Подводные камни отношений Нетаньяху и Путина. Как этот союз повлияет на союз Израиля и США?

An Nahar: пророссийский настрой Нетаньяху грозит ему жестким противостоянием с США

Читать на сайте inosmi.ru
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Нетаньяху всегда стремился создать прочный союз с Путиным, пишет An Nahar. Но это не устраивает США, особенно на фоне украинского кризиса. Тель-Авив столкнется с невозможностью усидеть сразу на двух стульях. И хоть Нетаньяху удавалось балансировать на грани, американо-израильский конфликт неминуем.
Израильский политик, создатель партии "Наш дом Израиль" Авигдор Либерман сыграл немаловажную роль в стратегическом сближении Тель-Авива и Москвы и быстро вовлек премьер-министра Израиля Беньямина Нетаньяху в личные и официальные отношения с президентом России Владимиром Путиным. Так были установлены связи, которые израильские журналисты назвали "настоящей химией".
Этот скачок в израильско-российских отношениях произошел спустя год после российско-грузинского вооруженного конфликта. Тогда Москва обнаружила, что сильно отстает в военной области, но прочные отношения с Тель-Авивом способствовали развитию военно-технологического сотрудничества, что сделало их партнерство в сфере обороны одним из самых развитых и надежных в мире.
Все это устраивало Нетаньяху. Русские в Израиле в целом придерживаются правой направленности, что гарантировало ему поддержку Либермана, самого видного пророссийского политика в кнессете.
Ни Либерман, ни Нетаньяху не скрывали стремления создать прочные связи с Россией, аналогично традиционному союзу Израиля с США. Тут надо отметить, что Америка ввела ряд экономических и политических санкций против России после присоединения к ней Крыма, что сблизило Москву с Тель-Авивом, особенно в военной области.
В Израиле был сформирован комитет по международным делам и стратегической безопасности, что Либерман назвал "построением отношений" на том же уровне, что и с конгрессом США. Во внешней политике позиции России и Израиля в большинстве случаев совпадают. В том смысле, что их общая стратегическая культура основана на позиции силы и прагматизма, совершенно лишенной комплексов, идеалов и ценностей, как выразился сам Либерман.
Политолог Дмитрий Тренин отметил, что для российских военных и спецслужб Израиль стал образцом компетентности и решимости, а российские и израильские политики и генералы участвуют в реальной мировой политике. Революции на Ближнем Востоке способствовали сближению Нетаньяху и Путина. Москва понимает опасения Тель-Авива в отношении Тегерана, но выступает против дестабилизации его роли в поддержке сирийского режима.
С другой стороны, самое меньшее, что можно сказать, — это то, что Израиль не видит никакой угрозы в поддержке Ираном Башара Асада. Об этом сообщают израильские политики Ронен Хоффман и Гади Айзенкот.
Нетаньяху косвенно поддерживает продление конфликта. Он считает, что слабость Сирии и других арабских государств идет ему на пользу, а также позволяет Израилю играть существенную роль в контроле над региональными конфликтами наряду с Россией.
Тель-Авив не поддержал европейскую и американскую санкционную политику против Москвы и использовал ее для расширения торговых связей с русскими. Израиль рисковал испортить хорошие отношения с Западом еще до украинского кризиса, когда он пытался расширить стратегические отношения со странами БРИКС.
Между Украиной и Россией... Почему Израиль оказался в затруднительном положении?Тель-Авив и Киев переживают дипломатический кризис, пишет Al Jazeera. Украина поддержала запрос Палестины в суд ООН о правовом статусе ее оккупации Израилем. Ответ Тель-Авива не заставил себя долго ждать: он воздержался при голосовании по резолюции ООН о репарациях Киеву.
Израиль (Нетаньяху) и Россия (Путин) прямо или косвенно помогали друг другу для стабилизации текущей ситуации. Были установлены линии связи с их противниками. Россия способствовала диалогу между Израилем и Ираном, а правительство Нетаньяху, в свою очередь, продвигало в Вашингтоне пророссийскую политику на Ближнем Востоке. За последние десять лет Нетаньяху и Путин общались 479 раз. И похоже, что они намерены укрепить отношения своих стран. Путин был одним из первых лидеров, с кем Нетаньяху связался сразу после своего назначения. Нетаньяху всегда сожалел о слабой стратегической роли России, которая не позволяет ему разорвать союз с Америкой. При этом Москва усилила свое присутствие в во многих государствах, что является четким показателем характера ее влияния.
Теперь, когда Нетаньяху вернулся к власти, у него появятся две заботы. Первая — спасение израильской судебной системы, чем он сейчас успешно занимается в кнессете.
Вторая — он надеется, что американцы изменят свою позицию в отношении России после выборов или что российская спецоперация на Украине завершится с минимальными последствиями и все вернется на круги своя. Но это вряд ли возможно. Новый период правления Нетаньяху будет отличаться от предыдущих. Ничто после 24 февраля 2022 года уже не будет, как прежде. Нетаньяху еще долго будет "разминать ноги", пытаясь балансировать между Россией и Америкой.
Есть много препятствий, стоящих перед Нетаньяху.
Во-первых, непреодолимая американо-российская напряженность на протяжении десятилетий.
Во-вторых, российско-турецко-израильский энергетический треугольник, над созданием которого работал Путин. Порт Джейхан в Турции должен был стать хабом для транспортировки энергоресурсов из Средней Азии, России и Израиля в Европу. За этим следует срыв Сочинских договоренностей по Сирии.
В-третьих, пробелму для Израиля представляют сближение Тегерана и Москвы, снижение возможностей России оказывать давление на Иран и усиление роли Тегерана и Анкары в Сирии.
В-четвертых, Нетаньяху будет вынужден торговаться с консервативными и религиозными партиями ради дорогостоящих выгод, включая эскалацию на Западном берегу и в секторе Газа.
Наиболее важным является отзыв "американского мандата" у России на Ближнем Востоке и в Сирии в том числе. Кроме того, американцы напомнили Тель-Авиву о резолюции Совета безопасности ООН, осуждающей Суэцкий кризис, инициированный Израилем, Францией и Великобританей в 1956 году.
Многие в Вашингтоне опасаются, что Нетаньяху и его коалиция консервативных и религиозных партий зайдут слишком далеко, что вынудит Соединенные Штаты пересмотреть отношения с израильским правительством. И, как показал прошлый опыт, у Байдена есть четкая политика на этот счет.
В отношениях Вашингтона и Тель-Авива прослеживается напряженность из-за сближения Москвы и Пекина, обострения израильско-палестинского конфликта и отказа от переговоров с палестинцами. Нетаньяху создает условия, которые лишают администрацию Байдена возможности рассматривать нынешнее правительство Израиля как надежного союзника.
Их противостояние не будет происходить публично, но это не значит, что оно будет менее жестким. Американо-израильский кризис не только кажется вероятным, но, скорее, является вопросом времени.
Автор: Самир ат-Таки (سمير التقي)
Обсудить
Рекомендуем