https://inosmi.ru/20230429/yuzhnyy-kavkaz-262594915.html
Что означает признание Арменией территориальной целостности Азербайджана
Что означает признание Арменией территориальной целостности Азербайджана
Что означает признание Арменией территориальной целостности Азербайджана
Премьер Армении Никол Пашинян признал суверенитет Азербайджана над Нагорным Карабахом. Это можно расценить как шаг навстречу Баку, который уже давно утверждает: | 29.04.2023, ИноСМИ
2023-04-29T04:05
2023-04-29T04:05
2023-05-02T13:19
project syndicate
политика
нагорный карабах
армения
азербайджан
/html/head/meta[@name='og:title']/@content
/html/head/meta[@name='og:description']/@content
https://cdnn1.inosmi.ru/img/07e6/0b/17/258153650_0:0:3109:1750_1920x0_80_0_0_96eab511570eb5be41afc6eedf30e916.jpg
Выступая 18 апреля перед парламентом страны, премьер-министр Армении Никол Пашинян признал суверенитет Азербайджана над Нагорным Карабахом, спорной провинции, ставшей причиной продолжительного конфликта между двумя странами. Лаконичность Пашиняна противоречила масштабам его заявления.Читайте ИноСМИ в нашем канале в TelegramОбъяснив, что мир на Южном Кавказе возможен только в том случае, если Армения признает международно признанные границы (в соответствии с которыми Нагорный Карабах принадлежит Азербайджану), Пашинян подтвердил, что "Республика Армения полностью признаёт территориальную целостность Азербайджана, и мы ожидаем, что Азербайджан сделает то же самое". Он также подчеркнул, что Армения должна полностью отказаться от территориальных претензий к другим странам, и что армянское общество должно усвоить эту позицию.Это была необычайная речь, в том числе и потому, что она протягивает руку Азербайджану, постоянно заявляющему, что статус Нагорного Карабаха является его внутренним делом.Во многом это так и есть: на сегодня Азербайджан контролирует прилегающие к Нагорному Карабаху территории (армянская армия удерживала их со времён окончания первой войны между этими странами в 1994 году), а также значительную часть самого Нагорного Карабаха. Российские миротворческие силы патрулируют остальную часть этой территории, которая до сих пор управляется как отколовшийся регион этнически армянским большинством.Нынешний статус-кво объясняется успешными наступательными действиями Азербайджана в этом анклаве, начавшимися в сентябре 2020 года после многолетних периодических стычек. В течение шести недель погибли более 7 тысяч человек, поэтому вторая война Армении и Азербайджана оказалась одной из самых кровавых на постсоветском пространстве (по крайней мере, до украинского конфликта), а завершилась она, лишь когда посредничество Кремля помогло договориться о прекращении огня.Сразу после прекращения огня армянская оппозиция организовала антиправительственные протесты. Но прошло два с половиной года, и теперь, когда Пашинян призвал признать границы Азербайджана, на улицах страны сохраняется тишина, а это означает, что способность оппозиции устраивать серьёзные беспорядки ослабла. Это соответствует результатам внеочередных парламентских выборов 2021 года: партия Пашиняна "Гражданский договор" получила 71 место в Национальном собрании, а оппозиционный альянс – только 29 мест. Армянское общество, пострадавшее от войны и уставшее от жизни в изоляции от соседних стран, судя по всему, готово вступить на новый путь развития.Как обычно, крупнейшие региональные игроки борются за влияние, а Армения и Азербайджан пытаются этим воспользоваться. Членство в возглавляемых Россией Организации Договора о коллективной безопасности и Евразийском экономическом союзе, равно как и влиятельную проармянскую диаспору в США и некоторых странах Европы, Армения использует для давления на своего противника. Тем временем Азербайджан пользуется своей ролью важнейшего регионального поставщика энергоресурсов для усиления собственного влияния. Например, в июле прошлого года председатель Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен подписала с Азербайджаном соглашение об удвоении объёмов импорта природного газа к 2027 году, назвав страну "критически важным" энергетическим партнёром.Евросоюз позиционирует себя в качестве ключевого посредника в этом конфликте. Обе страны не только участвуют в программах "Европейская политика соседства" и "Восточное партнёрство", но и согласились на двухмесячную миссию мониторинга под руководством ЕС в Армении в конце 2022 года. Однако Азербайджан выступил против принятого в начале года Европейским советом решения сформировать более значительную гражданскую миссию в Армении, хотя её мандат выглядел ограниченным. "Многие армяне считают, что весной начнётся наступление Азербайджана, – заявил в марте глава гражданской миссии Маркус Риттер. – Если этого не случится, наша миссия уже станет успехом".Турция поддерживает Азербайджан в Карабахском конфликте, обеспечивая оружием и инструктажем дружественную тюркскую страну. Однако будучи сильным региональным игроком, правительство Турции понимает также важность улучшения отношений с Арменией, с которой у неё имеется общая граница протяжённостью 328 км (она закрыта с 1993 года). Примечательно, что недавно обе страны объявили о готовности нормализовать отношения.Впрочем, самой мощной силой в регионе остаётся Россия, хотя её влияние и ослабло. Как выразился в октябре 2020 года президент Азербайджана Ильхам Алиев, "Россия, как наш сосед, как страна, имеющая общую историю с Азербайджаном и Арменией, определённо играет особую роль". Президент России Владимир Путин воспользовался этими "особыми" связями, чтобы разместить в Армении войска в качестве способа устрашения обеих стран.И всё же после чёткого сигнала, данного Пашиняном, ничто не мешает Армении и Азербайджану подписать мирный договор. Поскольку постоянная угроза вооружённого насилия тормозит экономический рост в обеих странах, у них есть сильные стимулы, чтобы быстро двигаться вперёд.Как сообщают официальные источники, Азербайджан готов инвестировать значительные суммы в пострадавший от войны Нагорный Карабах. В бюджете 2022 года на восстановительные работы было выделено $1,3 млрд. Впрочем, восстановление региональной экономики не случится в одночасье: оно может занять до десяти лет и обойтись более чем в $10 млрд. Для сколь-либо значимого социально-экономического развития потребуется не просто временное перемирие.Ключевой вопрос в долгосрочном урегулировании – демилитаризация. Армения отрицает, что она сохраняет военное присутствие в Нагорном Карабахе, а ранее утверждала, что армяне, живущие в анклаве, имеют право на собственные силы самообороны. Азербайджан считает такое условие неприемлемым. Однако азербайджанские вооружённые силы стали решающим фактором в войне 2020 года. Но хотя в долгосрочной перспективе демилитаризация важна, в ближайшее время внимание следует сосредоточить на ускорении мирных переговоров.Напряжённость на Южном Кавказе никому не выгодна, даже России, хотя зачастую она явно склонна сеять нестабильность в регионе в качестве средства поддержания своего влияния. Армения и Азербайджан должны действовать быстро и решительно, воспользовавшись оливковой ветвью, протянутой Пашиняном. Окончательное соглашение о границах – это единственный способ начать создавать доверие, необходимое для обеспечения мира, в котором нуждаются обе стороны.
/20210930/250604263.html
нагорный карабах
армения
азербайджан
ИноСМИ
info@inosmi.ru
+7 495 645 66 01
ФГУП МИА «Россия сегодня»
2023
ИноСМИ
info@inosmi.ru
+7 495 645 66 01
ФГУП МИА «Россия сегодня»
Новости
ru-RU
https://inosmi.ru/docs/about/copyright.html
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/
ИноСМИ
info@inosmi.ru
+7 495 645 66 01
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://cdnn1.inosmi.ru/img/07e6/0b/17/258153650_87:0:2816:2047_1920x0_80_0_0_26a9f5ffe8f306b79cafda9bbcad2489.jpgИноСМИ
info@inosmi.ru
+7 495 645 66 01
ФГУП МИА «Россия сегодня»
ИноСМИ
info@inosmi.ru
+7 495 645 66 01
ФГУП МИА «Россия сегодня»
project syndicate, политика, нагорный карабах, армения, азербайджан