Санкции так и не выдавили известные бренды из России. Разбираемся почему

CSMonitor: санкции Запада — инструмент грубый и не всегда эффективный

Читать на сайте inosmi.ru
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Западные санкции не привели ни к исчезновению "айфонов" с прилавков, ни снятию голливудских фильмов с проката в кинотеатрах в России, пишет The Cristian Science Monitor. "Параллельный импорт" показал, насколько устойчивой может быть ее экономика.
Москва — По идее, этого не должно было случиться из-за санкций, введенных с началом российской спецоперации на Украине. Но российские зрители как ни в чем ни бывало смотрят новый блокбастер Джеймса Кэмерона "Аватар: Путь воды" — точно так же, как и остальные голливудские фильмы последних десятилетий.
Казалось бы, это невозможно: Запад разорвал экономические связи с Россией. Крупные западные кинокомпании ушли с российского рынка, а местные прокатчики лишились лицензий на показ почти всей западной кинопродукции.
Читайте ИноСМИ в нашем канале в Telegram
Но изменилась лишь механика процесса, а конечный результат тот же. Большие кинозалы сдаются в аренду другой компании — нередко под маской "киноклуба". Тот продает билеты на короткометражку российского производства, а затем "бесплатно" крутит трехчасовой "Аватар". Знатоки отмечают, что качество изображения на высоте, а показы повсеместно рекламируются.

Россия приспосабливается

Западные санкции не вычеркнули ни "айфоны" с российских прилавков, ни голливудские фильмы с московских кинотеатров. Оказалось, что благодаря "параллельному импорту" российская экономика оказалась более устойчивой, чем ожидалось.
Добро пожаловать новую потребительскую реальность спустя год после начала боевых действий.
К вящему разочарованию санкционных "ястребов" из США и Европы все попытки Запада подорвать ее экономику в ответ на конфликт на Украине Россия, похоже, выдержала. И самый явный признак ее устойчивости — это что российский потребительский рынок по-прежнему полон под завязку всем от "кока-колы" до "айфонов" — и исправно предлагает покупателям западные автомобильные запчасти, компьютеры, бытовую технику, дизайнерскую одежду и многое другое. Благодаря так называемому "параллельному импорту" российские предприятия могут пользоваться для ввоза в страну брендовых товаров полулегальными каналами — вопреки всем попыткам Запада перекрыть к ним доступ.
Хотя параллельный импорт сопряжен со своими трудностями — так, он не в силах предотвратить долгосрочного ущерба экономике — он все же доказал, что санкции Запада — инструмент грубый и не всегда эффективный.
"Параллельный импорт — не идеальное решение, даже если может показаться, что он решает проблему, — считает эксперт Российского совета по международным делам при МИДе Иван Тимофеев. — Товары поставляются без гарантий и обслуживания, к которым все привыкли. И еще они дороже. Но в то же время появилась масса неофициальных сервисов, который восполняют этот пробел. Вы и представить себе не могли, что сможете починить свою немецкую или японскую машину. Но возникли всевозможные компании, и оказалось, что у них есть как запчасти (купленные как раз за счет параллельного импорта), так и необходимый опыт. Вот почему все московские улицы по-прежнему запружены иномарками, как ни в чем не бывало".

"Все осуществимо"

Российская экономика выглядит почти так же, как и год назад: супермаркеты ломятся от продуктов, электронная торговля процветает, в торговых центрах народу битком, а в кафе, ресторанах и ночных клубах жизнь бьет ключом. Цены выросли, но инфляция порядка 12% кажется управляемой — да и в последние месяцы снижается. Рубль стабилен, занятость высока, а общественное мнение поддерживает военные действия — как минимум умеренно. Даже президент России Владимир Путин недавно отметил, что не ожидал, что российская экономика так стойко выдержит санкционный шторм.
Несколько волн западных санкций Россия уже выстояла. Что же будет дальше?
Отчасти помогла удача: например, высокие цены на энергоносители в прошлом году (но сейчас они падают) и рекордный урожай зерна прошлой осенью, для которого Россия смогла найти незападные рынки сбыта.
Еще один фактор — это что долгосрочное экономическое планирование, чтобы оградить экономику от санкций, велось аж с 2014 года. Это объясняет, почему российская банковская система работает без перебоев, а внутренние платежные системы на основе Visa и Mastercard никуда не делись даже после ухода их материнских компаний.
Еще один момент — импортозамещение. В России это очень спорный вопрос. Замысел таков, что благодаря государственной поддержке и рыночным инновациям российские предприятия наладят производство местных аналогов приемлемого качества — пусть даже несколько уступая западным товарам.
Крупные же западные бренды обходят санкции через параллельный импорт. В прошлом году Минторг России разрешил ввоз более 100 категорий товаров без разрешения производителей.
Российские дистрибьюторы заказывают товары через страны, не поддержавшие санкции — например, в Турции, Казахстане или Армении. Те закупают товары и отправляют их российским покупателям. Налаживание новых каналов поставок, сохраняя хотя бы видимость законности, превратилось в огромный бизнес — уже во второй половине прошлого года его стоимость оценивалась примерно в 20 миллиардов долларов.
Иногда эта законность весьма условна, как в случае с "Аватаром" в "киноклубах". Крупные кинопрокатчики возмутились и заверили, что к этому непричастны. "Это нарушение законодательства Российской Федерации и всех международных конвенций об авторском праве", — заявила журналистам президент ведущей российской сети кинотеатров "Каро" Ольга Зинякова. Однако как именно высококачественные копии фильма попали в Россию, никто так и не объяснил — по крайней мере, публично.
Финский Hesburger из России ушел — а "пиратская копия" осталасьHesburger ушел из России в мае 2022 года, но несколько российских ресторанов продолжают использовать этот бренд, сообщает автор статьи в Iltalehti. Он напоминает, что в прошлом году компания подверглась сильному давлению: ее реакцию на спецоперацию России сочли "недостаточной".
Другие разновидности параллельного импорта несколько прозрачнее. Станислав Марешкин — директор по продажам логистической компании из Санкт-Петербурга Magna Group, которая первой наладила поставки из Европы через дружественные страны по соседству с Россией. Он говорит, что с февраля прошлого года, когда начались боевые действия, его бизнес утроился.
"Многие компании, которые раньше работали напрямую с поставщиками в Европе и Америке, больше с ними сотрудничать не могут — вообще, — говорит он. — Все сломано и заблокировано. Поэтому люди ищут новые пути. Нам удалось оперативно отыскать альтернативные маршруты через Киргизию, Белоруссию, Армению и другие страны. Теперь мы предлагаем клиентам быструю доставку, включая таможенное оформление, юридические консультации, страхование и сертификацию. Когда в Европе запретили грузовики с российскими и белорусскими номерами, мы придумали, как перейти на другие виды транспорта. Так что все осуществимо".

"Гораздо более динамичная система"

Доктор Тимофеев утверждает, что искать в российской экономике перекосы советского образца вроде тех же пустых полок и длинных очередей, — опрометчиво, хотя некоторые западные наблюдатели именно этим и занимаются.
"Сегодня в России рыночная экономика, и даже государственным компаниям приходится играть по рыночным правилам, — говорит он. — Если российская экономика вам кажется чем-то жестким и статичным, сродни советской, то с будет вполне логичным ждать, что без ключевого импорта она скоро рухнет. Но эта система гораздо динамичнее. У людей есть стимулы искать другие решения и обходные пути, и они этим пользуются".
Кроме того, не исключено, что широко разрекламированный уход западных компаний с российского рынка в действительности оказался куда скромнее, чем предполагалось. Спикер Государственной Думы России Вячеслав Володин недавно заявил, что 75% иностранных компаний на самом деле никогда не уходили, а лишь изобретательными способами замаскировали свое дальнейшее присутствие на российском рынке. Об этом же говорят и зарубежные исследования.
В некоторых случаях западные компании просто влились в состав российских и работают как прежде. Так случилось с McDonald’s, чья сеть из 847 ресторанов и обширной инфраструктурой перешла в собственность сибирского предпринимателя. С тех пор компания вернулась на рынок под новым именем "Вкусно — и точка" и предлагает потребителям почти тот же ассортимент по сходным ценам. Кроме того, Starbucks теперь именуется Stars Coffee, а Baskin-Robbins — BRand Ice. А вот KFC так и осталось без изменений.
Некоторым западным компаниям уход влетел в копеечку. Так, российские надзорные органы вынудили канадскую горнодобывающую компанию Kinross продать свой прибыльный дальневосточный золотой рудник российскому покупателю за половину согласованной цены.
Эксперты предрекают, что ущерб от санкций со временем проявится сильнее и приведет к устареванию, отсталости и снижению производительности.
Допустим, Россия практически полностью обеспечивает себя продуктами питания, поэтому ее магазины ломятся от еды. "В конце 1990-х мы импортировали около 40% продовольствия. Сейчас — всего 10%, — говорит председатель Независимого союза потребителей России Петр Шелищ. — Но российское сельское хозяйство столкнулось с серьезными проблемами: не хватает семян, оборудования и запасных частей. Пройдет некоторое время, прежде чем мы поймем, удастся ли решить эти проблемы или нет".
Несмотря на кажущийся успех временных мер, фактическое отключение России от основных двигателей мировой экономики наверняка скажется на ней отрицательно, считает экономист и бывший чиновник российского правительства Евгений Гонтмахер.
"Российская экономика, которая так много выиграла от сотрудничества с западными компаниями за последние годы, отныне будет предоставлена самой себе, — заключил он. — Теперь им придется смириться с товарами более низкого качества по завышенным ценам и вернуться к менее современным технологиям. В целом мы наблюдаем примитивизацию российской экономики".
Автор: Фред Уир (Fred Weir)
Обсудить
Рекомендуем