Американское единодушие по украинскому вопросу дает трещины

FP: в США растет число противников поддержки конфликта на Украине

Читать на сайте inosmi.ru
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
На президентских выборах в США украинский вопрос не станет самым важным – на его месте окажутся внутренние проблемы, пишет Foreign Policy. Однако он повлияет на результаты голосования, которые будут зависеть от трех вероятных сценариев развития событий.
Как этот вооруженный конфликт может отразиться на президентской гонке в 2024 году.
Читайте ИноСМИ в нашем канале в Telegram
Большую часть первого года российской военной операции на Украине американская политика "останавливалась у кромки воды". Это такая расхожая фраза, означающая, что внешняя политика обычно менее узкопартийна и ангажирована, чем внутренняя. Она обнажала определенные слабые места, однако единодушие по вопросу украинского конфликта и активная поддержка Украины Соединенными Штатами в основном превалировали. Сейчас все иначе. Вопрос о том, насколько глубоко Америка должна втягиваться в российско-украинское противостояние, начал влиять на предвыборную политику конгресса и Республиканской партии, и он наверняка окажет свое воздействие на президентские выборы 2024 года.
Отчасти это настоящие дебаты по вопросам политики. В некоторых случаях, когда политика слишком быстро останавливалась у кромки воды – во Вьетнаме в 1960-е годы, в Ираке в 2003-м – возникал глубоко ошибочный курс действий. Не кто иной, как председатель Объединенного комитета начальников штабов генерал Марк Милли усомнился в способности Украины одержать военную победу. Неизменно центристский аналитический центр RAND задал вопрос: "Чем это закончится?" В ответ многие журналы, и среди них Foreign Policy, опубликовали статьи с разнообразными мнениями об оптимальной стратегии США.
Начались содержательные дебаты, однако узкопартийная политика все равно усиливается.
Когда на Украине начались боевые действия, ее решительно поддерживали обе партии. В марте прошлого года исследовательский "Чикагский совет по глобальным делам" провел социологический опрос, который показал, что санкции против России поддерживают 82% демократов и 75% республиканцев. За поставки оружия и предоставление материальной помощи Украине выступали 83% демократов и 80% республиканцев. Экономическое содействие этой стране поддерживали, соответственно, 85 и 74 процента. К июлю 2022 года межпартийный раскол мнений немного усилился, но был весьма незначительным. Лидеры республиканцев начали чаще критиковать Байдена, но делали это очень осторожно.
Но к ноябрю 2022 года, когда наступил избирательный сезон, разница во мнениях увеличилась. За поставки оружия и предоставление материальной помощи Украине теперь выступали 76% демократов и 55% республиканцев, то есть, разница увеличилась с трех до 21%. За экономическую помощь Киеву теперь был 81% демократов и 50% республиканцев. Таким образом, в этом вопросе разница увеличилась с 11 до 31%. Антироссийские санкции по-прежнему поддерживали обе партии – 83% демократов и 73% республиканцев, то есть, разница увеличилась с семи до 10%. Но если говорить о поддержке Украины невзирая на повышение цен на бензин и продовольствие, то здесь число сторонников такой поддержки среди республиканцев уменьшилось с 50% в июле до 33% в ноябре, а среди демократов всего с 69% до 61%. Таким образом, разница увеличилась с 19% до 31%.
Слушания в комитетах палаты представителей стали намного напряженнее. Конгрессмены задают все более резкие вопросы чиновникам из администрации Байдена. Скоро администрация может попросить о дополнительных ассигнованиях, но в этом случае она попадет в настоящий шторм. Как показал проведенный в январе 2023 года CBS News опрос, в целом увеличение помощи Украине поддерживает 64% республиканцев; однако среди приверженцев лозунга "Снова сделаем Америку великой" таких всего 36%. Республиканцы в сенате, такие как лидер меньшинства Митч Макконнелл и заместитель председателя комитета по иностранным делам Джим Риш, пытаются нейтрализовать такое отношение своими заявлениями в поддержку Украины. Но этот вооруженный конфликт стал одним из вопросов, по которым спикер палаты представителей Кевин Маккарти дал обещания членам своей фракции правого толка, чтобы получить этот пост.
Член палаты представителей Марджори Тейлор Грин, которая во время выборов 2022 года заявляла о заговоре компании FTX, связанном с криптовалютой, и утверждала, что деньги, выделяемые на военную помощь Украине, идут на кампанию демократов, решила пойти еще дальше в нагнетании обстановки. Выступая в начале марта на совещании комитета консервативных политических действий, она сказала: "Украинский президент Владимир Зеленский хочет, чтобы наши дочери и сыновья ехали туда погибать".
В прошлом месяце пока не объявленный официально, но уже ставший кандидатом в президенты фактически губернатор Флориды Рон Десантис решительно включил украинский вопрос в республиканскую предвыборную повестку. В разговоре с Такером Карлсоном он назвал этот конфликт всего лишь "территориальным спором" между Украиной и Россией, а не нападением второй на первую. Он заявил, что конфликт не входит в сферу жизненно важных интересов США, явно намереваясь побороться на праймериз с экс-президентом Дональдом Трампом за голоса приверженцев лозунга "Снова сделаем Америку великой". Десантис разговор о конфликте на Украине перевел в другое русло, выдвинув призыв Трампа "Америка прежде всего" в собственной версии. Он заявил, что направленные на Украину миллиарды следовало потратить дома, а оружие сохранить для защиты южной границы США от наркоторговцев и им подобных. А еще он отличился как сторонник жесткого курса в отношении Китая, назвав Россию "третьеразрядной" угрозой и заявив, что она не должна отвлекать нас от зловещей "большой опасности". Но очевидно, Десантис ощутил необходимость ответить возмущенному республиканскому истэблишменту. В конце он смягчил свое заявление, вспомнив, как в начале своей карьеры был сторонником Рейгана и резко отзывался о России.
Бывший губернатор Южной Калифорнии и уже объявленный кандидат в президенты Никки Хейли попыталась воспользоваться критикой в адрес Десантиса и заявить претензии на более традиционный консервативный интернационализм республиканцев. Но в этом сегодняшняя Республиканская партия отличается от своей предшественницы из эпохи холодной войны, у которой на вооружении был лозунг "мир посредством силы". В те времена интернационалисты одерживали верх над изоляционистами в президентской гонке. Так, в 1952 году генерал Дуайт Эйзенхауэр победил "непоколебимого изоляциониста" сенатора из Огайо Роберта Тафта при выдвижении партийных кандидатов. В 1992 году Джордж Буш-старший одолел Патрика Бьюкенена (изоляциониста и шовиниста по целому ряду оценок). Но в 2016 году, когда за выдвижение кандидатом в президенты от республиканцев боролась целая когорта консервативных интернационалистов, включая Марко Рубио, Джеба Буша, Теда Круза и Линдси Грэма, всех их оставил позади Трамп со своим боевым кличем "Америка прежде всего".
Кто бы ни стал кандидатом от Республиканской партии, он, скорее всего, будет из числа критиков Украины, нежели из числа ее сторонников. И на всеобщих выборах это даст партии определенные преимущества.
В прошлом году была проведена серия социологических исследований с вопросами об Украине, и они показали, что Байден получает более низкие рейтинги одобрения, чем сама политика в отношении Киева. В мае 2022 года опрос провел Мэрилендский университет. Он показал, что "американская" политика пользуется большим одобрением, чем "политика администрации Байдена". В октябре 2022 года в ходе опроса Reuters/Ipsos выяснилось, что 66% одобряют поставки оружия на Украину, а 59% финансовую помощь. И всего 46% положительно отозвались о том, как "Байден ведет дела на Украине". Если сохранить политическую направленность вопросов, но убрать из них Байдена, 69% поддержали бы на промежуточных выборах тех кандидатов в конгресс, которые выступали за военную помощь Украине.
То, как Украина повлияет на всеобщие президентские выборы в 2024 году, будет зависеть от трех вероятных сценариев. Один из них поможет Байдену, хотя очень незначительно, а два могут существенно навредить ему.
1. Украина побеждает. Это значит, что конфлик заканчивается, Россия выводит свои войска на те рубежи, где они находились до начала специальной военной операции, вхождение Крыма в состав России отменяется или не отменяется, а достигнутое мирное соглашение считается прочным и действенным. Байден в таком случае может по праву заявить, что успех достигнут благодаря ему, и что его политика оказалась важнейшим фактором. Но внешнеполитические победы редко помогают президентам в процессе переизбрания. В 1992 году тогдашний президент Джордж Буш-старший проиграл борьбу за переизбрание, хотя и одержал крупную победу в 1991 году в войне в Персидском заливе. В 2004 году общественное мнение было все еще за войну в Ираке, а у кандидата от демократов Джона Керри было множество недостатков. Тем не менее, действующий президент Джордж Буш-младший переизбрался с большим трудом. На других недавних выборах, например, в 2000 году, когда Эл Гор соперничал с Джорджем Бушем, в 2008-м, когда Барак Обама выступал против Джона Маккейна, и в 2016-м, когда Трамп боролся с Хиллари Клинтон, кандидаты с более сильной внешнеполитической программой потерпели поражение.
2. Украина проигрывает. Политика администрация Байдена подвергается критике как за слабость, так и за чрезмерность. Кандидат от республиканцев наверняка будет выдвигать оба аргумента. Если бы Соединенные Штаты и НАТО сделали для Украины больше, и сделали это быстрее, Россия не одержала бы победу. Своими невнятными действиями Вашингтон просто разбазарил деньги американских налогоплательщиков.
3. Конфликт продолжается. Байден сможет не без оснований говорить о том, что коль Украина держится, значит, он проводит правильную политику. Маленький выстоял в борьбе с большим. А конфликты порой длятся годами. Нельзя сходить с избранного курса. На кону американские ценности, интересы и репутация, причем как напрямую, так и опосредованно, поскольку Китай извлечет уроки из увиденного на Украине.
История показывает, что далеко не впервые прекращение войн или отказ от участия в них становится выигрышной позицией для кандидата в президенты. В 1916 году Вудро Вильсон, проводя свою кампанию по переизбранию, подчеркивал, что он удерживает Соединенные Штаты от вступления в Первую мировую войну с самого ее начала в 1914 году. Франклин Рузвельт предпринял определенные шаги для подготовки страны к войне, однако посчитал, что во время кампании по переизбранию в 1940 году ему необходимо сдержать свое обещание и не отправлять американских солдат на фронт. Ричард Никсон всячески нахваливал свой якобы секретный план прекращения войны во Вьетнаме, и это стало ключевым фактором, обеспечившим ему победу на выборах в 1968 году (хотя на самом деле он активно ставил палки в колеса проходившим в то время мирным переговорам). Обещание Обамы прекратить войну в Ираке в политическом плане возымело гораздо большее действие, нежели твердая решимость Маккейна выиграть эту войну. Трамп еще до начала своей президентской гонки в 2016 году прилюдно заявлял, что война в Афганистане – это "полный отстой", и что Америке "пора возвращаться домой".
Усталость растет, боевой дух Украины падает — и поражение все реальнееРоссийская спецоперация длится уже больше года, и моральный дух украинцев падает, пишет экс-посол США в Финляндии Эрл Мак в статье The Hill. Его возмутила оказываемая помощь Киеву. Украинским солдатам приходится сражаться не на современных танках, а на экспонатах из "музеев времен холодной войны".
В 2024 году Украина не станет самым важным вопросом. Ее место наверняка займут внутренние проблемы, культурные войны и личности. Свою роль в гонке также сыграют воинственные возгласы по поводу Китая. Но мы должны помнить, что в 2020 году в Джорджии разрыв между кандидатами составил всего 0,23%, в Висконсине 0,63%, а в Пенсильвании 1,16%. Так что даже если всего несколько процентов избирателей будут голосовать, думая об Украине, небольшой отрыв может оказаться решающим.
Автор: Брюс Джентлсон (Bruce W. Jentleson)
Обсудить
Рекомендуем