Наконец-то мир на Южном Кавказе?

PS: Пашинян и Алиев заочно обсудили условия передачи Карабаха

Читать на сайте inosmi.ru
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Премьер Армении Никол Пашинян признал суверенитет Азербайджана над Нагорным Карабахом. Это можно расценить как шаг навстречу Баку, который уже давно утверждает: статус Карабаха — исключительно внутреннее дело Азербайджана, пишет Project Syndicate.
Выступая 18 апреля перед парламентом страны, премьер-министр Армении Никол Пашинян признал суверенитет Азербайджана над Нагорным Карабахом, спорной провинции, ставшей причиной продолжительного конфликта между двумя странами. Лаконичность Пашиняна противоречила масштабам его заявления.
Читайте ИноСМИ в нашем канале в Telegram
Объяснив, что мир на Южном Кавказе возможен только в том случае, если Армения признает международно признанные границы (в соответствии с которыми Нагорный Карабах принадлежит Азербайджану), Пашинян подтвердил, что "Республика Армения полностью признаёт территориальную целостность Азербайджана, и мы ожидаем, что Азербайджан сделает то же самое". Он также подчеркнул, что Армения должна полностью отказаться от территориальных претензий к другим странам, и что армянское общество должно усвоить эту позицию.
Это была необычайная речь, в том числе и потому, что она протягивает руку Азербайджану, постоянно заявляющему, что статус Нагорного Карабаха является его внутренним делом.
Во многом это так и есть: на сегодня Азербайджан контролирует прилегающие к Нагорному Карабаху территории (армянская армия удерживала их со времён окончания первой войны между этими странами в 1994 году), а также значительную часть самого Нагорного Карабаха. Российские миротворческие силы патрулируют остальную часть этой территории, которая до сих пор управляется как отколовшийся регион этнически армянским большинством.
Нынешний статус-кво объясняется успешными наступательными действиями Азербайджана в этом анклаве, начавшимися в сентябре 2020 года после многолетних периодических стычек. В течение шести недель погибли более 7 тысяч человек, поэтому вторая война Армении и Азербайджана оказалась одной из самых кровавых на постсоветском пространстве (по крайней мере, до украинского конфликта), а завершилась она, лишь когда посредничество Кремля помогло договориться о прекращении огня.
Сразу после прекращения огня армянская оппозиция организовала антиправительственные протесты. Но прошло два с половиной года, и теперь, когда Пашинян призвал признать границы Азербайджана, на улицах страны сохраняется тишина, а это означает, что способность оппозиции устраивать серьёзные беспорядки ослабла. Это соответствует результатам внеочередных парламентских выборов 2021 года: партия Пашиняна "Гражданский договор" получила 71 место в Национальном собрании, а оппозиционный альянс – только 29 мест. Армянское общество, пострадавшее от войны и уставшее от жизни в изоляции от соседних стран, судя по всему, готово вступить на новый путь развития.
Как обычно, крупнейшие региональные игроки борются за влияние, а Армения и Азербайджан пытаются этим воспользоваться. Членство в возглавляемых Россией Организации Договора о коллективной безопасности и Евразийском экономическом союзе, равно как и влиятельную проармянскую диаспору в США и некоторых странах Европы, Армения использует для давления на своего противника. Тем временем Азербайджан пользуется своей ролью важнейшего регионального поставщика энергоресурсов для усиления собственного влияния. Например, в июле прошлого года председатель Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен подписала с Азербайджаном соглашение об удвоении объёмов импорта природного газа к 2027 году, назвав страну "критически важным" энергетическим партнёром.
Нагорный Карабах: год американского провала в Закавказье (The National Interest, США)Напав год назад на Нагорный Карабах, Азербайджан и Турция продолжили османский проект, начатый более века назад, считает автор статьи. Молчание Америки вдохновляет эти и другие страны на дальнейшие шаги. Автор предлагает США ввести против Азербайджана санкции, а не поддерживать финансово государство, которое пытает своих военнопленных и уничтожает культурное наследие.
Евросоюз позиционирует себя в качестве ключевого посредника в этом конфликте. Обе страны не только участвуют в программах "Европейская политика соседства" и "Восточное партнёрство", но и согласились на двухмесячную миссию мониторинга под руководством ЕС в Армении в конце 2022 года. Однако Азербайджан выступил против принятого в начале года Европейским советом решения сформировать более значительную гражданскую миссию в Армении, хотя её мандат выглядел ограниченным. "Многие армяне считают, что весной начнётся наступление Азербайджана, – заявил в марте глава гражданской миссии Маркус Риттер. – Если этого не случится, наша миссия уже станет успехом".
Турция поддерживает Азербайджан в Карабахском конфликте, обеспечивая оружием и инструктажем дружественную тюркскую страну. Однако будучи сильным региональным игроком, правительство Турции понимает также важность улучшения отношений с Арменией, с которой у неё имеется общая граница протяжённостью 328 км (она закрыта с 1993 года). Примечательно, что недавно обе страны объявили о готовности нормализовать отношения.
Впрочем, самой мощной силой в регионе остаётся Россия, хотя её влияние и ослабло. Как выразился в октябре 2020 года президент Азербайджана Ильхам Алиев, "Россия, как наш сосед, как страна, имеющая общую историю с Азербайджаном и Арменией, определённо играет особую роль". Президент России Владимир Путин воспользовался этими "особыми" связями, чтобы разместить в Армении войска в качестве способа устрашения обеих стран.
И всё же после чёткого сигнала, данного Пашиняном, ничто не мешает Армении и Азербайджану подписать мирный договор. Поскольку постоянная угроза вооружённого насилия тормозит экономический рост в обеих странах, у них есть сильные стимулы, чтобы быстро двигаться вперёд.
Как сообщают официальные источники, Азербайджан готов инвестировать значительные суммы в пострадавший от войны Нагорный Карабах. В бюджете 2022 года на восстановительные работы было выделено $1,3 млрд. Впрочем, восстановление региональной экономики не случится в одночасье: оно может занять до десяти лет и обойтись более чем в $10 млрд. Для сколь-либо значимого социально-экономического развития потребуется не просто временное перемирие.
Ключевой вопрос в долгосрочном урегулировании – демилитаризация. Армения отрицает, что она сохраняет военное присутствие в Нагорном Карабахе, а ранее утверждала, что армяне, живущие в анклаве, имеют право на собственные силы самообороны. Азербайджан считает такое условие неприемлемым. Однако азербайджанские вооружённые силы стали решающим фактором в войне 2020 года. Но хотя в долгосрочной перспективе демилитаризация важна, в ближайшее время внимание следует сосредоточить на ускорении мирных переговоров.
Напряжённость на Южном Кавказе никому не выгодна, даже России, хотя зачастую она явно склонна сеять нестабильность в регионе в качестве средства поддержания своего влияния. Армения и Азербайджан должны действовать быстро и решительно, воспользовавшись оливковой ветвью, протянутой Пашиняном. Окончательное соглашение о границах – это единственный способ начать создавать доверие, необходимое для обеспечения мира, в котором нуждаются обе стороны.
Обсудить
Рекомендуем