Эжени Бастье: унижение как ключ к пониманию геополитики

Le Figaro: во Франции попытались объяснить действия России чувством унижения и протеста

Читать на сайте inosmi.ru
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
В Париже вышел научный исторический труд, автор которого, Этьен де Гель, сочувствует России 90-х. Он описывает, как пережитое тогда "унижение" оттолкнуло русских от Запада, и как этот процесс привел к началу спецоперации на Украине. Редакция Le Figaro представляет отклик на книгу.
Русские, арабы, немцы: Этьен де Гель (Étienne de Gail) исследует три случая, когда чувство унижения было возведено в коллективную страсть как движущая сила истории.
Читайте ИноСМИ в нашем канале в Telegram
"Мы не должны унижать Россию" — эта фраза Эммануэля Макрона, произнесенная в июне прошлого года, вызвала споры, а порой и снисходительные усмешки. Но это тот случай, когда президент нашей Республики как раз прав, он указывает на унижение как на "стратегическую причину" многих международных кризисов. Чувство унижения — основная тема книги специалиста по геополитике Этьена де Геля, в которой исследуется эта мощная движущая сила истории разных народов.
Как хороший ученик бывшего министра иностранных дел Франции Юбера Ведрина, написавшего предисловие к его книге, Этьен де Гель рассматривает развитие мира через призму реализма: каковы реальные последствия чувств людей? Неважно, настоящее унижение или выдуманное, но "чувство унижения" остается одной из мощных движущих сил истории. "Те, кто верят, что люди будут следовать своим интересам, а не своим страстям, ничего не поняли в XX веке", — сказал как-то политолог Раймон Арон. Это так же верно и в XXI веке. Либеральная утопия международного порядка, основанного на разуме и управлении коллективными страстями, испарилась. Прошли те времена, когда можно было предсказать, как американский журналист Томас Фридман в 1999 году, что "две страны, в каждой из которых есть McDonald’s, никогда не воевали друг с другом в прошлом и не будут воевать в будущем". Эмоции граждан нашли свое отражение в политике, будь то появление всех видов популизма или возвращение вооруженного конфликта в страны Запада.
Президент России Путин: все нынешние проблемы начались после развала СССР, для раскачки создали пятую колонну
Бичевание "прискорбных страстей населения" как глупых коллективных заблуждений вряд ли уменьшит разрушительный потенциал чувства обиды. "С геополитической точки зрения обида приводит к опустошительным и непредсказуемым последствиям, когда она проникает в эмоциональную жизнь людей", — пишет де Гель. Коллективное негодование сегодня приобретает новое измерение благодаря цифровым сетям мира, которые создают беспрецедентные "технологические условия для выплеска страстей, при котором даже мнимая обида берет страшный реванш в реальности". Сегодня более чем когда-либо необходимо извлечь уроки из прошлого, чтобы понять настоящее.

Список жаждущих мести: США и Китай не исключаются

Исторических примеров, когда чувство униженности оказывалось в основе международных сдвигов, немало: от захвата заложников в американском посольстве в Тегеране в 1979 году, унизившего американскую империю, до китайского националистического реваншистского дискурса сегодня. Этьен де Гель выбрал три, которые особенно символично показывают, как это чувство может быть использовано в международных кризисах: постсоветская Россия, Ближний Восток после 1789 года и франко-немецкие отношения с начала XIX века.
Этьен де Гель хорошо описывает рост недовольства в России 1990-х годов, подпитываемого "шоковой терапией", навязанной Москве после краха коммунизма, и сжатием враждебного окружения в результате постоянного расширения НАТО. Чтобы понять силу обиды в русском понимании, можно обратиться к книге Светланы Алексиевич "Конец красного человека", где описывается ностальгия советского человека по коммунизму. "Была великая страна с очередью за туалетной бумагой", — говорит один из них. Это предпочтение величия, а не материального комфорта может показаться нам, западным людям, архаичным и надменным, но оно остается реальностью.
Этьен де Гель показывает, как обида русских постепенно превратилась в национальную страсть, и как этот процесс привел к началу спецоперации на Украине в феврале 2022 года. "Одним из негативных последствий унижения является то, что в конце концов оно толкает тех, кто был унижен, на опасные поступки", — пишет автор. Его можно упрекнуть в скрытом антиамериканизме, когда он осуждает "высокомерие" США в отношении России. Хочется в пику ему обратить внимание на то, что в последнее время именно русское, а не американское высокомерие заставляет мир сотрясаться. И сказать автору, что Москва не только "жертва" Запада, но и виновница своей собственной судьбы.

"Славного прошлого" не было?

Но затем де Гель приводит пример Ближнего Востока. История арабского унижения начинается в 1798 году с египетской экспедиции Бонапарта, когда впервые со времен крестовых походов европейская армия вновь пересекла Средиземное море с севера на юг. Все увидели подавляющее технологическое превосходство европейцев. Это ощущение унижения сохранится на протяжении всего XIX века и укрепится с колонизацией. Чувство приниженности перед современными европейцами тогда приведет к мифологизации в мышлении арабов якобы существовавшего славного прошлого мусульманской цивилизации. Это чувство унижения будет одновременно эксплуатироваться в XX веке арабским национализмом и исламизмом, и сегодня оно достигло апогея, вылившись от беспомощности в кровожадное джихадистское безумие.
Блинкен галопом по СССР: к черту права человека, главное – вернутьсяПосле бегства американских войск из Афганистана у США не осталось рычагов влияния в Центральной Азии, пишет Haqqin. Визитом в регион Блинкен хотел добиться усиления давления на Россию, но его план потерпел крах.
Наконец, для Этьена де Геля интересен пример франко-германских отношений. То немцы, то французы претерпели на протяжении более двух столетий ряд унижений друг от друга. Это вело к мести, напоминающей вендетту, от Йенского сражения Наполеона до двух мировых войн и нынешних трений по вопросам энергетики. Унижение, связанное с поражением французов в 1870 году, когда в Зеркальном зале Версаля была провозглашена Германская империя, получит зеркальное отображение 28 июня 1919 года, когда в том же месте будет подписан унизительный для Германии Версальский мирный договор. Остальное нам известно: Schandvertrag, объявление мира "договором позора", даст шанс Гитлеру, приведя к обострению в Германии пангерманистских настроений между двумя войнами. После Второй мировой войны было решено разорвать эту адскую спираль унижения путем восстановления Германии и замены соперничества на европейское строительство. Прекрасно понимая непрочность отношений между Германией и Францией, которые называют "парой" только с нашей стороны Рейна, Этьен де Гель напоминает, что соперничество между Францией и Германией длилось в три раза дольше, чем короткое безмятежное сотрудничество в период с 1958 по 1995 годы.

Объяснить — не значит оправдать

Можно вспомнить слова нашего экс-премьера Мануэля Вальса, заявившего после исламистских терактов 2013 года, что объяснение означает частичное оправдание. Даже если понятно желание наказать тех, кто утверждает, что оправдывает насилие социально-экономическими условиями виновных, эта фраза Вальса на самом деле неуклюжа и неправомерна.
В вопросах международных отношений объяснение также не является оправданием. Описывать чувство унижения, которое Россия испытала в 1990-е годы, не значит оправдывать воинственность Владимира Путина — точно так же, как бескомпромиссность Версальского договора не означает узаконивание роста нацизма или упоминание исторического унижения арабских стран не является оправданием убийственного безумия джихадистов.
Vae victis: горе побежденным. Это закон истории. Но есть и другой закон, о котором своевременно напоминает эта книга. Когда мы поддаемся искушению сокрушить побежденных, унижение становится той почвой, на которой зарождаются завтрашние конфликты — тогда горе победителям.
Обсудить
Рекомендуем