Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Люди, которые верят в "теории заговора" о Ротшильдах и "мировой закулисе", становятся дойными коровами для "разоблачителей", пишет Causeur. Автор приводит пример бывшего юмориста, журналиста и спортивного комментатора, которые сделали миллионы, превратив свои россказни в книги, шоу и криптовалюту.
Алекс Джонс, Дэвид Айк, Дьёдонне… Бизнес, скрывающийся за "теориями заговора"
Глупцы, которые берут на веру "теории заговора", легко становятся дойными коровами "предпринимателей", специализирующихся на "разоблачении заговоров". Эти "предприниматели", делающие миллионы, в прошлом могли быть талантливыми юмористами или журналистами. Но сегодня это настоящие "деловые воротилы", которые превращают свои полные ненависти высказывания в книги, DVD и даже криптовалюту. Самое смешное тут в том, что этот бизнес позиционирует себя как "антиэлитный", но он приносит своим хозяевам вполне "элитные" барыши.
Ученые тщательно изучили психологические, социальные и даже болезненно-патологические мотивы тех, кто верит в теории заговора. Но у тех, кто кормит публику этими "теориями", мотивировка менее разнообразная: на этом просто можно хорошо заработать. Экономическая модель таких "предпринимателей от теорий заговора", как говорят специалисты, постоянно развивается, прежде всего благодаря цифровым технологиям. Их многочисленные источники дохода включают книги, фильмы и DVD, платные шоу, теле- и радиопередачи в интернете с приносящей доходы рекламой. Добавьте сюда еще продажу товаров и услуг и, конечно, криптовалюты.
Операции под "ложным флагом"
Почему эти опусы про "грозящую всем нам опасность" так востребованы? В отличие от реальных заговоров, таких как 11 сентября 2001 года, исполненный саудовскими исламистами, многочисленные "заговоры", "разоблаченные" конспирологами типа Алекса Джонса или бывшего юмориста Дьёдонне, по сути, нельзя ни только подтвердить, ни опровергнуть. Эти "проповедники" от телеэфиров или Интернета утверждают, что в официальной версии событий людям никогда не говорят правду, все видео- и текстовые доказательства в прессе "мейнстрима" – лишь видимость. По сути, вся их "картина мира" проста: существует лишь один мировой суперзаговор, организованный небольшой элитой. И в этом заговоре евреи, банкиры, различные государства и определенные наднациональные органы играют каждый свою роль — но непременно зловредную. Эта элита несет ответственность почти за все, что идет не так как надо в мире. И, конечно, манипулирует обычными гражданами. Разумеется, эта элита чрезвычайно компетентна, так как, если верить конспирологам, она всегда достигает своих целей.
"Скрытая рука" повсюду
Официальные версии порой и вправду не содержат ответы на все вопросы (например, никто не объяснил, почему люди слышали множество выстрелов во время убийства Джона Кеннеди). Эти "прорухи" официальных версий позволяют "искателям правды" обнаружить влияние скрытой руки. Заговор развивается до той финальной стадии, когда наше порабощение станет тотальным. Впрочем, у нас еще есть время, чтобы остановить его. Важное место в этой безумной картине мира отводится "операциям под чужим флагом": власти, мол, взяли, и провели теракт под флагом другой страны. Большинство терактов являются, по этой теории заговора, инсценировками – причем самое глубокое недоверие выражается в отношении официальной, "книжной" версии. На самом деле все взрывы и расстрелы организуют якобы мировые элиты с целью вызвать истерию среди населения.
Sasapost (Египет): 10 причин, по которым люди склонны верить в теории заговораПолитолог из Университета Майами считает, что люди всегда верили в теории заговора. Свидетельства этому можно найти даже в древнем мире. А некоторым политикам выгодно появление таких теорий, чтобы отвлечь людей от реальных проблем. Автор попытался найти ответы на вопросы — что такое теории заговора и почему люди склонны в них верить.
29.11.202000
В итоге автор "теории заговора" и поверивший ему обыватель расстаются довольные.
"Предприниматель" получает деньги. А верующий "мнимый больной" получает огромную пользу: ему приятно щекочут нервы драматической историей; он получает простое объяснение кажущегося хаоса мира. Добавьте в корзину утешение за собственные неудачи, ведь во всем виновата элита. Впрочем, и для читателя-неудачника не все потеряно: у автора теорий заговора есть основания быть одним из тех, кто понял истину; социальные контакты с другими "верующими"; и, наконец, удовольствие от поиска аномалий.
Через свою личную версию заговора предприниматель создает свой брендинг и может приступить к мерчандайзингу. Отец или дед этой модели — 71-летний англичанин Дэвид Айк, бывший спортивный телеведущий BBC и официальный представитель для прессы в британской партии зеленых. В 1991 году он провозгласил себя сыном Божьим и начал распространять свою теорию, несомненно, самую бредовую из всех. Айк находится под влиянием антисемитской книги "Протоколы сионских мудрецов" (Роскомнадзор запретил публикацию текста этой книги в сети из-за ксенофобского характера встречающихся в этой книге утверждений – Прим. ИноСМИ). Дэвид Айк считает, что элита, стремящаяся установить "новый мировой порядок", — это и есть планетарное фашистское государство. А состоит оно в основном из "сионистов-Ротшильдов". Он отрицает антисемитизм этой своей позиции. Речь в его теории, мол, идет не о евреях в целом, а о небольшом количестве евреев, которые на самом деле являются гибридами между людьми и рептильными межпространственными существами. В число этих "рептилоидов" Айк занес всех американских президентов и британскую королевскую семью. Холокост Айк не отрицает: он происходил в действительности, но, по версии Айка, зачем-то финансировался этой же самой "элитой", а вот уж 11 сентября, по Айку, точно было настоящей инсценировкой.
Айк делится своим мировоззрением в серии бестселлеров, переведенных на многие языки. Уже благодаря этим книгам Айк стал мультимиллионером. Лекции, которые он читает по всему миру, проходят при переполненных залах. Одно "публичное событие" в Мельбурне в 2011 году принесло ему 94 тысячи евро. В Лондоне в 2012 году он развлекал аудиторию в шесть тысяч человек в течение 11 часов. На его веб-сайте продаются билеты, книги, DVD, одежда и пищевые добавки. Его видео-канал в соцсетях до того, как он был удален в 2020 году, приносил доход в размере 180 тысяч евро в год благодаря рекламе. Да, бред окупается...
Оплачиваемый бред не безграничен
Но лучше всего эту же бизнес-модель использовал американец Алекс Джонс. Начав как радиоведущий, он создал свой сайт InfoWars в 1999 году. Сразу после 11 сентября 2001 года он подверг сомнению официальную версию того, почему самолеты оказались угнаны, а башни-близнецы сгорели. "Специалист" по обвинению людей в "операциям под чужим флагом", Джонс утверждает, что стрельба в начальной школе в Сэнди-Хук в 2012 году была постановочной и в ней участвовали только платные актеры. Его фанаты преследуют родственников жертв этой стрельбы. И так потерявших детей в этой беде людей обвиняют в связях с элитой – по наущению Джонса. Радиопрограмма Джонса, широко транслируемая по всей территории США, имеет миллионную аудиторию. По состоянию на 2013 год две трети его прибыли приходится на продажу медицинских препаратов в интернете. Выступающий против любой вакцинации, Джонс зарабатывал на "лекарствах" от COVID-19, пока не вмешались власти. Оценить его состояние по-прежнему сложно, но оно колеблется в диапазоне от 135 до 270 миллионов долларов. В 2022 году его признали виновным в клевете в отношении семьи Сэнди Хук, был назначен штраф в размере 1,38 миллиарда евро. Доходы от бреда имеют свои пределы…
Дьёдонне: от черного юмора к теневым доходам
Карьера Дьедонне развивалась тем же путем с 2002 года. Каждому свое: в прошлом успешный сатирик, именно под маской юмора он излагает свою версию заговора. "Сионистское лобби" объявляется им бандой продолжателей "работорговли" — то есть того самого "бизнеса", который привел африканцев в Америку. Для Дьёдонне все это — действия одной "еврейской клики", которая теперь якобы руководит новым мировым порядком. Реальность теракта 11 сентября ставится под сомнение, как и Холокост. Его шоу — это первый кирпичик в его бизнес-модели. Юморист объединяет продажу билетов, книг, DVD и одежды на своем сайте "Dieudosphère" и предлагает подписку на свои видео. Желая разнообразить свой бренд, он предложил своим поклонникам другие продукты: Ananassurance, Ananacredit, гробы, китайские маски по чудовищной цене в разгар пандемии и два очень сомнительных проекта по созданию криптовалюты. Его стычки с налоговыми органами и судами показывают, что он зарабатывал — и скрывал — значительную прибыль. В конце концов, Дьёдо напрасно представляется противником капиталистической системы: его система при капитализме работает очень хорошо.