Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Начавшаяся мировая тенденция к дедолларизации и протесты в адрес США со стороны европейских союзников, ставшие следствием украинского конфликта, подорвали американскую мощь. А без этих двух столпов — валюты и ЕС — Вашингтон не сможет вести эффективную борьбу против Москвы и Пекина, пишет SCMP.
Бразилия и другие страны предпринимают шаги по уменьшению своей зависимости от доллара, а Макрон высказывает противоречивые замечания, которые расшатывают европейскую позицию по Тайваню и делают ЕС более независимым от США. В таких условиях затягивание конфликта на Украине может предвещать геополитические сдвиги.
Сейчас есть одно модное словечко — "ускорение". Не успел я в конце прошлого месяца написать замечания в этой колонке об ускорении геополитических перемен после прихода к власти администрации Байдена, как мы стали свидетелями пресловутого ускорения этого самого события.
Сближение Саудовской Аравии и Ирана при посредничестве Китая и визит председателя КНР Си Цзиньпина в Россию, которые произошли в прошлом месяце, ведут к потенциальным сдвигам "тектонических плит" в мировой геополитике.
Особого внимания заслуживают два события: недавние разговоры о подъеме юаня и возможной дедолларизации, а также ажиотаж вокруг заявлений президента Франции Эмманюэля Макрона после его поездки в Китай в начале этого месяца.
После примирения с Ираном Саудовская Аравия обязалась инвестировать 10 миллиардов долларов в нефтехимическую промышленность Китая, что вселило в Пекин надежду на то, что вскоре Эр-Рияд также начнет принимать юани в качестве оплаты за экспорт черного золота.
Глобальный экономический порядок ждут перемены в условиях российско-украинского конфликта Экономика России в условиях конфликта превзошла все ожидания, пишет The Paper. Страна не просто выстояла перед санкциями. В условиях жестких ограничений она сформировала собственную модель развития, расширила сотрудничество с восточными партнерами и начала ответные действия против США.
21.02.202300
В то же время Бразилия начала проводить платежи в юанях при торговле с Китаем. Во время поездки в Пекин на прошлой неделе президент Бразилии Луис Инасиу Лула да Силва пошел еще дальше и призвал объединение БРИКС перейти на двустороннюю торговлю и инвестиции в местных валютах.
Кроме того, члены Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН) также рассматривают возможность снижения своей зависимости от доллара и других ключевых валют при внутрирегиональных расчетах. В частности АСЕАН предлагает отойти от Visa и MasterCard, составляющих американскую глобальную дуополию в сфере кредитных карт.
Однако следует отметить, что, хотя вокруг курса на дедолларизацию и подъема юаня поднялась большая шумиха, денежная единица США по-прежнему остается устойчивой доминантой.
Жалобы на монополию доллара в значительной степени отражают разочарование развивающихся стран в связи с ужесточением денежно-кредитной политики Федеральной резервной системы США, которая истощает их долларовые резервы. Между тем юань также становится жизнеспособной альтернативой для некоторых держав, учитывая их расширяющуюся торговлю с Поднебесной и зависимость от нее в плане инфраструктуры и промышленного развития.
Тем не менее те, кто беспокоится о будущем доллара, также правы: трещины в его господстве уже нельзя игнорировать.
Другим событием, которое попало в заголовки СМИ, стали противоречивые замечания Макрона после его визита в Пекин. Французский лидер заявил, что тайваньский вопрос не является кризисом Европы и что ЕС не следует становиться "вассалом" США. Его комментарии вызвали бурную реакцию по обе стороны Атлантики.
Некоторые фигуры, такие как сенатор США Марко Рубио, просто раскритиковали его, другие назвали причиной его слов склонность галлов к независимости, а третьи увидели в этом наивную попытку отвлечь внимание от внутригосударственных трудностей Макрона, спровоцированных пенсионной реформой.
Однако никто не разглядел в его словах призрака Шарля Мориса де Талейрана-Перигора, министра иностранных дел Франции наполеоновской и посленаполеоновской эпох.
Дедолларизация в действииПроцесс дедолларизации в торговле между странами незападного мира необратим, пишет автор иноблога Agoravox. Недавний визит президента Бразилии в Китай, во время которого Лула да Сильва поднял вопрос о дедолларизации в рамках всего БРИКС, подтверждает слова автора. Но как скоро пойдет этот процесс?
14.04.202300
Макрон пытается защитить интересы Парижа, даже несмотря на ухудшение его отношений с Вашингтоном, Москвой и Пекином, — точно так же, как это делал Талейран в дни после падения Наполеона, когда от имени своей родины ему пришлось минимизировать ущерб, ведя переговоры с победившими Великобританией, Австрией и Россией. Чудесным образом Талейрану удалось выиграть для Франции намного больше, чем, казалось бы, заслуживала очевидно проигравшая страна.
Некоторые ключевые европейские политики, похоже, солидарны с Макроном. Даже министр иностранных дел Германии Анналена Бербок, которая славится своим жестким отношением к Китаю, стала говорить более осторожно. Предупредив Пекин на прошлой неделе, что ЕС не сможет остаться равнодушным к эскалации ситуации в Тайваньском проливе, она тем не менее подтвердила единую европейскую позицию, которая сходится с французской.
Сможет ли Америка начать решительные действия, чтобы остановить опасную лавину "бегства от доллара" среди развивающихся стран, и одновременно ужесточить хватку, которой она держит своих союзников, таких как Париж и возглавляемый Францией и Германией Евросоюз? Я думаю, что это маловероятно.
Два года назад в этой колонке я высказывал сожаление по поводу того, что Вашингтон не сделал ничего для развивающегося мира, не принял мер, похожих на план Маршалла, который помог послевоенной Европе.
Сейчас, кажется, уже слишком поздно воссоздавать подобные инициативы, потому что, слишком успешно глобализировав свою экономику, Америка потеряла то, что у нее было, особенно в послевоенный период, а именно — непревзойденные промышленные возможности в сочетании со столь же огромной денежной мощью, воплощением которой являлась Уолл-Стрит.
На самом деле, сейчас подобное может сделать только Китай. И если он за это возьмется, то у юаня возникнет шанс на возвышение.
Непокорность ЕС по вопросу Китая и России неизбежна. Комментарии Макрона встревожили многих американцев и их европейских последователей, и это понятно. Но, когда Рубио предположил, что Америка может остановить военную помощь Украине, разве он не осознавал, что это только сыграет на руку Европе?
Оставшись в одиночестве, ЕС во главе с Францией и Германией вполне может прийти к мирному соглашению с Россией ради единой Европы — подобно тому, как немцы снова объединили свою разделенную страну в начале 1990-х годов, прежде чем американцы и британцы осознали весь смысл этого исторического шага.
Отстранится ли Вашингтон от соперничества с Пекином или Москвой ради решения этих насущных проблем? Около года назад координатор политики Белого дома в Индо-Тихоокеанском регионе Курт Кемпбелл заявил об уверенности США в том, что они смогут справиться одновременно и с Китаем, и с Россией. Но генерал Марк Милли недавно сообщил конгрессу США, что вести войну одновременно с обоими противниками будет "очень сложно", хотя и подчеркнул, что борьба ни с тем, ни с другим не является "ни неизбежной, ни невозможной".
Соединенные Штаты были настолько настроены на противодействие как Китаю, так и России, будто ничто, кроме ослабления обоих соперников, не поможет снизить напряженность.
Тем не менее это выглядит столь же невероятным. Возможное затягивание конфликта на Украине до следующего года может подстегнуть тенденцию к дедолларизации и подтолкнуть уже выражающую непокорность Европу к краю обрыва.
Америке придется сосредоточиться на чем-то одном, поскольку геополитические перемены продолжают ускоряться.
Автор: Терри Су (Terry Su) — президент Lulu Derivation Data Ltd, гонконгского онлайн-издательства и аналитического центра, специализирующегося на геополитике