Профессор Йельского университета предложил престарелым японцам массовое самоубийство. Что же он имел в виду?

NYT: в США предложили решить проблему старения японцев через массовое самоубийство

Читать на сайте inosmi.ru
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
В Японии проблема старения населения стоит остро. Экономист из Йельского университета Юсуке Нарита нашел два способа его "омоложения". По сути, он предложил избавиться от пожилых людей через принудительную эвтаназию или массовый суицид.
Мотоко Рич (Motoko Rich), Хикари Хида (Hikari Hida)
Сам Юсукэ Нарита утверждает, что лишь ищет решения, как омолодить японскую возрастную пирамиду. Однако вышло так, что он нажал на болевую точку страны.
Едва ли можно себе представить меры более радикальные.
В интервью и публичных выступлениях Юсукэ Нарита, доцент экономики Йельского университета, рассуждал о том, как справиться со стремительно стареющим населением Японии и его экономическим бременем.
"Я считаю, что единственное решение вырисовывается довольно ясно, — сказал он в выпуске новостей в конце 2021 года. — Что это, если не массовое самоубийство и своего рода „сэппуку” пожилых людей?". Сэппуку — это ритуальное самопотрошение, которое кодекс чести предписывал обесчещенным самураям еще 19-м веке.
В прошлом году, когда один школьник попросил его подробнее рассказать о своих теориях массового сэппуку, доктор Нарита в красках описал группе студентов сцену из фильма ужасов "Солнцестояние" 2019 года, где шведские сектанты заставляют одного из старейшин покончить с собой, прыгнув со скалы.
"Правильно это или нет — на этот вопрос ответить сложнее, — сказал доктор Нарита, пока вопрошатель усердно записывал. — Но если вы думаете, что это хорошо, то, возможно, вам следует посильно приближать появление такого общества".
В других интервью он затронул тему эвтаназии. "В будущем возможность обязательной эвтаназии будет обсуждаться", — предрек он.
37-летний доктор Нарита подчеркнул, что его заявления "вырваны из контекста", и что он рассуждал в основном о попытках вытеснить из руководства страны наиболее возрастных политиков и бизнесменов, чтобы освободить место поколению помоложе. Однако своими комментариями об эвтаназии и социальном обеспечении он нажал на одну из болевых точек Японии.
Хотя в ученых кругах США он практически неизвестен, своими радикальными взглядами он снискал себе сотни тысяч последователей в японских социальных сетях — главным образом это разочарованная молодежь, убежденная, что прогрессу страны мешает воцарившаяся геронтократия.
Доктор Нарита — завсегдатай в японском эфире. Благодаря специфическому имиджу в футболке, толстовке, уличной куртке и фирменных очках с одной круглой и одной квадратной линзой он нередко эпатирует публику, размахивая своими учеными регалиями из Лиги плюща. Он слывет одним из редких провокаторов и нашел свою публику, охочую до ниспровержения устоев. Его девиз в "Твиттере" гласит: "То, о чем вам говорить запрещают, как правило и есть правда".
В прошлом месяце группа комментаторов обнаружили высказывания доктора Нариты и начали распространять их в социальных сетях. В ходе круглого стола с участием авторитетных ученых и журналистов социолог из Токийского университета Юки Хонда назвал его мнение "ненавистью к уязвимым".
Все больше критиков предупреждают, что воззрения доктора Нариты грозят повлиять на государственную политику и общественные нормы. Учитывая, что у Японии низкий уровень рождаемости и высочайший в развитом мире государственный долг, политики все чаще беспокоятся о том, как стране выполнять растущие пенсионные обязательства. Наконец, все больше пожилых японцев страдают деменцией или умирают в одиночестве.
В ответах на вопросы по электронной почте доктор Нарита сказал, что его "в первую очередь беспокоит ситуация, когда в мире японской политики, промышленности, средств массовой информации, развлечений и журналистики верховодят одни и те же магнаты".
Фразы "массовое самоубийство" и "массовое сэппуку" он назвал "отвлеченной метафорой".
"Мне следовало быть осторожнее с отрицательными коннотациями, — добавил он. — После некоторого самоанализа в прошлом году я от этих слов отказался".
Однако его недоброжелатели считают, что своими замечаниями по этому поводу Нариса уже посеял в головах опасные идеи.
Читайте ИноСМИ в нашем канале в Telegram
"Это безответственно, — считает автор статей о докторе Нарите журналист Масаки Кубота. — Те, кого волнует общественное бремя престарелых, могут подумать: "Что-то мои бабушка с дедушкой зажились. Пора уже от них избавиться".
Обозреватель Масато Фудзисаки, заявил в японскому изданию Newsweek, что замечания профессора не следует воспринимать иносказательно. Последователи доктора Нариты, считает он, искренне убеждены, что старики должны умереть, а социальное обеспечение надо урезать".
Хотя почтение к старшим — часть японской культуры, мысль об их выбраковке всплывала в Японии и раньше. Десять лет назад Таро Асо — тогдашний министр финансов, а ныне влиятельный посредник правящей Либерально-демократической партии — пожелал старикам "умереть поскорее".
В прошлогоднем фильме-антиутопии японского режиссера Тиэ Хаякавы "План 75" продавцы весело и с огоньком заманивают пенсионеров на государственную эвтаназию. А в японском фольклоре семьи уносят старших родственников на вершины гор и в отдаленные уголки леса и оставляют их умирать.
Однако слова доктора Нариты, особенно его разговоры о "массовом самоубийстве", всколыхнули болезненные исторические воспоминания: в годы Второй мировой японская молодежь шла на смерть летчиками-камикадзе, а японские военные приказали тысячам семей на Окинаве покончить с собой, но не сдаваться.
Критики опасаются, что его комментарии могут привести к повторению ситуации 1948 года, когда Япония приняла закон о евгенике. По нему врачи насильно стерилизовали тысячи людей с ограниченными умственными возможностями, психическими заболеваниями или генетическими отклонениями. В 2016 году человек, убежденный, что инвалидов следует умертвить, убил 19 человек в доме престарелых в предместьях Токио.
На своей основной работе Нарита проводит технические исследования компьютеризированных алгоритмов для разработки образовательной политики и здравоохранения. Но поскольку он регулярно появляется на многочисленных интернет-платформах и японском телевидении, его популярность растет: он не сходит с обложек, регулярно появляется в ток-шоу и даже снимается в рекламе энергетических напитков. У него даже завелся подражатель в TikTok.
Он часто появляется и в компании смутьянов из поколения X вроде Хироюки Нисимуры, скандально известного предпринимателя и владельца 4chan (сетевой доски объявлений, где цветут буйным цветом чуть не самые ядовитые идеи во всем интернете), и Такафуми Хориэ, предпринимателя-острослова, который как-то раз угодил в тюрьму за мошенничество с ценными бумагами.
Иногда он даже пробует на прочность границы дозволенного. На круглом столе японской бизнес-школы Globis доктор Нарита сказал собравшимся: "Если в Японии люди вроде вас начнут совершать сэппуку один за другим, это не просто пойдет на благо общества, но и круто продвинет образ нашей страны за рубежом".
Но как бы оно ни шокировало, некоторые законодатели считают, что идеи доктора Нариты открывают дверь для давно назревших политических дискуссий о пенсионной реформе и переменах в системе социального обеспечения. "Все чаще звучит критика, что пожилым достается слишком много пенсионных средств, а молодежь поддерживает стариков — даже те, кто богат", — считает 39-летний Сюн Отокита, член верхней палаты парламента от правой Партии инноваций Японии.
Недоброжелатели при этом считают, что доктор Нарита чересчур выпячивает проблему старения населения, не предлагая в ответ реалистичных мер, как ее облегчить.
"Он выпускает из внимания другие полезные стратегии — например, доступные детские сады, расширенное присутствие женщин на рынке труда или подключение иммигрантов, — считает историк современной Японии из Университета Коннектикута Алексис Дадден. — А ведь все эти меры действительно вдохнут новую жизнь в японское общество".
Рассуждая об эвтаназии, доктор Нарита рассказал историю собственной матери, у которой случилась аневризма, когда ему было 19. Уход за ней обошелся ему в 100 000 иен в месяц — примерно 760 долларов.
По ряду японских опросов выходит так, что большинство населения поддерживает легализацию добровольной эвтаназии. Но перевод этой процедуры в разряд обязательных, как предлагает доктор Нарита, пугает специалистов по этике. На сегодняшний момент эта практика легальна лишь в считанных странах — и то на добровольной основе, отметил профессор философии Токийского городского университета Фумика Ямамото.
Исследование: отношение поляков к беженцам с Украины меняетсяОтношение жителей Польши к беженцам с Украины изменилось в худшую сторону, пишет Rzeczpospolita. Среди потенциальных угроз для своей страны поляки назвали негативное влияние беженцев на рынок труда и в целом на экономику, а также возросшую преступность.
В электронном письме доктор Нарита назвал эвтаназию — будь то добровольную или принудительную — "сложным вопросом со своими нюансами".
"Я не выступаю за ее внедрение, — подчеркнул он. — Я лишь предрекаю широкие дискуссии по этому вопросу".
В Йельском университете доктор Нарита ведет курсы по теории вероятностей, статистике, эконометрике, экономике образования и труда.
Ни заведующий кафедрой экономики Тони Смит, ни представитель Йельского университета на запросы о комментариях не откликнулись.
Лауреат Нобелевской премии по экономике и один из научных руководителей доктора Нариты в Массачусетском технологическом институте Джош Ангрист назвал своего бывшего студента "талантливым ученым" с "необычным чувством юмора".
"Я бы очень хотел, чтобы Юсукэ продолжил свою многообещающую карьеру ученого, — сказал доктор Ангрист. — Потому что меня беспокоит, как он распыляется на другие вещи вроде этого, и это очень прискорбно".
Обсудить
Рекомендуем