Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Контуры нового образа евразийской макроэкономики будут формироваться вокруг России, пишет Haqqin. Помимо нее, в единую структуру новой архитектуры экономики неевропейской Евразии войдут Турция, Азербайджан, страны Центральной Азии, Персидского залива, Индии и других азиатских государств.
Александр Караваев
Боевые действия на востоке Европы и энергетическая трансформация парадоксальным образом стимулируют и объединяют вокруг России проекты межрегиональной (трансграничной) и трансрегиональной (объединяющей несколько стран) интеграции. Попробуем разобраться, что именно планирует в этой связи руководство двух стран.
Позитивная реакция Алиева
В ходе беседы президента Азербайджана Ильхама Алиева с Сергеем Лавровым (встреча состоялась в Баку 27 февраля. – Прим. ИноСМИ.) наиболее интригующей была реплика главы МИД Российской Федерации, прозвучавшая буквально так: "...и это не предел, поскольку, как вы уже обсуждали с президентом Путиным, в разработке нескольких мега-проектов, которые будут иметь не только двусторонний, но и региональный и даже где-то глобальный характер, уже проявляют интерес многие наши и ваши партнеры".
В свою очередь, реакция Ильхама Алиева на реплику Лаврова прозвучала достаточно позитивно. По словам главы государства, "Азербайджан рассчитывает на серьезные взаимные решения, которые мы должны принять для необходимого уровня в текущих сферах взаимодействия – в политическом диалоге, энергетике, транспорте, торговле, гуманитарном сотрудничестве".
Очевидно, что повестка достаточно обширная. Но учитывая, что конкретика пока озвучена не была, посмотрим на возможный перечень проектов, которые тем или иным образом уже попадали в сферу внимания экспертов и правительств двух стран. Здесь, в целом, можно определить несколько направлений.
Плоскости макроэкономического взаимодействия с Турцией и Ираном. В случае с Турцией это работа по созданию газораспределительного хаба, сочетающего систему трубопроводов, хранилищ и терминалов СПГ. Аналогичная работа необходима и по иранскому направлению, где инфраструктура экспорта СПГ пока отсутствует.
Кстати, по этой же теме "Газпром" ведет активные переговоры с Туркменией (уже заключен меморандум по строительству подземного газохранилища), а также с Узбекистаном и Казахстаном.
Трансвидовые стыки и хабы
Сегодня от Азербайджана зависит функционирование важнейших коммуникационных узлов России, перед которой были закрыты все двери западной сухопутной границы. Таким образом, на стыках кавказского и черноморско-каспийского регионов с сопредельными к ним территориями азербайджанские коммуникации становятся едва ли не ключевыми.
Помимо развития МТК "Север – Юг", участка "срединного" железнодорожного коридора Баку – Тбилиси – Карс, а также строительства железнодорожных и автомагистралей в Зангезурском коридоре, существует насущная необходимость расширения автодорожных трасс. В этом макрорегионе необходима, в частности, межправительственная взаимоувязка автодорожного и железнодорожного строительства.
В данном аспекте необходимо вспомнить, что в июне прошлого года в ходе Международного экономического форума в Санкт-Петербурге российские чиновники настаивали на необходимости внести коррективы в проект трансконтинентальной автотрассы "Меридиан". Согласно новым планам, теперь дорогу планируют развернуть от Екатеринбурга на юг, в Краснодарский край и к берегу Каспия с ответвлением до Ирана (один из вариантов предусматривает прокладку автотрассы через Азербайджан).
Подобный проект позволит России, Казахстану и Азербайджану объединить автодорожную инфраструктуру и упростить логистику для среднего бизнеса и более крупных субъектов, в том числе особых экономических зон в каждой стране проекта (в основном они расположены в морских и речных портах волго-каспийского региона).
Такого рода расширение коммуникаций, предусмотренное "Национальной экспортной стратегией на 2023–2026 годы", позволит Азербайджану форсировано достичь необходимых показателей ненефтегазового экспорта.
Промышленная кооперация
Под эту категорию подходит целый ряд направлений – судостроение, вагоностроение, строительство масштабных объектов энергогенерации... Заслуживают внимания возможности, открывающиеся по линии кооперации в области судостроения России, Азербайджана и Туркмении.
В конце прошлого года между правительствами Астраханской области и Азербайджана состоялась серия переговоров, на которых обсуждалась возможность строительства в Астраханской области корпусов судов с последующей достройкой на верфи в Баку. Буквально на днях делегация Бакинского судостроительного завода провела в городе Туркменбаши встречу с руководством местного судостроительного и судоремонтного завода "Балкан". Недооценивать значение этих переговоров не стоит, поскольку все без исключения перевозчики на Каспии испытывают острую нехватку нефтеналивных судов и контейнеровозов. Что же касается региональных каспийских предприятий, то им вполне по силам восполнить этот дефицит.
Вагоностроение и ремонт вагонов
В 2017–2018 годы представители российских вагоностроительных заводов и азербайджанского вагоноремонтного предприятия обсуждали различные варианты кооперации. В ходе переговоров стало понятно, что Азербайджану, вероятно, имеет смысл отказаться от планов реконструкции физически и морально вагоноремонтного завода советских времен и построить по данному профилю новое промышленное предприятие.
Переговоры с российской стороной развития пока не получили. Но параллельно интерес к этому проекту стала проявлять Турция. В декабре прошлого года турецкий министр транспорта и инфраструктуры Мехмет Джахит Турхан сообщил, что предприятия двух стран будут совместно производить грузовые вагоны для их использования на линии Баку – Тбилиси – Карс. По словам министра, работы по проектированию совместного предприятия близятся к концу. Посмотрим, удастся ли его реализовать.
Атомная энергетика
Отдельный сюжет в российско-азербайджанском промышленном сотрудничестве – это проекты атомной энергетики. Отмечу, что данная тема периодически возникала на уровне межправительственных комиссий двух стран. В последний раз она обсуждалась в 2019 году, однако в период пандемии и позже практически сошла на нет.
Понятно, что общественное мнение в штыки воспринимает подобные предложения, вспоминая множество обстоятельств, связанных с серией аварий на АЭС от Чернобыля до Фукусимы. Тем не менее даже в странах ЕС, где доминирует концепция "зеленого перехода", атомная энергетика постепенно начинает себя реабилитировать. В частности, большая группа стран Старого Света не только переводит в активный режим законсервированные реакторы, но и даже планирует строительство новых объектов. Что же касается планов Турции развивать отрасль атомной энергетики совместно с компанией "Росатом", то на них не повлияло даже недавнее землетрясение.
В Азербайджане также, возможно, имеет смысл рассмотреть варианты строительства АЭС средней (от 1 до 1,5 тысячи МВт) или малой мощности (в пределах 300 МВт), которые усилят энергообеспеченность страны, повысят экспортные возможности электросетей, а также позволят осуществить ряд новых проектов для хозяйственных и коммунальных нужд прибрежных районов. Выгоды здесь очевидны: чем больше стабильного и дешевого электричества, тем лучше для экономики.
Хотя детально обсуждать эту вероятность еще преждевременно, она тем не менее уже прописана на перспективу двусторонних отношений в "Декларации о союзническом взаимодействии" между РФ и Азербайджаном, где, в частности, отмечено: "Стороны будут рассматривать возможности развития взаимовыгодного сотрудничества в области мирного использования атомной энергии, а также в сферах альтернативных и возобновляемых источников энергии".
Треть украинских беженцев хочет вернуться домойФинансовые трудности, безработица, языковой барьер, проблемы с жильем и обучением детей – все это встречает украинских беженцев в Европе, пишет "Урядовий кур’єр". Несмотря на это, лишь треть из них хотели бы вернуться домой – таковы результаты тридцати лет независимости.
07.03.202300
Подведем итоги
Между Россией и Азербайджаном создана достаточно перспективная база промышленного взаимодействия, а также сеть партнерских отношений от малого бизнеса до крупных государственных проектов (в целом, речь идет о 14 крупных проектах общей стоимостью 7,5 миллиарда долларов).
По итогам минувшего года Россия занимает четвертое место (377 миллионов долларов) среди прямых иностранных инвесторов в Азербайджан, опережая, кстати, США. Это пример того, как российский бизнес нашел возможности использовать резервы двусторонних отношений, чтобы получить какую-то опору в борьбе с санкциями и внешним давлением...
Контуры нового мира евразийской макроэкономики просматриваются уже достаточно четко. Будет создаваться плотная, многочисленная и взаимопересекаемая финансовая и инвестиционная связь между субъектами бизнеса России, Турции, Азербайджана и стран Центральной Азии с компаниями Персидского залива, Индии и другими азиатскими государствами. Система филиалов крупных компаний, небольших посредников, представительств ведущих торговых домов, а также великое множество брокеров различных товаров и услуг – именно так будет выглядеть новая архитектура экономики неевропейской Евразии.
В Азербайджане эти процессы идут достаточно интенсивно. Чтобы убедиться в этом, достаточно проанализировать количество регистрируемых компаний и открываемых банковских счетов нерезидентов из Российской Федерации, а также число российских и азербайджанских субъектов бизнеса, появившихся только за прошлый год в странах Персидского залива.