Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
На Украине стремительно растет интерес к производству зеленой электроэнергии и тепла из биомассы, пишет УНIАН. Серьезной преградой для замещения угля и газа станут низкие тарифы на голубое топливо для населения, отсутствие финансирования и рыночных механизмов.
Анна Бредихина
Масштабные разрушения энергетической системы и высокие цены импортного топлива заставляют искать альтернативные виды энергии. Совсем скоро на Украине будет введен в эксплуатацию первый завод по производству биометана. УНИАН попытался узнать, когда украинцы начнут массово получать тепло и электроэнергию, произведенную из аграрных отходов.
Еще два года тому назад украинские власти заявляли о планах масштабной электрификации страны путем перевода транспорта, энергетики и большинстве потребителей с угля и газа на электроэнергию. Однако конфликт заставил развернуть государственный курс на сто восемьдесят градусов.
Сверхсложная зима и беспрецедентные разрушения энергетических объектов заставили нашу страну активно искать альтернативные источники энергии. Поэтому на Украине стремительно растет интерес к производству электроэнергии и тепла из биомассы.
Путем замещения газа пеллетами, дровами, соломой, сухими остатками кукурузы и других культур, а также разнообразным твердым топливом уже давно шагает вся Европа. Украина обладает огромным потенциалом по использованию отходов сельского и лесного хозяйства и выращиванию энергетических культур для генерации отопления многоэтажек, детских садов, школ, больниц и частных домов.
Производство биометана и биогаза из органических отходов – это более экологичная и более дешевая альтернатива природному газу, на который Украина ежегодно тратит несколько миллиардов долларов.
Стоит пояснить, что биогаз – это газ, полученных путем переработки биомассы, то есть органических отходов, а биометан уже образуется либо путем обогащения биогаза, либо газификации твердой биомассы. Однако из-за технологических особенностей единица энергии в биометане стоит дороже, чем в биогазе.
Биометан как альтернатива газу и углю
Обогащенный биометан не отличается от природного газа, поэтому его можно транспортировать и использовать таким же образом. При этом он имеет серьезные преимущества, оставаясь при этом не вредным для экологии. Именно поэтому Европейский союз делает ставку на биометан, как топливо будущего, а Украина с ее огромным потенциалом может занять на этом рынке значительную часть.
Разветвленная газотранспортная система нашей страны может быть использована для экспорта биометана в страны Европейского союза. То есть на случай прекращения российским "Газпромом" транзита газа по нашим газопроводам, что рано или поздно произойдет, мощности украинской ГТС станут главным каналом поставки биотоплива в Европу.
Закачка биометана в газовые сети является примером, так называемого распределенного производства энергии, когда энергоносители не добываются из недр, не транспортируются по газопроводам на большие расстояния, а потребляются непосредственно рядом с производственными мощностями. Такой подход несет меньше инфраструктурных рисков и очень распространен в таких экономически развитых странах как Франция, Германия, Бельгия.
В странах Европейского союза биомасса играет значительную роль в секторе производства тепловой энергии. Ее доля в настоящее время составляет около пятнадцати процентов общего объема потребляемой тепловой энергии.
ЕС четко отметил свои перспективные планы по переходу с традиционного топлива – угля, газа, бензина и дизеля на более экологические виды с низким содержанием углерода. Если не считать атомную отрасль, то биоэнергетика – быстро становится топливом номер один в Европе.
В данный момент доля биоэнергетики во всех возобновляемых источниках энергии составляет шестьдесят процентов, на втором месте ветровая и гидрогенерация, дальше идут тепловые насосы и солнечная генерация. В Европе работает уже более тысячи биогазовых и биометановых заводов. При этом ежегодно доля объемов производства биометана растет на треть.
Например, Дания заместила биогазом и биометаном двадцать четыре процента потребления природного газа, Швеция – пятнадцать процентов, Словакия – двенадцать процентов. В среднем страны ЕС производят 18,4 миллиарда кубометров биотоплива в год, из этого объема биометан составляет три миллиарда.
Евросоюз планирует к 2030 году производить тридцать пять миллиардов кубометров биометана, чтобы заместить десять процентов потребления обычного газа. А к 2050 году хочет увеличить эту долю до шестидесяти процентов.
На Украине семьдесят три биогазовые установки, вырабатывающие электричество для продажи по "зеленому" тарифу, и биометановые заводы находятся только в разработке. Впрочем, переоборудование любой биогазовой установки позволит производить метан.
В отличие от биогаза, государство не устанавливает цены на биометан, к тому же он не запрещен к экспорту в отличие от газа, который должен оставаться в стране из-за военного положения.
Развитие отечественной биоэнергетики
Потенциал Украины по производству биометана, по оценке Биоэнергетической ассоциации, составляет около десяти миллиардов кубометров в год. При том, что годовая потребность страны до 2022 года составляла около тридцати миллиардов кубометров голубого топлива, но сейчас потребление газа значительно снизилось.
Энергетический баланс Украины за 2021 и 2022 годы не был опубликован из-за военного положения. Но по состоянию на 2020 год более пяти миллиарда кубов газа было замещено биоэнергетикой при общем потреблении в три десятка миллиардов кубометров газа.
"То есть на Украине биоэнергетика в целом заместила более пятнадцати процентов потребления природного газа. Средний темп роста сектора где-то одиннадцать процентов в год", – сказал председатель правления Биоэнергетической ассоциации Украины Георгий Гелетуха.
Украина планирует увеличить производство биогаза до половины миллиарда кубометров уже в 2023 году и производить ежегодно около восьми миллиардов кубометров биометана к 2050 году.
Аналитики Центра стратегических и международных исследований (CSIS) считают, что такой быстрый рост потребует проведения рыночных реформ и получения финансирования со стороны ЕС.
"Закон о биометане 2021 года стал отправной точкой для этого сектора, так как он позволил закачку биометана в систему трубопроводов. Украинские производители биогаза очень активны, учитывая мощный аграрный сектор страны, и в этом году планируют перевести свою деятельность с производства биогаза на биометан. Украина может получить кредиты на возобновляемую энергетику, экспортируя биометан в Европейский союз", – отмечают в CSIS.
Уже в этом году Украина может достроить и начать эксплуатацию не менее пяти заводов по производству биометана.
В феврале на Черниговщине будет запущен первый завод мощностью три миллиона кубометров биометана в год. Следующий на очереди – проект мощностью десять миллионов кубометров будет расположен в Киевской области.
Председатель Биоэнергетической ассоциации Гелетуха отметил, что европейские компании обращаются с запросом о возможном экспорте украинского биометана, но ожидают, когда начнется коммерческое производство этого топлива, а также ждут четкого сигнала от правительства о возможности его транспортировки в Европу.
Украинскому бизнесу экспорт биометана сейчас интереснее продажи его на внутреннем рынке, поскольку в Европе платят так называемую премию за возобновляемость, то есть за сокращение выбросов парниковых газов.
"Внутри Украины такой премии нет, а она достаточно интересная. Готовность европейцев ее платить связана с налогом на выбросы углекислого газа в размере восемьдесят евро за тонну. Европейцы готовы купить биометан дороже, чтобы не платить этот налог", – сказал Гелетуха.
Эксперт в сфере газодобычи Евгений Паленко обратил также внимание на большую перспективность для Украины развития технологий превращения мусора в энергию. По его мнению, инвестирование в развитие биоэнергетики сейчас приносит большую пользу, чем инвестирование в газодобычу.
"Если считать, то инвестирование сегодня ста миллионов долларов в энергоэффективность, энергосбережение и строительство комплексов по переработке мусора в энергию, дают возможность следующие десять лет сэкономить больше газа, нежели инвестирование той же суммы в развитие и добычу газа", – сказал эксперт.
Поиск стимулов развития
Сейчас на Украине только разрабатывается законодательное поле для новой отрасли – биоэнергетики, а регулируемые низкие тарифы на газ и электроэнергию для населения естественно тормозят развитие внутреннего потребления биотоплива.
К сожалению, пока нет утвержденных государством долгосрочных целей развития биоэнергетики, чтобы стало бы сигналом для инвесторов. Также пока не установлено на государственном уровне, какую долю отходов аграрной сферы, то есть соломы, шелухи, отходов растениеводства можно использовать для производства биотоплива. Правительство должно разработать соответствующие рекомендации.
Желательно также создать биотопливную биржу, на которой инвесторы смогут легко и прозрачно покупать биомассу для работы биотопливной котельной, электростанции или теплоэлектроцентрали.
Серьезной преградой для замещения угля и газа при производстве тепла на котельных и ТЭЦ станут низкие тарифы на голубое топливо для населения и определенных категорий потребителей. Несмотря на высокие цены на импортное топливо, которое в Европе последние месяца колебалось от шестидесяти центов до трех с половиной доллара за кубометр, что по нынешнему курсу составляет двадцать пять – сто двадцать гривен, украинские домохозяйства уже больше двух лет платят за голубое топливо примерно восемь гривен за кубометр.
"Сейчас мы практически не видим рентабельности при производстве тепловой энергии для населения. Это из-за того, что на Украине введены три цены газа (для населения, бюджетных организаций, бизнеса) и для населения она значительно субсидирована. Эта цена не позволяет замещать газ в системах централизованного снабжения. Также есть ограничения и для предприятий бюджетной сфере, которые также получают газ по цене ниже рыночной за счет субсидий", – считает глава Ассоциации Гелетуха.
"Если мы будем продолжать удерживать три цены на газ, то мы будем убивать стимул для расширения биоэнергетики, для развития энергоэффективности жилых зданий", – добавил он.
Производство электроэнергии из биомассы на Украине пока является низко рентабельным, или вообще убыточным. С началом конфликта власти разрешили платить производителям электроэнергии из возобновляемых источников только половину "зеленого" тарифа. Это привело к тому, что часть производителей просто остановилась, потому что дешевле было не производить ничего. В январе оплата была возвращена в полном объеме, поэтому возможно наращивание производства электричества в ближайшее время.
Дело будущего
На Украине рынок биотоплива находится в стадии становления и развития. Проведение эффективной государственной политики позволит нашей стране подтянуться к европейским стандартам жизни, наконец, перестать импортировать дорогой газ, а также привлечь западных инвесторов для восстановления и создания современной энергетики.
Кроме того, распределенная генерация, выдающая энергию, в том числе, из биомассы, сделает отечественную энергетику более устойчивой и мало уязвимой.
На пути к новой энергетике большую роль будет играть активная позиция общества и региональной власти. Реформа децентрализации наглядно доказала, что общины на местах обладают хорошими возможностями самостоятельно позаботиться о внедрении в жизнь новых более экологичных технологий.
Государство в свою очередь должно создать правильные экономические стимулы для запуска внутреннего рынка теплоснабжения в городах и регуляторное поле, чтобы стимулировать предпринимателей, которые станут производить биометан и выходить на украинский и европейский рынки.