Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
В Германии прекратили работу последние три АЭС, пишет Spiked. Жители страны этим шагом озадачены: электричество и так дорогое, и окружающей среде оно тоже на пользу не пойдет. Но теперь немцам придется дорого заплатить за решение властей уступить "зеленой" идеологии.
Обычные немцы заплатят высокую цену за нагнетание экологических страхов представителями элиты.
В эти выходные Германия отключила последние три работающие атомные электростанции. Защитники окружающей среды отпраздновали это событие, назвав его кульминацией 50 лет борьбы. Действительно, на протяжении нескольких десятилетий антиатомное движение в Германии пользовалось массовой поддержкой. Но теперь, когда активисты наконец победили, многие начинают жалеть. Мрачная реальность энергетического кризиса заставила многих немцев пересмотреть свою точку зрения. Становится абсолютно ясно, что отказ от атомной энергетики может лишь еще больше усугубить ситуацию.
В основе антиатомного движения в Германии с момента его зарождения в середине 70-х годов лежал страх. На первых порах это было радикальное оппозиционное движение, действовавшее по большей части на задворках общества. Когда его представители устраивали демонстрации, против них выходили многочисленные силы полиции. В ходе одной демонстрации в 1986 году в немецкой деревне Вакерсдорф погибли несколько протестующих и один полицейский.
Общественное мнение начало меняться после Чернобыльской ядерной катастрофы, которая тоже случилась в 1986 году. Но даже после той страшной аварии немецкое правительство продолжало поддерживать атомную энергетику. Гельмут Коль, занимавший тогда пост канцлера, утверждал, что такая высокоиндустриальная страна, как Германия, не сможет без нее выжить.
Во многих отношениях атомная энергетика Германии – это яркий пример успеха. Немецкие атомные станции, построенные Siemens, считались одними из самых безопасных и эффективных в мире. Так, три последние отключенные станции, по оценке организации TÜV, отвечающей за ядерную безопасность в стране, находились в очень хорошем состоянии, хотя и были построены в конце 80-ых годов. Они вполне могли бы поставлять дешевое электричество еще очень много лет. С 2011 года, когда канцлер Ангела Меркель решила полностью отказаться от ядерной энергетики, в стране закрыли 17 атомных станций. До начала реализации ее программы по поэтапному отказу от атомной энергетики атомные станции обеспечивали четверть потребностей Германии в электроэнергии.
К тому времени, когда Меркель объявила о начале реализации этой программы, антиатомное движение уже успело набрать значительный вес. Ни одна партия не выступила против этого шага (популистская и проатомная "Альтернатива для Германии" тогда еще не существовала). Решение Меркель приветствовали и представители медиа-элиты. Даже бывший глава Siemens Петер Лёшер (Peter Löscher) поддержал ее линию, одобрив план по замене атомной энергетики возобновляемыми источниками энергии. Групповое мышление было настолько сильным, что тех, кто скептически относился к плану Меркель, зачастую высмеивали и изолировали. Инженеры-атомщики не видели для себя будущего в Германии, факультеты ядерной физики в университетах начали закрываться, а многие из лучших инженеров перебрались в Канаду и Соединенные Штаты.
Антиатомное движение в Германии основывалось на нагнетании страха, склонности принимать желаемое за действительное и полуправде. По-настоящему переломный момент настал в 2011 году, когда рядом с АЭС "Фукусима" в Японии произошли землетрясение и цунами. Антиатомное лобби, в которое входили многие влиятельные представители СМИ, постаралось изобразить произошедшее как "атомную катастрофу" и доказать этим, какую ужасную опасность несет в себе атомная энергетика. Совсем недавно, в марте, уважаемые немецкие газеты назвали 12-летнюю годовщину аварии на АЭС "Фукусима" причиной запрета атомной энергетики.
Истерические попытки разжечь панику вокруг "Фукусимы" заслонили собой то, что произошло на самом деле. Хотя то землетрясение действительно стало ужасной катастрофой, в конечном счете оно обернулось гибелью всего одного человека. Если принять во внимание статистику по всем подобным авариям, становится ясно, что атомная энергетика на 99% безопаснее, чем угольная и нефтяная.
Решение Меркель отказаться от ядерной энергетики не имело ничего общего с безопасностью. Так канцлер пыталась снискать расположение избирателей из среднего класса, которые склонялись в сторону зеленых, – весьма многочисленная прослойка немецкого электората. И это сработало. Что касается широкой общественности, то большинство людей доверяли ее суждениям, в основном из-за того, что в прессе много писали о полученной ей степени доктора в области естественных наук.
"Зеленые" долгое время были самой демонстративно антиатомной партией. Постепенно социал-демократы тоже стали относиться к атомной энергетике с определенной долей скептицизма. Но сегодня, когда и те, и другие оказались в правительстве страны и руководят процессом вывода атомных станций из эксплуатации, общественность уже охладела к этому курсу. Согласно результатам опросов, более половины немцев предпочли бы, чтобы Германия сохранила свои атомные станции. Это вряд ли должно кого-то удивлять с учетом того, что цены на электроэнергию в стране сегодня являются одними из самых высоких в мире – более чем на 70% выше, чем в среднем по Европе. Именно из-за этого такие энергоемкие компании, как BASF (крупнейший в мире химический концерн) и технологический гигант Siemens, объявили об упразднении тысяч рабочих мест. Хваленый производственный сектор Германии погрузился в глубокий кризис.
Между тем избиратели, встревоженные изменением климата, тоже озадачены этим решением. Они справедливо отмечают, что поэтапный отказ от атомной энергетики, не оставляющей углеродного следа, только подорвет попытки страны сократить выбросы углерода. Германия, которая получает значительную долю своей энергии за счет угля и газа, по объемам выбросов углерода уже значительно уступает Франции, где сейчас работает множество атомных станций. Как бы иронично это ни звучало, но именно благодаря усилиям экологов Германия довольно сильно отстает в области чистой энергетики.
Попытки немецкого правительства оправдать поэтапный отказ от атомной энергетики выглядят неубедительными. Министр экономики Роберт Хабек (Robert Habeck), являющийся членом Партии зеленых, на прошлой неделе пытался заверить общественность, что энергоснабжение Германии по-прежнему будет стабильным. Он также заявил, что строительство новых атомных электростанций обойдется слишком дорого. Между тем канцлер Олаф Шольц настаивает, что энергетический переход в стране не только не приведет к потере рабочих мест, но и поможет уменьшить уровень безработицы. В марте он заявил, что к 2030 году Германия "будет строить от четырех до пяти новых ветряных турбин каждый день и фотоэлектрические системы площадью более 40 футбольных полей".
Его словам мало кто верит. Даже общественная телерадиокомпания ARD, обычно не критикующая правительство, опровергла заявления Хабека о затратах на ядерную энергию. В недавнем документальном фильме она представила решение Германии как иррациональное и нелогичное. Она показал, что другие страны не только держатся за атомную энергетику, но и добиваются успехов в строительстве новых типов реакторов.
Обещание Шольца касательно чудесного появления новых "зеленых" рабочих мест тоже вызывает сомнения. В 2011 году правительство Меркель дало точно такое же обещание. Поначалу зеленые отрасли, такие как солнечная энергетика, процветали благодаря мощным государственным субсидиям. Но когда немецкое правительство сократило финансирование солнечной энергетики, значительная ее часть переместилась в Китай. За десятилетие с 2011 года, когда переход к зеленой энергетике шел полным ходом, Германия фактически потеряла сто тысяч рабочих мест в солнечной энергетике.
Главный вопрос – конечно же, почему. Почему правительство отказывается от дешевого, чистого и надежного источника энергии? И почему вместо него власти ставят на ненадежные возобновляемые источники энергии, которые сделают Германию зависимой от погодных условий и приведут к еще большему росту цен на электроэнергию?
Ответ кроется в силе "зеленого" движения в стране, породившего Партию зеленых, которая в настоящее время является младшим партнером в коалиционном правительстве Олафа Шольца. Десятилетняя борьба с ядерной энергетикой во многом обусловлена ее идеологией, направленной на сдерживание роста, – идеологией, которая широко распространилась среди представителей истеблишмента. Со своей стороны, у Шольца есть только один интерес – сохранить свою слабую коалицию. То есть он пожертвовал некогда мощной отраслью в угоду "зеленой" идеологии и партийной политике.
Немецкому народу неизбежно придется заплатить высокую цену за это фиаско. Негативная реакция на "зеленую" догму, из-за которой мы оказались в нынешнем положении, не заставит себя ждать.
Автор статьи: Сабина Бепплер-Шпаль (Sabine Beppler-Spahl)