Банковский кризис перекинулся на Европу: что сейчас нужно знать немецким вкладчикам

Die Welt: европейские фондовые рынки обвалились после банкротства SVB

Читать на сайте inosmi.ru
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
В отличие от Америки, где банкротство трех крупных банков потрясло вкладчиков, в Европе страдают пока лишь акционеры и инвесторы, пишет Die Welt. Но и в Европе, и в США система страхования вкладов не рассчитана на продолжительный кризис. Если он углубится, Западу будет не до Украины.
Финансовый кризис, возникший в связи с банкротством банка SVB, перекинулся на Европу. Европейские фондовые рынки обвалились. В США перед банками – очереди желающих снять деньги вкладчиков, в Германии акции Commerzbank упали на 16%. Насколько оправданы страхи вкладчиков? WELT отвечает на самые насущные вопросы.
Еще на прошлой неделе кризис казался чисто американской проблемой, но теперь он достиг Европы и проявился со всей мощью. В начале недели курсы акций банков не только в США, но и в Европе обвалились. На Уолл-стрит акции многих финансовых институтов даже были сняты с торгов. А незадолго до этого потери от колебания курсов достигли таких размеров, что включились автоматические страховочные механизмы.
Читайте ИноСМИ в нашем канале в Telegram
Во второй половине понедельника президент Джо Байден попытался успокоить клиентов банков: "Американцы могут быть уверены в том, что наша банковская система надежна. Их депозиты будут им предоставлены, когда они им понадобятся", – сказал президент.
В пятницу был закрыт Silicon Valley Bank (SVB). А в выходные власти закрыли еще один финансовый институт – Signature Bank. Перед филиалами некоторых других банков образовались очереди из желающих снять деньги.
Пакет спасательных мер, разработанный Федеральной резервной системой США вместе с Федеральной корпорацией по страхованию вкладов (FDIC) и министерством финансов, призван противодействовать возникновению всеобщей паники в банковском секторе. Тем не менее, в начале этой недели европейские биржи также начало лихорадить.

Когда США в кризисе, Европа — в панике

Европейский банковский индекс EuroStoxx Banks снизился на 7%. В Германии акции, например, Commerzbank, просели в высшей точке более чем на 16%, и это стало одним из самых больших падений курса за последние годы. Как минимум в этот момент немецкие вкладчики стали спрашивать себя, что, собственно, происходит. WELT отвечает на самые важные вопросы.
Вклад в банке нельзя сравнивать с сейфом, в котором человек хранит свои ценности. Идет ли речь о текущем счете (Giro-Konto, "счет-жировка", жиросчет), об однодневном кредите, срочном вкладе или расчетном счете депозита – по каждому из этих пунктов банк несет ответственность перед клиентом.
Если финансовый институт закрывается, то жиросчет всегда становится частью конкурсной массы банка. Это может иметь отношение практически к каждому, потому что нет никого, у кого не было бы вклада в каком-нибудь кредитном институте. Только в Германии граждане и предприятия имеют на счетах 2,7 триллиона евро. Это соответствует более чем половине ВВП страны.
В нормальное время клиенты банков могут не думать о сохранности вкладов. Однако в неспокойные периоды, а сейчас из-за цен на энергию наступил как раз неспокойный период, они начинают беспокоиться о своих деньгах.
В Германии страховое возмещение по банковским вкладам гарантировано в размере до 100 тысяч евро. Это значит: если банк закрывается, то, согласно закону, эта сумма будет компенсирована вкладчику в полном объеме.
Украинский след в банкротстве Silicon Valley Bank
Если предстоит закрытие банка, то его клиентов информирует об этом Компенсационное ведомство немецких банков (EdB). Оно делает официальное заявление о наступлении страхового случая. Клиенты банка, заявившие о своих претензиях в EdB, должны получить утраченные вклады в течение семи рабочих дней. Так предписывает Закон о защите вкладов.
Предусмотренная законом максимальная сумма компенсации составляет 100 тысяч евро по счетам одного клиента в одном банке. Если у клиента несколько счетов в том же банке, то он может претендовать на выплату только 100 тысяч евро – не больше.
Но в случае, если счета открыты в нескольких банках, то можно заявить о возврате по 100 тысяч евро с каждого банка. Кроме того, банки, сберегательные кассы и товарищества имеют собственные службы страхования вкладов. Они гарантируют возврат всех денег без ограничения.
В частных банках установлены верхние границы для фондов страхования вкладов на уровне 15% от собственного капитала банка, а это – миллионы евро. В других индустриальных государствах также существуют механизмы страхования вкладов, используемые в случае банкротства банков.
В США предусмотрена гарантия возврата вклада на уровне 250 тысяч долларов на одного вкладчика. Однако в этот кризис американская Федеральная корпорация по страхованию вкладов заявила, что будут гарантированы все вклады, в том числе и превышающие 250 тысяч долларов.
Система страхования вкладов в Германии функционирует в соответствии с законом, однако это не значит, что деньги для компенсации вкладов предоставляет государство или Европейский центральный банк (ЕЦБ). Банки обязаны в хорошие времена откладывать деньги на подобные случаи.

Страхование вкладов: на всех не хватит

Коммерческие банки пользуются иной схемой страхования вкладов, чем сберегательные кассы. Однако суммы, которые эти кредитные институты держат на черный день, нельзя переоценивать. Лейпцигский финансовый эксперт Даниэль Франке (Daniel Franke) подсчитал, что в немецких коммерческих банках застраховано менее 0,6% вкладов. Иными словами: если сейчас обанкротится малый или средний банк, то это не будет проблемой. Но если одновременно закроется несколько больших банков, то требовать от них компенсации будет практически бессмысленно. Вы получите меньше одной сотой ваших денег.
То же самое можно сказать о компенсационном фонде, который частные банки создали для удовлетворения требований, выходящих за рамки 100 тысяч евро. Этот фонд задуман только для отдельных случаев, а не для системного банкротства банка.
Когда вкладчики штурмуют банк, это паника, во многом связанная с психологией, а не с трезвым расчетом. Поэтому во время финансового кризиса 2008 года, после краха банка Lehman Brothers, Ангела Меркель и ее министр финансов Пеер Штайнбрюк (Peer Steinbrück) вышли к журналистам и заявили, что выплата всех депозитов вкладчиков гарантирована.
Законодательной основы для такой гарантии тогда не было, нет ее и сейчас. Но политики сделали из той ситуации выводы. И поэтому можно предположить, что политики и финансисты предпримут все усилия, чтобы не допустить системного кризиса, который потянул бы вниз всю экономику.
Однако необходимо сказать следующее: с тех пор как в конце 90-х годов в Германии была создана базирующаяся на законе система страхования вкладов, ни один клиент ни одного немецкого кредитного института не потерял деньги, лежавшие на жиросчете, на однодневном или на расчетном счете.
Недавно максимальная сумма компенсации была увеличена. Если, например, в момент закрытия банка на счет клиента поступили деньги от продажи частной недвижимости, то гарантия при определенных условиях может распространяться на сумму до 500 тысяч евро.
В отношении ценных бумаг, хранящихся в банке, действуют другие правила: акции, ETF, сертификаты и другие бумаги являются активами, выделяемые из общей массы. Это значит, что по этим бумагам банку нельзя предъявить каких-либо претензий, они были и остаются собственностью клиента.
Поэтому в случае банкротства банка эти бумаги не попадают в контрольную массу. Объем ценных бумаг, депонированных в банке, никакой роли не играет. Правда, одно исключение есть: это – ценные бумаги, в которых зафиксировано обязательство банка перед клиентом. Это относится, например, к депозитным сертификатам. Такие сертификаты – ценная бумага, подтверждающая право держателя требовать от банка сумму номинала с процентами. Если банк, выдавший сертификат, разоряется, то деньги, как правило, пропадают. Так случилось, например, с сертификатами Lehman Brothers 15 лет назад.
Ценные бумаги вне геополитики: Китай не хочет американского банкротства и, более того, даже его боитсяПотенциальное американское банкротство вновь замаячило на горизонте, пишет Advance. Казалось бы, основные соперники США, в первую очередь Китай, должны радоваться этому. Но на самом деле дело обстоит иначе, и на это есть причины.

Что же будет с банкротами?

На этот раз эпицентр банковского кризиса находится не на Уолл-стрит, а в Кремниевой долине, в этой "Мекке без Аллаха" глобальной индустрии высоких технологий. В конце прошлой недели клиенты одного из банков в массовом порядке бросились снимать деньги со счетов.
Банк SVB (Silicon Valley Bank) был не просто одним из многих, а считался домашним банком многочисленных стартапов в Калифорнии и за ее пределами. Ведь его название и переводится как "Банк Кремниевой Долины". В течение всего нескольких дней ситуация накалилась до такой степени, что банк больше не мог удовлетворить всех клиентов, пожелавших получить свои деньги назад.
Первые слухи о возможных проблемах в банке появились в среду, а уже в пятницу банк был закрыт регуляторами. Получается, что клиенты штурмовали банк всего два дня – своеобразный рекорд в истории финансовой сферы.
В выходные дни политики предприняли все усилия, чтобы погасить нарастающее беспокойство. Потому что помимо Signature Bank пришлось закрыть еще один финансовый институт, и опасность возникновения всеобщей паники стала весьма реальной.
Выплата депозитов всех клиентов как SVB, так и Signature Bank пока гарантирована. Это относится и к тем вкладам, величина которых превышает установленный американской системой страхования предел.
Кроме того, Федеральная резервная системы США создала новый механизм срочного финансирования банков под названием Bank Term Funding Program. Банки, подвергшиеся штурму, могут с его помощью быстро и без проблем получить необходимую ликвидность.
Но в банках США гарантирована компенсация только вкладчикам. Акционеры банков или их кредиторы по займам до сих пор оставались ни с чем. Если не найдется покупателей на закрытые банки, то и в этот раз ничего не изменится, а значит, акционеры и кредиторы потеряют деньги.
Кроме того, не исключено, что и европейские институты из-за резкого изменения ключевой ставки в США потерпят значительные убытки. Прежде всего, европейские институты, воспринимаемые как слабые, оказались на биржах под давлением.
Например, акции банка Credit Suisse, опустились до исторического минимума. Убытки понесли также банки в Испании, Австрии и Германии. Но возможно, инвесторы всего лишь хотят проверить, готовы ли европейские банки так же решительно противодействовать панике, как американские.
В четверг состоится заседание Европейского центрального банка (ЕЦБ). До сих пор считалось решенным, что ЕЦБ поднимет ключевую ставку еще на половину процентного пункта. Но сейчас полной уверенности в этом нет.
Маловероятно, что банкротство Silicon Valley Bank вызовет всемирный финансовый кризис. SVB был всегда специфическим банком. Этот финансовый институт обслуживал преимущественно одну группу клиентов, а именно высокотехнологичные фирмы и стартапы. А они хотят получить назад свои деньги, потому что времена наступают нелегкие.
А когда SVB вдруг заявил о дополнительной эмиссии акций, отдельные страховые компании призвали свои стартапы забрать деньги. И началась паника.
У других банков более разнообразные группы клиентов, им не нужно забирать все свои деньги одномоментно. С другой стороны, суммарные убытки американских банков в результате понижения стоимости государственных облигаций составили 620 миллиардов долларов. Иными словами: если и их вкладчики и предприятия вдруг решат снять свои деньги, то и другие банки могут попасть в критическую ситуацию.
Обсудить
Рекомендуем