Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Америка цинично пытается прикрыть сотворенный ею геноцид в Ираке "жестокостями" Путина на Украине, пишет Salon. Автор считает, что необходимые жесткие военные решения российской СВО не идут ни в какое сравнение с безрассудными "крестовыми походами за демократию".
Как Америка ловко прикрыла себя в Ираке путинской "жестокостью" на Украине.
Кто уже теперь вспомнит, что в 2003 году мы были "Владимиром Путиным"? Сегодня наши кабельные каналы и новостные ленты в социальных сетях пестрят обвинениями президента России в его "беззаконном и жестоком вторжении" на Украину. Когда второго марта госсекретарь Энтони Блинкен мимолетом встретился с министром иностранных дел России Сергеем Лавровым в Нью-Дели, он недвусмысленно сказал ему: "Прекратите эту агрессивную военную кампанию".
Однако у самого Путина наверняка гораздо более долгая память. В речи, с которой началась его "спецоперация", он жестоко осудил США за "вторжение в Ирак без всяких правовых оснований". Затем Путин добавил: "Имело место враньё на самом высоком государственном уровне и с высокой трибуны ООН. А в результате — огромные жертвы, разрушения, невероятный всплеск терроризма".
Да, правда, в двадцатую годовщину американского вторжения в Ирак та война у нас давно забыта. Сегодня никого в администрации Байдена не волнует, что она убила на всем Глобальном Юге доверие к Америке как опоре международного порядка и сегодня перекрывает даже Путина с его "жестокостями". Итак, расслабьтесь на минутку и позвольте мне устроить вам небольшое путешествие в давно канувший в Лету "мир по-американски".
Миссия (не) выполнена
1 мая 2003 года президент Джордж Буш-младший, облаченный в экипировку пилота из роли Тома Круза в фильме Top Gun, сел в кресло второго пилота истребителя и был доставлен на авианосец Abraham Lincoln, который тогда находился недалеко от побережья Сан-Диего. Для этой дорогостоящей прогулки не было никаких иных причин, кроме создания визуальных эффектов, которые надеялась поэксплуатировать пропагандистская команда тогдашнего президента.
Затем с палубы этого корабля под транспарантом с надписью "Миссия выполнена" (Mission Accomplished) Буш выступил по телевидению с речью о вторжении в Ирак, которое он приказал начать менее двух месяцев назад. Президент с гордостью заявил, что "главные боевые действия в Ираке завершены. В битве за Ирак победу одержали Соединенные Штаты и наши союзники". Конечно, ни одно из этих утверждений не окажется впоследствии ни в малейшей степени соответствующим действительности. На самом деле, около 2500 американских военнослужащих до сих пор остаются в Ираке, участвуя в операциях против лидеров бывшего правительства партии БААС, которые теперь стали партизанами-фундаменталистами. И имейте в виду: наши войска остаются там, несмотря на то, что иракский парламент попросил их уйти.
Когда Джордж Буш-младший перепутал конфликт на Украине с войной в ИракеВирусный ляп бывшего президента – мрачное напоминание о внешнеполитическом лицемерии Америки, пишет New York Times. То, что Буш спутал Ирак и Украину, – лишь раскрывает весь трагизм глупости и высвечивает траекторию упадка США, считает автор статьи.
12.06.202200
Оставшаяся часть речи Буша заслуживает еще большего позора, чем первая. Президент заявил: "Сегодня у нас больше возможностей освободить эту страну, сломив опасный и агрессивный режим. С нашей новой тактикой и высокоточным оружием мы можем достигать военных целей, не применяя насилие против гражданского населения". Пусть президент продолжит свои фантазии. Но мы-то, конечно, понимаем, что Буш произнес свою речь "Миссия выполнена" только для того, чтобы обелить агрессивную войну как рутинный инструмент его президентской политики. Описание ветхой страны четвертого мира Ирака как "опасной" и "агрессивной" было таким же преувеличением, как и определение Путиным Украины Владимира Зеленского как "нацистского" государства.
Заметьте, однако, что в наполеоновских речах Буша не хватало одной фразы о насильственном распространении "демократии" и "свободы" с помощью этого нового инструмента — "точного оружия". И этой фразой было, конечно же, броское словосочетание "международное право". На Нюрнбергском процессе после Второй мировой войны Международный военный трибунал заметил:
"Война есть по существу зло. Ее последствия не ограничиваются одними только воюющими государствами, но затрагивают и весь мир. Следовательно, развязывание агрессивной войны является не просто международным преступлением, это высшее международное преступление, отличающееся от других военных преступлений только тем, что содержит в себе все зло во всей его полноте".
И, конечно же, устав ООН запрещает военную агрессию. Он разрешает войну только в целях самообороны или с санкции Совета Безопасности.
Однако на палубе авианосца Abraham Lincoln Буш имел наглость заявить: "Когда иракские мирные граждане смотрели в лица наших военнослужащих — мужчин и женщин — они видели в них силу, доброту и добрую волю".
На самом деле иракцы потратили значительную часть двадцатого века, пытаясь изгнать британских колонизаторов из своей страны, и неудивительно, что в 2003 году многие из них не видели таких достоинств в людях, вторгшихся на их землю. Американские военнослужащие на местах, с которыми я разговаривал тогда или позже, часто говорили об угрюмых и сердитых взглядах иракцев, с которыми они сталкивались. Один мой знакомый, лейтенант Кайлан Джонс-Хаффман, тем же летом прислал мне сообщение, в котором описал, как сидел в кузове военного транспорта с другими американскими войсками на дороге в южном Ираке и проезжал мимо грузовика с вооруженными иракцами. Один из них угрюмо покосился на американцев и угрожающе поднял винтовку. Кайлан сказал, что похлопал по своей винтовке М1, отвечая на угрозу.
Резервист ВМС и специалист по Ближнему Востоку, Джонс-Хоффман планировал свою послевоенную академическую карьеру, получив научную степень по истории. Проницательный и легкий на подъем, любитель изысканной поэзии хайку, Кайлан обещал стать для меня замечательным коллегой. Он сказал мне, что его послали из Бахрейна для инструктажа американского военного руководства в городе Хиллах на юге Ирака. Вечером 21 августа 2003 года, когда я смотрел CNN, на бегущей строке внизу экрана я заметил надпись о том, что в Хиллахе был застрелен американец, и это меня сильно обеспокоило. На следующий день я узнал, что Кайлан действительно был убит молодым иракцем, когда сидел в стоявшем на перекрестке джипе. Для меня эта новость стала ударом под дых, который довел меня до слез. Мне до сих пор больно рассказывать эту историю.
Ekstra Bladet (Дания): война в Ираке — одна из величайших оплошностей современностиВойна в Ираке была гигантской ошибкой, говорит датский профессор Оле Вевер. Тогдашний премьер-министр Андерс Фог Расмуссен, который позже был генсеком НАТО, а сейчас консультирует президента Украины, уверял граждан, что участие в войне в Ираке — правильный шаг. Там погибали и датские солдаты. Но призывы Расмуссена не прошли испытание временем, говорит профессор.
06.02.201900
На самом деле Кайлан стал одним из более чем семи тысяч американских военнослужащих, погибших в Ираке, Афганистане или других местах "войны с террором" вместе с восемью тысячами гражданских служащих Пентагона. И это не говоря уже о более, чем 30 тысячах ветеранов тех конфликтов, впоследствии покончивших с собой. Один из них посещал мои занятия по современному Ближнему Востоку в Мичиганском университете. Хорошо информированный и добродушный, он, тем не менее, не смог дожить до конца семестра, учитывая, какими демонами отягощали его душу переживания той войны. На самом деле, для тех, кто все еще думает об Ираке, "удары под дых" от иракской войны никогда не прекращаются.
И не забывайте о более чем 53 тысячах американских военнослужащих в Ираке и Афганистане, которые получили в бою тяжелые ранения и оказались в госпиталях. Около 10% из них имели ранения по шкале тяжести "девять" или выше, страдая от ужасных мучений. В их числе — черепно-мозговые травмы, открытые незаживающие раны, хронический тромбоз и обширные ожоги.
"Патрули смерти"
Но все это — ничто по сравнению с тем, что делали американские военные с иракцами.
Неудивительно, что президент Буш, вице-президент Дик Чейни, министр обороны Дональд Рамсфелд, заместитель министра обороны Пол Вулфовиц и другие авторы одного из крупнейших внешнеполитических фиаско Америки за 246 лет ее существования позволяли себе нести наглую ложь о том, что они "изобрели новый вид ведения войны", который не приводит к значительным жертвам среди гражданского населения. Вспомните, что они также делали многочисленные громкие заявления об оказавшихся не существовавшими связях иракского диктатора Саддама Хусейна с террористической группировкой "Аль-Каида"* и его якобы активных программах по биологическому и ядерному оружию.
Вопреки бойким утверждениям президента Буша, число погибших в Ираке жителей только росло по мере того, как продолжались боевые действия. Американские самолеты регулярно наносили удары по целям в густонаселенных иракских городах. Некоторые американские части совершали массовые убийства, как и наемники из частной военной компании Blackwater, работавшие на вооруженные силы США. Во время гражданской войны в Ираке 2006-2007 годов, возникшей в результате американской оккупации страны, багдадской полиции пришлось организовать регулярные "патрули смерти", которые в начале каждого рабочего дня выезжали и наполняли кузова машин человеческими останками, которые выбрасывались ночью на улицы конкурирующими группами боевиков.
В первые годы после вторжения Буша одна иракская вдова из южного портового города Басра рассказала мне, что ее семья едва избежала нападения со стороны членов обездоленного перемещенного племени из "Иракских болот" (так называются заболоченные территории в низовьях Тигра и Евфрата на юге Ирака — Прим. ИноСМИ), занимавшихся в то время разбоем в городе. Побег семьи стоил им всех денег, которые у них были, и вынудил устроить пир для нападавших. Решив попытаться улучшить ситуацию, хозяин дома баллотировался на государственную должность. Однажды он только сел в машину, чтобы отправиться на свой митинг, как внезапно появившийся боевик в маске выстрелил ему в упор в голову. Его заплаканная вдова сказала мне, что никогда не сможет отойти от этого зрелища. И такие события вряд ли были большой редкостью для тогдашнего Ирака.
Америка «обещает» уйти из Ирака, оставив его в состоянии гражданской войныСейчас, когда с момента падения диктатуры прошло уже немало времени, лишь те, кто приехал на броне американских танков или приполз следом за ними, упорно отказываются признавать действительность и продолжают разглагольствовать об американской демократии и процветании, которое несут сыны Дяди Сэма.
19.07.201000
К тому времени, когда Исламское Государство Ирака и Леванта (ИГИЛ)**, террористическая организация, возникшая в результате оккупации страны США, окончательно потерпела поражение в 2019 году, по оценкам Университета Брауна под названием "Издержки иракской войны", около 300 тысяч иракцев погибло от "прямого военного насилия со стороны США, их союзников, иракских вооруженных сил и полиции, а также сил оппозиции". В несколько раз больше было ранено или искалечено. Сотни тысяч вдов потеряли кормильцев своих семей, а многие из них на всю жизнь остались прозябать в нищете. Еще большее число детей потеряло одного или обоих родителей. И имейте в виду, что эти цифры не включают иракцев, которые погибли по косвенным, но связанным с войной причинам, таким как перебои с подачей питьевой воды и электричества из-за бомбардировок США и ущерба, нанесенного инфраструктуре страны.
Американский пример в Ираке
На первом этапе войны, в годы правления Буша, четыре миллиона иракцев оказались перемещенными лицами, около 1,5 миллиона покинули Ирак, а остальные остались внутри страны. Многие так и не смогли вернуться домой. Однажды вечером летом 2008 года, когда я брал интервью у иракских беженцев в Аммане в Иордании, я ужинал с парой квалифицированных иракских специалистов — архитектором и врачом. Я заметил, что самое страшное в гражданской войне Ираке, похоже, позади, и спросил, планируют ли они вернуться в Багдад. Мужчина был суннитом, его жена шииткой. Она объяснила, что их дом находился в престижном шиитском районе, и они боятся возвращаться, так как многие районы были этнически очищены от соперничающего религиозного течения.
Другой человек — назовем его "Мустафа" — жил тогда в изгнании в трущобах Восточного Аммана. Члены его суннитской иракской семьи, которым было отказано в разрешении на работу, жили на свои таящие сбережения. Его жена подумывала заняться шитьем, чтобы сводить концы с концами. Мустафа объяснил, что получил в почтовом ящике своей старой багдадской квартиры конверт от воинствующей шиитской милиции, в котором говорилось, что если он и его семья не покинут жилье в течение суток, то все они будут мертвы. Поэтому он и его жена тут же упаковали все, что могло влезть в их машину, разбудили детей и девять часов ехали в Амман. Тут Мустафа заколебался. Он огляделся по сторонам и понизил голос. По его словам, он получал письма с угрозами даже в Иордании и переехал и здесь в другую квартиру. Шиитские боевики все еще следили за ним и, вероятно, проникли в иракскую общину экспатриантов. Так что нет, заверил он меня, он сам и его жена никак не смогут вернуться домой в Багдад в нынешних обстоятельствах.
При американцах безопасности не существовало ни для кого. Два десятилетия назад ставленники Буша распустили старую иракскую армию, но не смогли сформировать новые эффективные вооруженные силы или создать профессиональную полицию. Я посещал Багдад в мае 2013 года в период "междуцарствия" между двумя американскими кампаниями в Ираке, чтобы принять участие в международной конференции. Наши добрые иракские хозяева возили нас в Национальный музей и в хорошие рестораны. Для этого, однако, нам пришлось втиснуться в белые фургоны, окруженные машинами иракской армии, которые вытеснили весь остальной транспорт с дороги и обеспечивали, чтобы наша колонна нигде не останавливалась и, следовательно, не стала мишенью для засады.
Twitter (США): "оружие массового поражения" в Ираке оказалось золотыми слитками"Редкие фотографии, как армия США захватывает "оружие массового поражения" в "относительно нецивилизованном" Ираке, где я начинал свою дипломатическую карьеру", – твитнул китайский консул в Ливане Цао И, опубликовав фотографии американских военных со слитками золота.
03.03.202200
Катастрофическая агрессивная война Буша стала тем "подарком" иракскому народу, за который он до сих пор продолжает "отдариваться". Разрушение в результате этого вторжения США иракского общества и его правительства в конечном итоге проложило путь ИГИЛ** к захвату более 40% территории этой страны в 2014 году. Шесть миллионов иракцев бежали от жестоких боевиков, а полтора миллиона из них все еще находятся в положении перемещенных лиц. Некоторые бежали в Турцию, где их жизнь совсем недавно была вдобавок разрушена еще и землетрясением, случившимся в феврале 2023 года.
Сегодня иракская государственная казна пуста, хотя с 2003 года страна должна была заработать 500 миллиардов долларов доходов от продажи нефти. Коррупция и неэффективность стали отличительной чертой нового порядка. Нестабильное правительство, созданное США, в котором доминируют шиитские религиозные партии, с 2018 года сменило трех премьер-министров. Уверенность журналиста Джона Голдберга в том, что иракцам понравится новая Конституция страны, разработанная по американским указкам в 2005 году, оказалась совершенно неуместной. Голдберг был печальным образцом интеллектуалов, выступавших за иракскую войну, которые настаивали на том, что их правые убеждения наделяют их "высшими суждениями" о стране, о которой они, по сути, почти ничего не знали.
В самом Ираке в последние годы толпы молодежи неоднократно выходили на улицы, чтобы потребовать от правительства хоть какого-то политического курса и выполнения своих обязанностей. Нынешний премьер-министр Мохаммад Шайа аль-Судани близок к поддерживаемым Ираном ополченцам, которые сейчас играют огромную роль в иракской политике. Оказалось, что если кто и выиграл войну в Ираке, так это Иран.
Экономисты подсчитали, что стоимость войны для Соединенных Штатов, если добавить уход за ранеными ветеранами в течение всей их оставшейся жизни, уже достигла шести триллионов долларов еще до кампании против ИГИЛ** 2014–2019 годов. Без сумм, потраченных впустую в Ираке, наш государственный долг был бы ниже годового валового национального продукта, что поставило бы нас в гораздо более выгодное экономическое положение в 2023 году.
<...>
Одной из мантр правительства США сегодня, перед лицом неизбежных жестокостей, связанных с проведением Россией своей военной спецоперации на Украине, является поднятие на щит "Устава Организации Объединенных Наций" и "международного порядка, основанного на правилах". Это, по мнению Вашингтона, конечно, контрастирует с тем, что отстаивает "мировой изгой" — путинская Россия. С российской экономикой обращаются так же, как с иранской, подвергая ее безжалостным санкциям и бойкотам. Резолюция Сената, автором которой является Линдси Грэм, призывает Международный уголовный суд, полномочия которого, кстати, США даже не признают, предать российских высших чиновников суду за военные преступления.
А ведь тот же Грэм был одним из главных вдохновителей не менее незаконной войны в Ираке. Лицемерие такого масштаба едва ли украшает нашу страну, которая все еще стремится быть ведущей силой на этой планете.
Оглядываясь назад, можно сказать, что к двадцатой годовщине катастрофического решения о вторжении в Ирак мы потеряли гораздо больше, чем одно лишь доверие к нам со стороны Глобального Юга или даже подлинную приверженность международному праву.
Как страна, мы потеряли свои моральные ориентиры. И теперь, прикрываясь российскими "жестокостями" на Украине мы стараемся вытравить из себя всякую память о созданном именно нами примере, который мы подавали в Ираке, а также о тех преступлениях, которыми этот наш пример сопровождался.
Автор: Джуан Коул (Juan Cole) — профессор истории Мичиганского университета.
*Организация признана террористической, ее деятельность в РФ запрещена
**Организация признана террористической, ее деятельность в РФ запрещена