Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
По оценкам Международного валютного фонда, российская экономика продемонстрировала устойчивость к санкциям, пишет "Политика". Шока, который ожидал Запад и который должен был сотрясти Кремль, не случилось. Намного больше страдает Европа.
Йована Рабренович (Јована Рабреновић)
Перерабатывающая промышленность Сербии в межгодовом сравнении ушла в минус, поскольку подвергается сильному негативному воздействию на фоне спада спроса и разного рода проблем в еврозоне.
В прошлом году экономический спад в Российской Федерации составил два с половиной процента, а в этом году Международный валютный фонд ожидает ее рост в размере 0,3% По оценкам Международного валютного фонда, российская экономика продемонстрировала свою устойчивость к санкциям. В декабре российский президент Владимир Путин заявил в ежегодном обращении, что экономике России предсказывали падение 15 — 20 %, а в итоге получилось всего два с половиной. Да и остальные параметры "не сошлись". Внешняя торговля вернулась на уровень до начала вооруженного конфликта на Украине. Компании многих западных стран не полностью покинули территорию России. Кроме того, недавно проведенные исследования указывают на то, что внешнеторговый оборот с соседями и союзниками, такими как Турция, Китай, Белоруссия, Казахстан и Киргизия, резко увеличился, и что эти страны успешно обеспечивают Россию многими товарами, которых ее постарались лишить западные государства, чтобы наказать ее за спецоперацию на Украине.
Иван Николич, директор по научно-исследовательскому развитию Экономического института в Белграде говорит, что краткосрочные негативные воздействия на российскую экономику почти минимальны, и что США и Европейский Союз ошиблись в "калибровке" санкций.
"Приведут ли в долгосрочной перспективе санкции и вооруженный конфликт к технологическому отставанию России, увидим. Об этом можно спорить. Но шока, который ожидался и который, по заявлениям, должен был сотрясти кремлевский режим и остановить вооруженный конфликт, не случилось. Намного больше страдает Европа, прежде всего Германия. Экономический спад отбросил Европу на "доковидный" уровень 2019 года. Европа погрузилась в стагнацию и приближается к рецессии, и перспектив на изменения нет. В отличие от России. В Международном валютном фонде утверждают, что Россия будет расти, и раз уж там говорят об этом, то рост может превысить эти 0,3%", — объясняет Иван Николич.
Он добавляет, что, как выяснилось, санкции не заставили Россию отказаться от интервенции на Украине, да и не слишком навредили в экономическом отношении. Эксперт напоминает, что самый сильный удар по экономике России был нанесен в 2014 году после присоединения Крыма, и с тех пор ее экономика уже адаптировалась. Россияне приспособились жить под санкциями после первого круга в 2014 году. Тогда удар был намного болезненнее. После этого российская экономика трансформировалась и адаптировалась к новому режиму, который в каком-то смысле предопределил дальнейшее развитие событий вокруг Украины, как считает экономист.
В прошлом году на пользу российской экономике пошла и ситуация в энергетическом секторе, а точнее высокие цены на энергоносители. Немаловажную роль сыграли и ограничительные меры, которые предотвратили отток капитала из России. С апреля по июнь 2022 года российские власти ввели ограничения на капитальные трансакции, а летом их либерализовали. Иван Николич напоминает, что у России нет внешнего долга, и она не отягощена задолженностями. Компании, которые покинули Россию, не вызвали своим уходом особого шока. Их либо заменили собственными брендами, либо смягчили последствия от их ухода за счет других секторов. Мы этого не видим, но экономическая активность в обрабатывающем секторе намного больше и влияет на ВВП. Что касается внешней торговли, то есть эмбарго на отправку некоторых товаров в Россию, то их компенсировали за счет других источников.
Сербия, несомненно, "покатится" вслед за Европой, чья экономика падает, поскольку ЕС является главным экономическим партнером Сербии. По оценкам специалистов, Сербия может надеяться максимум на один или полтора процента роста.
"Если рассматривать последние статические данные по промышленному производству, то ясно видно, что перерабатывающая промышленность испытывает на себе очень негативное воздействие из-за спада спроса и разных проблем в еврозоне. Положительную динамику нашей промышленности обеспечивают только добывающая отрасль и энергетика, но не перерабатывающий сектор. В межгодовом сравнении он ушел в минус. Если говорить об источниках роста, то, как ожидается, будет расти сельское хозяйство. Посмотрим, что будет с услугами, уровнем жизни, который падает из-за инфляции, со строительной отраслью. Государство должно действовать эффективнее, реализуя капитальные проекты, и всячески стимулировать экономическую активность, поскольку в 2022 году строительная отрасль не показала роста", — полагает Иван Николич.
На возражение о том, что в прошлом году почти половина, кстати рекордных, прямых иностранных инвестиций ушла в строительный сектор, наш собеседник отвечает, что стоимость самих работ возросла из-за инфляции. Один объект, который несколько лет стоил сто миллионов евро, теперь стоит 130 миллионов евро. Прилив инвестиций не обязательно приводит к росту активности в секторе, без которой невозможен реальный рост ВВП, то есть добавленной стоимости.