Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Российская спецоперация на Украине приблизила "звездный час" стран Восточной и Центральной Европы, которые смогли выйти из тени своих западных соседей и начать задавать тон в ЕС. Но их радость долго не продлится, пишет "Хуаньцю шибао". Подобное усиление — не более чем иллюзия.
С начала украинского кризиса все чаще звучат голоса, которые говорят, что баланс сил внутри ЕС начал смещаться на восток. С давних пор жители стран Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ) считаются в Евросоюзе "гражданами второго сорта" и почти не имеют права голоса. Но сейчас для этого региона настал "звездный час": их позиции и политические предложения по конфликту превращаются в общую позицию ЕС, их критика традиционных европейских держав, таких как Германия и Франция, становится все более откровенной и резкой, а поддержка украинских беженцев, поставки оружия и финансовая помощь Киеву — все более мощными. По меньшей мере в отношении этого кризиса ЦВЕ сыграла немалую роль внутри ЕС: именно она подталкивала блок к ужесточению санкций против России и активно продвигала содействие Украине, чтобы последняя одержала полную победу над соперницей.
Почему страны Центральной и Восточной Европы, которые всегда были на задворках континента, вдруг "вышли на сцену"? На то есть несколько причин. Во-первых, эти государства считают, что "имеют право голоса" в украинском вопросе. В силу географических и исторических причин большая часть держав ЦВЕ ненавидит и боится Россию, — особенно Польша и граничащие с ней прибалтийские страны. Они всегда надеялись, что позиция ЕС по отношению к Москве будет жесткой, и выступали против сближения с Россией, которое продвигали западноевропейские страны, например, Франция и Германия. Конфликт на Украине позволил некоторым странам ЦВЕ открыто заявить о давно накопившемся недовольстве партнерами по региону. Премьер-министр Польши Матеуш Моравецкий публично заявил: "Мы были правы, а вы ошибались". Однако, даже если Париж и Берлин недовольны подобными обвинениями со стороны Варшавы и других, пока что они могут только молчать и действовать сдержанно. Им приходится уступать давлению ЦВЕ: когда Польша заявила, что собирается направить свои танки Leopard на Украину даже без согласия Германии, последней пришлось ускорить приготовления и согласиться на передачу танков Киеву.
Трения в отношениях Германии и Польши свидетельствуют о трещинах в едином украинском фронтеНапряженность в отношениях Германии и Польши рискует подорвать совместные усилия западных стран по вооружению Украины, сообщает Bloomberg. Варшава критикует Берлин за "медлительность" в поставках. В Германии трения объясняют приближением выборов в Польше.
06.03.202300
Во-вторых, влияние западноевропейских стран, особенно Франции и Германии, ослабилось. В последней правит трехпартийная коалиция, и канцлер Олаф Шольц довольно ограничен в принятии решений. Президент Франции Эммануэль Макрон в 2022 году победил на президентских выборах и благополучно прошел парламентские, но, хотя он имеет право определяющего голоса, его сдерживают немало факторов. В отличие от правительства и народа Польши и других стран, где в основном достигнут консенсус по поводу украинского кризиса, в государствах Западной Европы, таких как Франция, Германия и Италия, звучат разные голоса, а общественное мнение раздроблено; более того, там действуют пророссийские и антивоенные силы. Все это существенно лимитирует действия властей. Поэтому страны Западной Европы не могут действовать в вопросе Украины столь же решительно, как Польша и другие восточные державы континента. К тому же противоречия между Берлином и Парижем относительно велики, и им тяжело сформировать единый фронт.
В-третьих, страны Центральной и Восточной Европы получили решительную поддержку со стороны США. Еще в период Дональда Трампа США стали больше "искушать" эти государства, пытаясь использовать их для укрепления своего влияния на ЕС и контроля над ним. Администрация Джо Байдена продолжила политику предшественника, уделяя много внимания ЦВЕ. С момента начала украинского кризиса Соединенные Штаты неоднократно выказывали им свое одобрение — к примеру, Байден посетил Польшу дважды в течение одного года и даже принял участие в саммите "Бухарестской девятки". Америка является лидером западного мира, а украинский кризис усилил чувство незащищенности у Европы, из-за чего возросло значение и влияние США. В таких условиях поддержка Вашингтона естественным образом повысила статус Центральной и Восточной Европы в ЕС.
Тем не менее следует отметить, что усиление голоса стран ЦВЕ вызвано скорее инерцией, чем их реальным укреплением. И эта инерция в большей степени распространяется на единственную область — украинский кризис. Лидирующая роль Центральной и Восточной Европы в вопросе помощи Киеву не отразилась на ее влиянии на другие направления политики ЕС. Типичен в этом плане пример Польши. До начала российской спецоперации Варшава была в конфронтации с Евросоюзом из-за внутренних реформ: ЕС, Берлин, Париж и другие обвиняли ее в нарушении ценностей блока, и страну оштрафовал Европейский суд. ЕС отложил выплату причитающейся Польше доли из фонда восстановления ЕС после пандемии, сумма которой составляет около 35 миллиардов евро — а эти деньги крайне важны для страны, переживающей серьезные экономические трудности. Хотя Польша внесла "выдающийся вклад" в прием украинских беженцев и помощь Киеву, ЕС не проявил снисходительность и отказался предоставить ей средства, даже после того, как Варшава пошла на серьезные уступки.
Вооруженный конфликт на Украине сделал Восточную Европу сильнее. Но сохранится ли такая новая расстановка сил и влияния в ЕС?К опасениям бывших советских сателлитов по поводу России не относились серьезно, но после начала конфликта на Украине их стали называть провидцами, пишет The Economist. Их голос в Европе становится громче. Однако не факт, что полученное влияние сохранится, отмечает автор статьи.
01.03.202300
Все это связано с тем, что силовой статус Центральной и Восточной Европы — по сравнению с Западной — принципиально не изменился. Уровень влияния страны или группы стран внутри ЕС зависит от населения и экономической мощи, и здесь державы западной части региона по-прежнему владеют абсолютным преимуществом. Население "Бухарестской девятки" составляет менее 1/5 от общей численности населения Европы, а их ВВП — лишь около 1/10. Все государства ЦВЕ являются чистыми бенефициарами бюджета ЕС, то есть они получают от Евросоюза больше денег, чем вносят в его бюджет. Причем средства, которые им даются, — это суммы, выделяемые западноевропейскими странами, особенно Германией и Францией.
Хотя после вступления в ЕС страны ЦВЕ постепенно приближаются к принятым в блоке стандартам жизни, они все еще сильно отстают. И прогнозы могут стать еще более пессимистичными: с одной стороны, их население убывает, в основном из-за миграции в Западную Европу; с другой — из-за влияния украинского кризиса темпы роста экономики ЦВЕ замедлились. Поскольку Германия и Франция также столкнулись с крупными экономическими трудностями, в будущем их поддержка центральных и восточных соседей может ослабнуть. Таким образом, экономический спад или даже стагнация в ЦВЕ обернется худшим, нежели просто краткосрочным событием.
ЦВЕ действительно на "гребне волны", но это лишь временное явление, вызванное украинским кризисом, которому не хватает устойчивости. Поэтому так называемый сдвиг в европейском балансе сил на восток — это не более чем иллюзия. Хотя ЕС временно достиг консенсуса касательно краткосрочных целей на Украине, долгосрочные стремления сторон не совпадают, и со временем эти различия приведут к серьезным разногласиям. Париж и другие не хотят становиться вассалами Вашингтона, и они все еще надеются, что Евросоюз сможет добиться стратегической автономии. Поэтому Западная Европа недовольна тем, что ЦВЕ всецело опирается на Штаты и тем самым подрывает стратегическую независимость континента.
В долгосрочной перспективе ЦВЕ будет находиться в положении слабого. Коренные противоречия между Западом и Востоком региона в отношении беженцев, ценностей, размещения капитала и направления интегрированного развития никуда не исчезли, они были лишь в определенной степени "сглажены" украинским кризисом. В будущем их разногласия могут обостриться и расшириться. Более того, в период после украинского конфликта положение стран Центральной и Восточной Европы в ЕС может оказаться еще более сложным.
Автор: Чжан Цзянь (张健) — помощник директора Китайской академии современных международных отношений и директор Института Европы при том же учреждении