков Leclerc. В этих условиях мы и решили обратиться к Яну Буавену, ходячей энциклопедии бронетанковой техники.
Le Point: Мы познакомились с вами в 1997 году в лагере Мурмелон, когда вы были командиром одного из первых соединений танков Leclerc. Какая роль была тогда отведена этим танкам в армии?
Ян Буавен: В то время армия насчитывала четыре таких танковых соединения, и все они были приписаны к 501-му и 503-му танковым полкам под командованием полковника Винсента Депорта. Они были сформированы по образцу RC 80, то есть представляли из себя соединения по 80 танков в среднем. Танки еще не были в строю, так как мы готовились ввести их в эксплуатацию в 1999 году. Мы экспериментировали, искали для них соответствующую тактику боя. Изучали различные возможности стрельбы. В этом нам помогала парижская Школа кавалерии (ее название не должно вводить в заблуждение, там изучают современные военные транспортные средства). Привлекли также производителей танков и всех участников программы производства и ввода в эксплуатацию "леклерков".
— Сколько танков планировала приобрести армия на тот момент?
— Изначально речь шла о 1200 танках, но затем их число сократили до 800. Заказы были размещены девятью траншами. В целом никаких принципиальных изменений не произошло. Leclerc остался почти таким, каким он был в момент своего выпуска. Оптоэлектроника и управление огнем остались без изменений, в существующие машины интегрирован только тактический терминал системы боевого управления (SIT). Обновление 100 экземпляров танка Leclerc XLR, заказанное Генеральным управлением вооружений (DGA) в конце декабря, из расчета 50 машин в 2021 году (плюс дополнительные в декабре прошлого года) включает в себя несколько инноваций. Благодаря этому Leclerc будет оснащен теми же инструментами совместного боя, что и другие боевые машины этой серии, такие как Jaguar.
— На данном этапе Франция не приняла решения о поставках танков Leclerc на Украину. С технической точки зрения, в частности, с точки зрения их обслуживания, хорошая ли эта идея?
— Нет, поставка наших танков на Украину была бы плохой идеей. Если смотреть с точки зрения чисто французских интересов: изъятие у нас даже небольшого количества танков создаст особенно болезненные сложности, ведь в парке осталось всего 225 машин. Могут быть и другие, хранящиеся на складах, но в этом вопросе версии расходятся: если бы какие-то старые танки хранились на складах, то наверняка они уже широко использовались бы для обеспечения запасными частями танков, находящихся на вооружении. Не может быть и речи о поставке более чем четырнадцати танков. Они не смогут оказаться полезными в общей схеме операций и не повысят боеспособность украинской армии. Слишком много трудностей придется преодолеть. Для такого небольшого количества техники логистические проблемы будут значительными. В принципе, аргументы против отправки Leclerc мало чем отличаются от тех, что американцы выдвигают против поставки своих танков M1 Abrams. В обоих случаях вполне реальными препятствиями являются поддержание техники в рабочем состоянии и обучение экипажа.
Президент Франции Макрон допустил поставки Киеву танков Leclerc
— Вы были офицером батальона танков AMX 30-B2 и батальона танков Leclerc, и поэтому знаете, что такое подготовка экипажа. Если бы вам дали сегодня трех молодых женщин или мужчин из гражданских лиц для обучения экипажа Leclerc, сколько времени потребовалось бы на обучение, прежде чем они смогут участвовать в бою?
— Для идеально работающей машины техническая подготовка возможна за шесть-восемь месяцев. Но чтобы люди могли вести войну, думаю, необходимо не менее десяти месяцев или даже год.
— С тех пор, как танк Leclerc был принят на вооружение, он был когда-нибудь задействован в бою?
— Насколько мне известно, нет. Но он был развернут в Косово в 1999 году и в Ливане в 2007 году. С другой стороны, принадлежащие ОАЭ танки Leclerc применялись во время уничтожения повстанцев в Йемене и справились с задачей на отлично.
— Вы писали об этом в своем блоге Blablachars. В своем посте вы утверждаете, что лучшим решением помочь украинцам было бы обеспечить их постоянным и достаточным количеством танков Leopard-2. Почему?
— Leopard 2, привлекающий всеобщее внимание, — единственный боевой танк, существующий в Европе в количестве, достаточном для масштабов украинского конфликта. Качества этого танка — между прочим, машины с отличным двигателем — не вызывают особых сомнений. Плюс он не столь редок и эксклюзивен: танк есть примерно в пятнадцати европейских армиях в разных модификациях. Так что оставьте французские танки в покое, а вот немецкие — интересный выбор.
— Поляки и экс-союзники СССР поставили Украине подаренные им Советским Союзом русские танки, способные нанести противнику большой урон, как показывает минувший год военных действий. Не проще ли было бы продолжать идти по этому пути?
— Подтверждаю: поставки танков российского производства продолжаются из переполненных парков бывших стран-участниц Организации варшавского договора (ОВД) — бывших союзников СССР. Многие из них были обновлены чешской специализированной компанией Excalibur перед отправкой на Украину. Первыми поставки сделали чехи, за ними поляки и словенцы, потом по настоятельной просьбе ЕС подключилась Венгрия. Германия практикует политику замещения, соглашаясь заменить подаренные русскими и ушедшие на борьбу с русскими машины немецкой техникой. В итоге экс-членам ОВД поступают новые или слегка побывшие в употреблении танки Leopard. Совсем недавно Кипр заявил о своей готовности к такому замещению, предложив поставить Украине российские танки Т-80 УД. Это знакомые украинцам эффективные машины. Но украинскому командованию этого мало. Благодаря западным танкам они хотят воевать без всякого риска для себя, сделав качественный и технологический шаг в опережение своего противника.
— До спецоперации на Украине в обществе и среди лиц, принимающих решения, часто бытовало мнение, что боевые танки — устаревшее оружие. Что вы думаете?
— С момента окончания холодной войны в 1989 году боевые танки очень часто применялись в боевых условиях. В первую войну в Персидском заливе, в 1991 году, было много танков, в том числе 40 французских AMX-30 B2, в Боснии у датчан были танки, точно так же, как были они и в Сомали в 1993 году. Танки давили и любое сопротивление в Афганистане. Совсем недавно танки очень активно использовались в Сирии и Йемене.
— Французское правительство приняло решение поставить на Украину легкие боевые танки AMX-10 RC. Что вы думаете об этом?
— Легкие танки существуют во многих странах, но все они гусеничные, а вот у нас колесные. В прошлом году Филиппины приобрели танки Sabrah с шасси разработки GDELS (General Dynamics European Land Systems). На ходовую часть устанавливалась башня производства Elbit Systems и 120-мм орудие.
— Армия США тоже решила оснастить свои подразделения оперативного вмешательства 105-мм пушкой для поддержки активных действий пехотных подразделений.
— Русские разработали легкий танк "Спрут-СДМ1", оснащенный пушкой калибром 125-мм. Но AMX-10 RC не такой. Это колесная разведывательная машина, тут все просто. Украина сможет использовать ее в разведывательных и вспомогательных операциях, как это делали броне полки нашей армии в составе бронепехотных бригад, способных вести огонь по пехотинцам. Действуют AMX-10 RC и в составе разведывательного полка армии. Последняя концепция типично французская: речь идет о разведке огнем. Колесные машины этого типа вступают в бой для определения возможностей противника. Но они не применяются для наступления против настоящих боевых танков! Они для этого не предназначены, и результаты могут быть катастрофическими!
— Права ли была Франция, отказавшись от легких гусеничных машин?
— В свое время у нас был гусеничный бронетранспортер AMX-10 P с пушкой калибром 20-мм. Его сняли с вооружения в 2000-х годах. После операции "Даге" в Саудовской Аравии все французские легкие бронированные машины проектировались в "колесном" варианте, чтобы их было легко перебрасывать. Serval, как и Griffon с Jaguar, были разработаны для сопровождения A400-M...
— Не по этой ли причине вы выступаете за закупку Францией небольшой шведской бронемашины CV-90?
— Это испытанная машина. Сейчас она работает в сильно обновленном варианте и, на мой взгляд, является лучшей в мире в этой категории боевых машин пехоты. Швеция поставляет Украине 50 таких машин в базовой версии, оснащенной пушкой калибром 40-мм. Для борьбы с пехотой, у которой не будет противотанковой защиты, такие пушки, несомненно, очень эффективны.
Жан Гинель (Jean Guisnel)
Обсудить
Рекомендуем