Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Рынки фьючерсов неверно прогнозируют перспективы нефтяных цен, уверен автор статьи для Bloomberg. Предполагается, что в долгосрочной перспективе черное золото не будет стоить дорого. Однако инвесторы придерживаются другого мнения.
Хавьер Блас (Javier Blas)
Это какая-то загадочная нестыковка. Нефтяная промышленность считает, что вкладывает недостаточно средств в будущие мощности добычи. Но долгосрочные нефтяные цены продолжают снижаться, составляя в настоящее время 65 долларов за баррель. Получается, рынок ожидает, что капиталовложений будет более чем достаточно, чтобы избежать дефицита. Кто-то здесь ошибается – либо нефтяная отрасль, либо рынок.
Мне кажется, ошибаются и те, и другие. Я не пытаюсь застраховаться от ошибок в своих оценках, однако мне кажется, что нефтяная промышленность с преувеличенной тревогой говорит об инвестициях. Но если бы мне пришлось занять чью-то сторону, я бы не стал ставить на рынок. Долгосрочные нефтяные фьючерсы сегодня слишком низкие по ценам. На кон поставлено нечто большее, чем миллиарды долларов нефтяных инвестиций в новые проекты или ставки на рынке фьючерсов. Если нефтяная отрасль права, во второй половине десятилетия следует ждать повышения цен, что чревато новым витком инфляции в мировой экономике.
Такое несоответствие оценок промышленности и рынка наглядно проявилось на прошлой неделе, когда в Хьюстоне проходила самая крупная в мире энергетическая конференция CERAWeek, в которой приняли участие свыше 7 000 делегатов.
Все говорили о недоинвестировании, начиная с босса Exxon Mobil Corp Даррена Вудса (Darren Woods), и кончая новым гендиректором Shell Ваэлем Саваном (Wael Sawan). "Этот бизнес истощается, – сказал Вудс участникам конференции. – Инвестиций меньше, чем необходимо". В прошлом году нефтяная и газовая отрасль потратили на добычу 499 миллиардов долларов. Об этом сообщил Международный энергетический форум, содействующий проведению диалога между добывающими и потребляющими странами. Чтобы отрасль смогла удовлетворить будущий спрос на нефть, расходы, согласно оценке форума, необходимо будет увеличить к 2030 году до 640 миллиардов. Однако предоставленная компаниями информация свидетельствует о том, что никакого увеличения трат не предвидится.
Заявления о том, что инвестиций слишком мало, и удовлетворить будущий спрос они не смогут, сопровождались предостережениями об увеличении в перспективе цен на нефть. Но собравшихся в Хьюстоне инвесторов убедить не удалось. Все просто дружно пожали плечами, начиная с руководителей сырьевых направлений и кончая фондами по управлению капиталами. Один ветеран инвестиционного бизнеса, у которого за плечами множество конференций CERAWeek, предупредил меня: не надо предугадывать и ставить под сомнение рынок.
Для начала пара предостережений о форвардных нефтяных ценах. Кривая фьючерсов – это не прогноз о том, в каком направлении движутся цены. Скорее, это моментальный снимок того, сколько рынок готов заплатить сегодня за доставку в будущем. Сегодня рынок готов заплатить всего 65 долларов за доставку барреля марки Brent через пять лет. Это ниже среднего показателя за 10 лет по данной марке. Если хотите купить баррель с доставкой в декабре 2024 года, цена увеличивается до 74 долларов за баррель. Тот же самый баррель при его покупке на наличном рынке с немедленной доставкой будет стоить около 82 долларов.
Почему долгосрочные цены такие низкие, если никаких инвестиций не будет?
Похоже, инвесторы в нефть уверены, что в будущем баланс спроса и предложения будет лучше, чем прогнозирует отрасль. Во-первых, инвестиции в 2022 году существенно восстановились. А нефтяные компании, набившие карманы деньгами, наверняка будут еще больше увеличивать расходы в 2023 году и в дальнейшем. Во-вторых, добыча нефти в России не рухнула под гнетом западных санкций, чего боялись многие. А это значит, что миру не придется замещать дешевую российскую нефть более дорогостоящей добычей в других местах. В-третьих, многие инвесторы полагают, что спрос на нефть в предстоящие два-три года замедлится, уменьшившись со среднего показателя в 0,8-1,2 миллиона баррелей в день до 0,3-0,5 миллионов баррелей в день.
Но одними этими факторами невозможно в полной мере объяснить, почему форварды по марке Brent с пятилетним сроком торгуются со скидкой в 20% по сравнению со спотовыми ценами. Во-первых, общее повышение расходов отражает рост затрат на оборудование и детали. В номинальном выражении расходы увеличились намного меньше. И даже при нынешних темпах им надо вырасти еще на 30%, чтобы к 2030 году предложение было достаточным по объемам. Пока же надежды на существенное замедление спроса только надеждами и остаются. В 2023 году потребление нефти растет в два раза больше типичных годовых темпов, а предварительные прогнозы на 2024 год также указывают на дальнейшее ускорение.
Нефтяной рынок предлагает более убедительное объяснение начавшегося в последнее время снижения долговременных нефтяных цен. В последние недели снизилась стоимость хеджирования валютного риска, и добытчики сланцевой нефти сумели зафиксировать цены за счет форвардных продаж. Концентрированная волна хеджирования подтолкнула цены вниз, особенно на 2024 и 2025 годы. Соответственно, более долгосрочные цены опустились еще ниже. Это единичный фактор, и скорее всего, он скоро исчезнет. А это еще больше усложнит инфляционные прогнозы и жизнь руководителям центробанков.
Спотовые нефтяные цены в предстоящие месяцы продолжат колебаться. Вверх и вниз их будет подталкивать обеспокоенность по поводу показателей американской экономики и надежды на мощный рост в Китае. Однако долгосрочные нефтяные цены наверняка будут расти.