Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Привилегированное положение доллара возмущает все больше стран, пишет Die Welt. Они ищут другого кандидата на роль главной мировой валюты. Кто станет новым финансовым гегемоном? Есть только один вариант, если заменить доллар вообще возможно.
Президент Франции Эммануэль Макрон недавно подверг критике привилегированную позицию американского доллара в мировой валютной системе. Так как очень многие трансакции на международных транспортных, сырьевых и финансовых рынках проводятся в долларах, большинство стран за пределами Европы стабилизируют курсы своих валют по отношению к доллару.
Внушительные долларовые реезрвы других стран дают Соединенным Штатам возможность производить дополнительные государственные расходы, в том числе содержать дорогостоящую армию. Через инфляцию США могут обесценивать свою государственную задолженность. Французский президент Валери Жискар д’Эстен называл это в свое время «непомерной привилегией».
Такая ситуация сложилась исторически. После 1944 года США как политический и экономический победитель во Второй мировой войне поставили доллар в центр мирового валютного порядка (Бреттон-Вудская система), поэтому странам Западной Европы приходилось постоянно стабилизировать курсы своих валют по отношению к доллару.
Когда во второй половине 1960-х годов США финансировали войну во Вьетнаме с помощью постоянной эмиссии, доллару стала грозить девальвация. Центральные банки Западной Европы были вынуждены покупать доллары и таким образом участвовать в финансировании войны. Когда Шарль де Голль послал в Америку военный корабль, набитый долларами, чтобы обменять их на золото, президент США Ричард Никсон отказался от «золотого стандарта», то есть от обеспечения американской валюты золотом.
После того, как Бреттон-Вудская система в 1973 году потерпела крах, твердая немецкая марка сменила мягкий французский франк в качестве европейской резервной валюты. С тех пор Франция поставила себе целью с помощью общей европейской валюты не только нарушить финансово-политическое доминирование немцев в Европе, но и покончить с господствующим положением доллара в мире. Считается, что в конце концов Берлин отказался от своей валютной привилегии ради согласия Парижа на воссоединение Германии.
Шансы евро отнять у доллара статус мировой резервной валюты сначала выглядели неплохо, так как роль Европейского Центрального банка (ЕЦБ) по примеру независимого Немецкого федерального банка была закреплена в европейских договорах. Немецкая марка уже в конце 1970-х годов серьезно угрожала доллару, так как США из-за продолжающейся инфляционной политики Федеральной резервной системы (ФРС) накопили большие долги в немецких марках.
В конце 1980-х годов ФРС была склонна к тому, чтобы стабилизировать рынки через снижение ключевой ставки и скупку государственных облигаций. Высокоразвитый финансовый рынок США служит опорой для ведущего положения доллара в мире, так как другие страны могут с успехом инвестировать свои огромные долларовые резервы на американском финансовом рынке. Только большие, свободные и умеренно регулируемые рынки капитала способны привлечь инвесторов в большом количестве.
Еще две страны подняли флаг против доллара!Еще в 2017 году президент Турции выступил с призывом осуществлять торговлю в нацвалютах и, как видно, подал пример для всего мира, пишет Haber7. Главы Бразилии и Франции в последнее время тоже выражают необходимость дедолларизации, что говорит о глобальном отказе от американских банкнот.
20.04.202300
Но дешевые деньги ФРС привели к тому, что колебания экономической активности на финансовом рынке США стали более интенсивными, что потребовало более решительных и масштабных мер со стороны ФРС для спасения положения. В результате доверие к доллару в мире начало ослабевать.
Евро не смог воспользоваться уникальным шансом заменить доллар в роли мировой резервной валюты, так как Франция вместе с другими южными странами еврозоны способствовала трансформации ЕЦБ по образцу Банка Франции.
Франция сделала евро мягкой валютой
Банк Франции перед введением евро внес весомый вклад в финансирование государственных расходов Франции. Активная скупка государственных облигаций Европейским Центральным банком при Марио Драги (Mario Draghi) и Кристин Лагард (Christine Lagarde) сделали евро мягкой валютой, в результате чего сегодня китайский юань, а не евро стал главным соперником доллара.
Активно поддерживаемое Францией регулирование финансовых рынков Европы было одной из причин того, что Великобритания вместе с высокоразвитым финансовым рынком Лондона покинула ЕС. В то время как британцы намерены либерализировать свой финансовый рынок, европейцы со своей таксономией стараются предоставлять кредиты, исходя из экологических, климатических и социально-политических критериев.
Таким образом, у евро та же самая проблема, что и у юаня: управляемые политиками финансовые рынки несовместимы со статусом международной резервной валюты. «Китай — это тюрьма», — заметил в этой связи известный американский экономист Ларри Саммерс (Larry Summers).
Поэтому, будущее международной валютной системы, вероятнее всего, вновь будет решаться в Вашингтоне. Как и в конце 1970-х годов многие страны, в том числе Китай, Россия и Бразилия, не хотят покупкой государственных облигаций США участвовать в финансировании войн Америки и ее мер по стабилизации своего финансового рынка.
По этой причине председателю Совета управляющих ФРС Джерому Пауэллу (Jerome Powell), как и его коллеге Полу Волкеру (Paul Volcker) в начале 1980-х годов, придется и дальше решительно поднимать ключевую ставку, чтобы восстановить доверие к доллару.
Если же ФРС не сумеет поддержать курс на повышение ключевой ставки, например, из-за углубления банковского кризиса, то привилегии доллара может прийти конец. Но и в этом случае шансы у евро не улучшатся, так как планируемая таксономия оказывает давящее воздействие и, скорее всего, вслед за финансовым кризисом в США последует долговой кризис в еврозоне. Но зато может наступить звездный час многократно объявленного мертвым биткойна. Потому что он не в последнюю очередь был создан для того, чтобы положить конец непомерной привилегии США и еврозоны.
Автор: Гунтер Шнабль (Gunther Schnabl)