Запад идет по опасному пути, ставя Китай и Россию на противоположную сторону

Гуаньча: Запад возложил вину за свои проблемы на Россию из-за "комплекса жертвы"

Читать на сайте inosmi.ru
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Мир понял, что демократия и порядок по западному образцу очень далеки от идеала. Но США и Европа отказались принимать это как факт. У них развился настоящий "комплекс жертвы", и они переложили вину за свои проблемы на Россию, заявил "Гуаньча" научный сотрудник института Цинхуа Чжоу Бо.
На Мюнхенской конференции по безопасности в 2023 году неизбежным предметом для обсуждения был российско-украинский конфликт.
Ночью 18 февраля по местному времени один из представителей Китая — научный сотрудник Центра стратегических исследований и безопасности при университете Цинхуа и специальный эксперт китайского форума Чжоу Бо — сразу после возвращения в гостиницу после Мюнхенской конференции по безопасности дал эксклюзивное интервью порталу "Гуаньча". По его словам, в ходе встречи зал аплодисментами выразил поддержку Украине. Ввиду отсутствия представителей из России Мюнхенская конференция по безопасности стала "собранием по обсуждению Москвы".
Читайте ИноСМИ в нашем канале в Telegram
С другой стороны, в конференции принимал участие глава канцелярии Комиссии ЦК КПК по иностранным делам Ван И, поэтому Китай упоминался довольно часто. В частности, обсуждались такие вопросы, как китайско-американские отношения и роль Пекина в международных делах.
В ходе интервью, продолжавшегося около часа, Чжоу Бо поделился своими взглядами по таким темам, как украинский конфликт, безопасность границ Китая и поворот глобальной политики на Восток.
Нигилисты в своем кругу: Мюнхен и "миропорядок, основанный на правилах"Запад очень старается представить нынешний киевский режим гуманным и демократическим, но сами украинцы его подводят, отмечает Junge Welt. Вот и в Мюнхене на конференции все было хорошо, пока украинский вице-премьер Кубраков не попросил у стран НАТО кассетные и фосфорные бомбы. Вышел конфуз.
"Гуаньча": Как участник Мюнхенской конференции по безопасности, не могли бы вы рассказать нам о повестке дня и о ваших впечатлениях о мероприятии? Каковы были основные темы и особенности конференции в этом году?
Чжоу Бо: Я принимал участие в Мюнхенской конференции по безопасности третий раз. По моему мнению, это мероприятие действительно является важной площадкой по обсуждению вопросов безопасности в мире. Прежде всего, оно имеет долгую историю и впервые было проведена в 1963 году. Масштаб конференции довольно большой: раньше я неоднократно собирал китайские делегации для участия в "Диалоге Шангри-Ла", который проводился на уровне министров обороны. Главными вопросами на повестке дня были выступления министров обороны Китая и Соединенных Штатов. Мюнхенская конференция по безопасности охватывает еще более широкий круг вопросов. Например, в 2018 году там присутствовали генеральный секретарь Организации Объединенных Наций и более 20 глав государств. В этом году участников было еще больше.
Мюнхенская конференция по безопасности позволяет точно выразить точку зрения жителей Запада на мир. В центре внимания в этом году, как и в прошлом, находился украинский конфликт. Однако отношение государств изменилось по сравнению с прошлым годом. В этом году западные страны почти "единогласно" поддержали Украину в том, чтобы она продолжала сражаться до последнего.
Еще одной важной особенностью Мюнхенской конференции по безопасности в этом году является то, что Китай начал привлекать к себе широкое внимание. Вопросы, которые, казалось бы, не имеют никакого отношения к Поднебесной, в глазах участников были неразрывно связаны с ней. Например, западные страны были очень обеспокоены позицией Пекина по вопросу украинского конфликта. На чьей стороне стоит Китай? Может ли он убедить Путина провести мирные переговоры или, как минимум, не применять ядерное оружие? У западных государств также возникла абсурдная ассоциация: они считают, что, поскольку Россия начала спецоперацию на Украине, материковый Китай может поступить с Тайванем аналогичным образом.
В докладе Мюнхенской конференции по безопасности содержалась самокритика за недостаточное внимание к "глобальному Югу" в прошлом, было сказано, что в будущем политика будет улучшена. Поэтому на этот раз к участию были приглашены представители многих развивающихся стран. Но, откровенно говоря, в этом отношении Западу не удалось добиться существенного прогресса.
Во-первых, Китай развернул основательное сотрудничество и делает инвестиции в рамках "Одного пояса и одного пути", а центр Европы погрузился в конфликт. Будет ли в дальнейшем Пекин оказывать помощь "глобальному Югу" и в какой степени — весьма сомнительно. Во-вторых, приглашение развивающихся стран — это всего лишь "жест", сделанный Западом после осознания того, что раньше он их игнорировал. Фактически им не было дано активного права голоса по некоторым вопросам. Напротив, то, кого пригласить и что говорить, было спроектировано в соответствии с "политической повесткой дня" западных держав. Например, на конференцию специально пригласили представителей оппозиционных партий Ирана и России для обсуждения соответствующих вопросов двух стран, и результаты были явно односторонними.
Войны, слухи о войнах — о чем принято говорить"Завсегдатаи" Мюнхенской конференции по безопасности готовят мир к третьей мировой войне, пишет журналист Род Дреер в статье для TAC. Он согласен с премьером Венгрии Виктором Орбаном в том, что Европа не только балансирует на грани войны с Россией, но и уже косвенно втянута в конфликт с ней.
— На конференции не присутствовали представители России, Иран тоже не был приглашен. Эти две страны сыграли важную роль в текущей ситуации в области международной безопасности. Не дает ли это ощущение, что Мюнхенская конференция по безопасности была проведена совсем не для поиска скорейшего решения проблем безопасности и восстановления мира, а для того, чтобы группа "союзников" собралась вместе с целью обсуждения способов "ликвидации противников"?
— Ваше наблюдение верно. Запад сейчас пренебрегает так называемыми справедливостью, нейтралитетом и балансом. На конференции полностью доминировали настроения и позиции западных стран и игнорировалось то, что думают другие государства. Например, в вопросе конфликта на Украине Вашингтон и Европа полностью встали на сторону Киева. Когда во время выступления премьер-министра Великобритании представитель Украины задал вопрос, аудитория зааплодировала.
Глава Украины Владимир Зеленский, будучи прирожденным актером, всегда был мастером в том, как правильно подать себя. На конференции он вошел в играющий на чувствах образ "президента военного времени, который возглавляет народ в борьбе с „агрессией“". Речь Зеленского на конференции была довольно простой: он надеется на масштабную поддержку и помощь для того, чтобы как можно скорее победить "агрессора" и закончить конфликт. Эти слова вызвали бурю аплодисментов со стороны представителей западных стран. Премьер-министр Великобритании, генеральный секретарь НАТО и вице-президент Соединенных Штатов, выступавшие впоследствии, придерживались тех же взглядов.
Учитывая заявления стран-участниц и опыт, которым я обменивался с ними в прошлом, я считаю, что украинский конфликт вряд ли закончится в краткосрочной перспективе, его масштабы будут только расти. Запад не желает прекращения огня, он шаг за шагом переходит красную черту, — предоставляя сначала танки, затем самолеты. Премьер-министр Великобритании заявил, что страна обеспечит подготовку украинских пилотов. Таким образом, масштабы конфликта будут постепенно увеличиваться...
Мне не ясна позиция Москвы, но я думаю, что Россия вряд ли проиграет, даже если она не сможет одержать победу. Это страна с самым большим количеством ядерного оружия в мире — по запасам ядерных вооружений она превосходит США, Великобританию и Францию вместе взятые. Мы часто шутим над тем, что "Россия настолько бедна, что у нее есть только ядерное оружие". Поэтому, если Запад продолжит оказывать давление, ситуация может стать довольно опасной.
Таким образом, ключ к решению украинского вопроса находится не в руках Киева и даже не в руках НАТО, а в руках Вашингтона.
В украинском конфликте наступает переломный моментЗападная "помощь" Украине превратилась в попытки использовать Киев для того, чтобы нанести России поражение, пишет Марк Эпископос в статье для TAC. Надежды США на "победу" тают. Зацикленность Вашингтона на этой теме грозит загнать его в угол.
— Вы упомянули, что западные страны, с одной стороны, надеются на активное вовлечение Пекина, с другой стороны, в отношении Китая полны предубеждений, свойственных менталитету времен холодной войны. Как вы это прокомментируете? Какую точку зрения Китай выразил международному сообществу, в особенности Западу, на этой конференции?
— На этот раз мы глубоко убеждены, что западные страны встали на окольный путь. Они верят, что Россия, Китай и другие так называемые авторитарные ревизионистские страны объединились, чтобы противостоять западным демократическим государствам и бросить вызов основанному на правилах мировому порядку. Такие высказывания, очевидно, весьма несправедливы по отношению к Китаю.
Запад ошибочно понимает мироустройство, считая, что порядок, сформировавшийся после Второй мировой войны, полностью является "либеральным и демократическим". Такой взгляд неправильный и нарциссический. После Второй мировой войны произошло множество событий: независимость 53 африканских стран, холодная война между Соединенными Штатами и Советским Союзом, подъем Китая и так далее. Эти события повлияли на мировой порядок. Истинный "свободный порядок" западного образца существовал только в течение 15 лет после распада СССР и до начала подъема Китая и является не чем иным, как мгновением в истории человечества.
Главной темой Мюнхенской конференции в 2020 году была "незападность". На конференции пришли к интересному выводу: мир становится "незападным", и даже сам Запад становится "незападным". Вся планета считает, что его демократия не так хороша, как он думает. По этой причине у изначально самовлюбленного Запада развился серьезный "комплекс жертвы", и вина в проблемах его демократии была возложена на Россию и Китай.
Это обвинение особенно несправедливо по отношению к Поднебесной. Между Китаем и Россией существуют существенные различия в их отношении к мировому порядку: у Москвы есть чувство "ностальгии" и сопротивления глобализации и мировому порядку, а у Пекина — нет. Будучи крупнейшим бенефициаром глобализации, Китай надеется осуществлять более тесное сотрудничество с западным миром, включая США. Он является скорее защитником мирового порядка, чем разрушителем. С одной стороны, Запад без разбора сурово порицает Китай, но, с другой — возлагает на него надежды. Его позиция одновременно колеблющаяся и противоречивая.
Теперь западные страны обвиняют Китай в том, что он слишком "пророссийски настроен" в украинском вопросе и решительно не выступает против "посягательства" Москвы на чужой суверенитет. Но на самом деле, как и сказал представитель Пекина, страна ничего не предпринимает в отношении конфликта. Если бы Китай действительно встал на сторону России, разразилась бы третья мировая война. Самый большой вклад Поднебесной заключается в том, чтобы отказаться подливать масла в огонь и сделать все возможное для содействия мирным переговорам. Конечно, по правде говоря, договориться об условиях диалога, которые всех бы устраивали, весьма трудно.
Китай играет в долгую игру за мир на УкраинеВсе больше европейцев заявляют, что, учитывая экономический кризис, их страны не могут позволить себе оказывать финансовую поддержку Киеву, сообщает Spectator. На этом фоне все громче звучит голос Пекина, призывающего Запад отказаться от идеи победы над Россией любой ценой.
На Мюнхенской конференции по безопасности член Политбюро ЦК КПК и руководитель канцелярии Комиссии по иностранным делам Ван И выступил с речью, в которой четко заявил, что основная позиция Пекина в вопросе украинского конфликта заключается в содействии мирным переговорам. Он упомянул, что Китай в скором времени выпустит концептуальный документ по инициативе в области глобальной безопасности.
Инициативы глобальной безопасности и развития, выдвигаемые председателем КНР Си Цзиньпином, с момента своего появления привлекали всеобщее внимание. В прошлом предложения в области глобальной безопасности основывались на базовых принципах главного направления, но теперь Китай надеется конкретизировать их в форме концептуальных документов, чтобы обеспечить более систематизированные идеи и более осуществимые меры.
— Помимо России и Украины, текущая ситуация с безопасностью в Азиатско-Тихоокеанском регионе также является темой, вызывающей озабоченность всего мира. Какие направления, по вашему мнению, с большей вероятностью приведут к непредвиденным последствиям? Создадут ли в будущем США еще больше проблем в АТР, особенно вблизи границ Китая?
— Мое мнение таково, что ситуация в мире становится все более хаотичной, но в общем геополитическом плане по-прежнему наблюдается поворот на Восток. Начало украинского конфликта в самом центре Европы еще больше ускорило эту тенденцию. Внимание американцев также обращено на Азиатско-Тихоокеанский регион, "Индо-Тихоокеанская стратегия" является типичным примером. Исходя из предпосылки, что мощь Соединенных Штатов снизилась и ее недостаточно для контроля над всем миром, Америка приняла стратегию сокращения и фокусировки внимания, пытаясь "пустить лучшую сталь на изготовление лезвия меча". Этим "лезвием" как раз и является АТР.
Южно-Китайское море и Тайваньский пролив являются наиболее уязвимыми районами для конфликта вблизи границ Китая. В настоящее время Тайваньский пролив находится в центре глобального внимания. Каждое заявление, сделанное Пекином, Тайбэем и Вашингтоном по вопросу пролива, дополняется и тщательно истолковывается. Например, Джо Байден сказал, что "Америка готова применить силу для защиты Тайваня". Не успел он закончить фразу, как его помощник сразу же объяснил, что США по-прежнему придерживаются позиции "одного Китая". Для введения в действие "Закона о противодействии деятельности по расколу страны" существуют весьма специфические условия. Другими словами, материковый Китай очень осторожен в вопросе Тайваньского пролива, поэтому маловероятно, что там случайно вспыхнет вооруженный конфликт.
НАТО черпает жизненные силы в войнеВ заявлении Столтенберга на Мюнхенской конференции многие увидели обеспокоенность возможной войной за Тайвань. Но это просто попытка раздуть "китайскую угрозу", направленная на усиление позиции НАТО в Азии и, как следствие, в мире. К этому стремятся США, стоящие за спиной генсека альянса, пишет GT.
С другой стороны, риск непредвиденных последствий в Южно-Китайском море должен привлечь наше внимание: США уже приближались туда для проведения разведки, Китай им ответил, так что ситуации, близкие к конфронтации, время от времени возникают. В декабре прошлого года Пекин и Вашингтон также взаимодействовали в Южно-Китайском море: китайские военные корабли сделали предупреждение и вытеснили американские суда, которые находились на дистанции в 41 метр. В воздухе военный самолет НОАК перехватил самолет-разведчик США. Расстояние между ними составляло всего шесть метров, что на самом деле было довольно опасно.
Запад постоянно создает слухи вокруг Китая, но на самом деле опасность, возникающая в Южно-Китайском море, — дело рук американцев. Соединенные Штаты неоднократно преодолевали большое расстояние для того, чтобы добраться до Южно-Китайского моря и спровоцировать Китай. Это основная причина, которая может привести к случайной "вспышке" конфликта.
Спор о китайско-индийской границе также является проблемой, которую на данный момент трудно решить. Индия всегда считала себя крупной державой: благодаря своей молодой структуре населения и хорошей экономической ситуации она обладает значительным потенциалом для развития.
Мы надеемся, что китайско-индийские отношения будут включать не только пограничный вопрос. Хотя в отношении границ Дели, похоже, вернулся к той позиции, которой придерживался до визита Раджива Ганди в Китай в 1980-х годах. Он выступает за то, что "без решения пограничного вопроса о других аспектах и говорить нечего". Однако двусторонние отношения не определяются одними лишь субъективными желаниями индийского правительства.
В настоящее время Индия, кажется, сближается с США, главным образом для того, чтобы занять позицию для урегулирования конфликта в долине реки Галван. Фактически, их взаимодействие также ограничено. Знаменитый "четырехсторонний механизм безопасности" выглядит категоричным и напряженным, но его реальная военная составляющая не больше, чем у военных учений "Малабар".
Несмотря на множество так называемых программ сотрудничества между Соединенными Штатами и Индией, пока неясно, как далеко зайдет их партнерство. В конце концов, у Вашингтона нет необходимости делать слишком большие инвестиции в этом регионе, а Дели не так глуп. Просто подумайте, каким образом инфраструктура США и Индии может конкурировать с китайской и заполнить ее пробелы? В какой степени только за счет сотрудничества четырех стран может быть решена проблема глобального изменения климата? Над всеми этими проблемами необходимо поставить большой вопросительный знак.
Автор: Чжоу Бо (周波) – научный сотрудник Исследовательского центра стратегии и безопасности при университете Цинхуа и специальный эксперт китайского форума
Обсудить
Рекомендуем