Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Решение ОПЕК+ сократить добычу – это "капитуляция" перед снижением спроса на нефть в будущем, пишет Дэвид Фиклинг в статье для Bloomberg. Страны картеля хотят получать больше денег, но не считают, что увеличение объемов поможет им в этом.
Нефтедобытчики хотят от рынка больше денег. Хотя решение сократить добычу – хорошая новость для цен, оно сигнализирует о неверии в спрос.
Каково это, когда крупнейшие нефтедобывающие страны мира капитулируют перед снижением спроса на свою продукцию? Как раз это мы сегодня и наблюдаем.
В выходные дни ОПЕК+ неожиданно объявила о сокращении добычи более чем на 1,1 миллиона баррелей. В прошлом месяце об уменьшении объемов на 500 тысяч баррелей в день заявила Россия. Такие действия с ног на голову переворачивают оптимистические прогнозы по потреблению нефти. Большинство аналитиков рассчитывало, что такой неуверенный спрос, из-за которого 19 марта марка Brent опустилась в цене до 15-месячного минимума, сменится во второй половине года ненасытным аппетитом потребителей во всем мире, поскольку и воздушные, и автомобильные перевозки наконец-то восстановились до уровня, который был перед пандемией.
Международное энергетическое агентство в прошлом месяце сообщило, что в последнем квартале спрос увеличится до 103,5 миллиона баррелей в день, что на 2,2 миллиона больше сегодняшнего уровня и существенно превосходит объем предложения. Теоретически таких условий должно быть вполне достаточно для естественного роста цен безо всякого вмешательства со стороны ОПЕК, поскольку сокращение имеющихся запасов приведет к гонке за оставшиеся объемы. Но сейчас все говорит о том, что министры стран-членов ОПЕК думают иначе.
Почему российские нефть и газ по-прежнему идут через УкраинуРоссийские нефть и газ продолжают поставляться через Украину, несмотря на вооруженный конфликт между сторонами, пишет The Economist. У этого "парадокса" очень простое объяснение: эти ресурсы очень нужны Европе, а значит, и Киеву, который боится лишиться ее поддержки.
01.04.202300
С одной стороны, сокращение предложения явно свидетельствует о снижении спроса в ближайшей перспективе. Даже если оно составит всего один миллион баррелей или около того, общемировой дефицит поставок во второй половине года будет примерно таким же, каким он был в 2021 году, когда цены на нефть практически удвоились и подобрались к сегодняшней отметке в 80 долларов за баррель. Трудно поверить, что ОПЕК пошла на такое радикальное сокращение ради "стабильности рынка". Скорее, нефтедобытчики следят за оценками трейдеров, которые в прошлом месяце опустили цены на 4,9%, полагая, что спроса, прогнозируемого на вторую половину года, все же не будет.
Но более показательно то, что данное объявление говорит о спросе в долгосрочной перспективе. У ОПЕК+, в частности, у главных ее членов из Персидского залива, будут самые низкие эксплуатационные затраты в мировом нефтяном секторе, причем так будет всегда. Если рынок растет или стабилен, они должны использовать свои рекордные прибыли на увеличение собственной доли переработки, удерживая цены на достаточно комфортном уровне, чтобы потребители не изменили свои привычки и не нанесли вреда рынку, – например, не отказались от авиаперелетов и не стали покупать электромобили вместо прожорливых внедорожников.
Но сейчас мы стали свидетелями совсем иного поведения. Посмотрим на эти сокращения добычи с иной точки зрения. Представим, что ОПЕК+ все же ожидает роста потребления во второй половине года, но просто алчно стремится к увеличению нефтяных доходов. Такое поведение в данном случае вполне логично, поскольку увеличение цен с лихвой компенсирует сокращение добычи у ключевых членов картеля.
Тогда возникает другой вопрос. Зачем этим странам понадобилось больше денег, и что они намерены с ними делать.
В Саудовской Аравии, которая явно является крупнейшим игроком на рынке, эти средства точно не пойдут на строительство дополнительных мощностей по добыче.
Объявляя в прошлом месяце результаты за год, руководитель Saudi Arabian Oil Co. Амин Насер решительно отверг предположения аналитиков о том, что компания использует часть своей чистой прибыли, составляющей 159 миллиардов долларов, на увеличение расходов. Капитальные затраты в середине десятилетия просто выйдут на постоянный уровень, и лишь половина из них пойдет на увеличение добычи. А наращивание добывающих мощностей предусмотрено в объеме не более 13 миллионов баррелей в день. Это весьма скромное увеличение по сравнению с сегодняшним уровнем, особенно если принять во внимание инфляцию.
Мы видим, что инвестиции идут на что угодно, но только не на увеличение добычи. На прошлой неделе стало известно о выделении семи миллиардов долларов на строительство НПЗ в Китае. В феврале были подписаны контракты на сумму 8,5 миллиарда долларов на строительство завода по производству "зеленого" водорода вблизи запланированного к созданию города Неом около иорданской границы. 8,8 миллиарда долларов пойдет на сооружение новых туристических объектов на Красном море, а 50 миллиардов на застройку окраин Эр-Рияда. В целом правительство рассчитывает к 2030 году инвестировать примерно 1,3 триллиона долларов с целью диверсификации экономики и сокращению ее зависимости от нефтедобычи.
Российский газ хлещет в Испанию. Ни правительство, ни Брюссель не знают, как это остановитьИспания импортирует рекордные объемы сжиженного природного газа из России, пишет автор статьи El Confidencial. И этот СПГ становится все более популярным в Евросоюзе. Причина: на него не действуют ограничения ЕС.
02.04.202300
Прибыли у нефтедобытчиков с самыми низкими производственными затратами в данный момент более чем великолепны. Но в отличие от предыдущих периодов бурного роста, они не инвестируют эти деньги в будущее. Если в США количество действующих буровых установок более или менее вернулось на допандемийный уровень, то на Ближнем Востоке им с трудом удается выйти на три четверти от прежних показателей.
ОПЕК+ хочет получать больше денег на нефтяном рынке, однако не считает увеличение добычи оптимальным способом добиться этого. Это оптимистический сигнал для цен, но что касается спроса, то здесь прогнозы полны пессимизма.
Автор статьи: Дэвид Фиклинг (David Fickling)