Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Западные должностные лица считают, что Россия завозит ключевые подсанкционные товары через третьи страны, пишет FT. Но проведенный журналистами анализ показал, что такие товары "пропадают" при транспортировке, так и не достигая пункта назначения.
Крис Кук (Chris Cook), Федерика Кокко (Federica Cocco)
Подсанкционные товары из ЕС на сумму свыше миллиарда долларов исчезли на пути к экономическим партнерам России — по мнению западных должностных лиц, именно этот поток "призрачного экспорта" и поддержал путинскую экономику во время конфликта.
Анализ общедоступных данных, сделанный FT, показал, что лишь половина из выборки отправленных из ЕС подконтрольных товаров двойного назначения на сумму два миллиарда долларов действительно достигла указанных пунктов назначения в Казахстане, Киргизии и Армении.
По мнению ЕС, эти подконтрольные товары могли ввозиться в Россию напрямую как транзитные для дальнейшего использования военными или разведкой.
Непропорционально большая часть этого фантомного экспорта, так и не достигшего официального пункта назначения, была отгружена из Прибалтики, которая граничит с Россией и Белоруссией.
Товары были отправлены в 2022 году уже после ввода войск на Украину, когда торговля стратегическими товарами между ЕС, Казахстаном, Киргизией и Арменией — в прошлом советскими республиками, а ныне экономическими союзниками России — выросла до невиданного уровня.
Расхождения в документах говорят о том, что Россия обошла широкомасштабные санкции с помощью посредников, агентов или поставщиков, которые указывали в таможенных декларациях ЕС ложные пункты назначения. Этот метод сохранил Москве доступ к важнейшим европейским товарам, включая авиакомплектующие, оптическое оборудование и газовые турбины.
"Куда они еще могли подеваться? — риторически спросил эстонский министр по санкциям Эрки Кодар. — Почему этим странам вдруг понадобились все эти товары прямо сейчас? Кому в регионе они нужны больше всех? Явно России".
Судя по данным об импорте, по некоторым категориям — например, газовые турбины, паяльники и оборудование для радиовещания — почти ни один из отправленных из ЕС грузов, по-видимому, так и не достиг предполагаемых пунктов назначения.
Эти "выпавшие" товары подчеркивают, насколько сложно перекрыть России доступ к стратегическим позициям даже с учетом согласованных ограничений на уровне "Семерки".
"Некоторые расхождения в зеркальной статистике мировой торговли — едва ли нечто удивительное, но это выходит за рамки типичных огрехов", — сказала старший научный сотрудник Института международной экономики имени Питерсона Элина Рыбакова.
"На то, чтобы финансовый сектор начал учитывать санкции, ушло почти целое десятилетие и масса многомиллиардных штрафов. Почему с компаниями должно быть иначе?", — поинтересовалась она.
Попытки Запада ужесточить санкции в основном сосредоточены на лазейках в реэкспорте, когда товары просачиваются в Россию через третьи страны. Наш анализ показал, что "фантомная торговля", когда товары "пропадают" при транспортировке, так и не достигая пункта назначения, также могла стать для России серьезным экономическим подспорьем.
В феврале ЕС запретил транзит через Россию товаров двойного назначения — таким образом, они больше не смогут ввозиться напрямую из ЕС, даже если предназначены для другой страны.
Но чиновники в Прибалтике опасаются, что даже этого запрета не достаточно, чтобы остановить поток, и пытаются остановить контрабанду на национальном уровне.
Литва требует более жестких ограничений на широкий спектр товаров двойного назначения и стратегических товаров, в частности, передовых технологий и авиационных запчастей — и хочет остановить отправку запрещенных товаров в Белоруссию, союзницу России. Министры уже рассматривают национальные меры, чтобы поставить заслон на пути целого ряда товаров из Литвы.
Литовский министр иностранных дел Габриелюс Ландсбергис заявил, что ЕС потребуется "политическая воля", чтобы обеспечить соблюдение санкций в отношении стран или компаний-нарушителей. "Мы готовы предпринять национальные шаги и гарантировать, что "чувствительные" технологии на поле боя не всплывут", — заявил он.
Эстонцы также поддержали полный запрет на транзит товаров из ЕС, причем не только двойного назначения, но и других подсанкционных категорий. "Вопрос в том, не лучше ли полный запрет на транзит — с некоторыми исключениями гуманитарного характера. Ввести полный запрет всяко проще, чем поддерживать открытый список, который постоянно пополняется", — добавил Кодар.
Истинный объем "фантомного импорта" в Россию наверняка значительно выше, поскольку цифра в миллиард долларов относится лишь к выборке ограниченных товаров, которую удалось выверить с данными о международных торговых потоках.
Если взять суммарную торговлю ЕС за год с начала боевых действий на Украине, то разрыв между данными блока и Казахстана подразумевает пропажу товаров на 2,9 миллиарда долларов.
В 2021 году, последнем полном календарном году перед началом боевых действий на Украине, эта цифра составляла 450 миллионов долларов. Наш анализ подтвердил, что именно подсанкционные товары гораздо чаще становятся "призраками".
Старший экономист Института развивающихся экономик Банка Финляндии Хели Симола сказала: "Эти зеркальные данные экспорта и импорта никогда не совпадают, но расхождения и внезапный всплеск говорят о том, что что-то тут не так. Идет реальный экспорт в Казахстан. Но в некоторых случаях очевидно, что это уклонение от санкций".
Статистика по этой теме неполная: киргизские данные о торговле покрывают лишь период до октября 2022 года, а основная часть данных из других стран ограничиваются декабрем.
В наши цифры не вошел большой поток товаров, которые, судя по всему, действительно прибывают в Казахстан, но затем реэкспортируются в Россию.
Один лишь всплеск экспорта подконтрольных товаров из ЕС, чьим пунктом назначения указан Казахстан, может компенсировать до 40% выпавшего из-за санкций экспорта в Россию и Белоруссию.
Данные намекают на долгосрочные нарушения транзитных правил. Россия живет под санкциями с 2014 году, когда впервые захватила украинскую территорию. Это, в свою очередь, создало для страны стимул обходить правила благодаря исключению для транзитных товаров.
За 13 месяцев до начала боевых действий Литва сообщила об отправке в Казахстан статистически отслеживаемых товаров двойного назначения на сумму 28 миллионов долларов, однако казахи отчитались о получении товаров лишь на 9 миллионов.
Конфликт 2022 года значительно расширил как масштаб потоков, так и дефицит импорта. По литовским данным, за 13 месяцев после начала боевых действий было отправлено таких товаров в Казахстан на 84 миллиона долларов, однако тот сообщил о получении товаров всего на 11 миллионов. Таким образом заявленный экспорт вырос за этот период на 56 миллионов долларов, а заявленный импорт — всего на 2 миллиона.
Правительство Казахстана недавно приняло меры против реэкспорта товаров в Россию. "В принципе, мы как правительство санкции не поддержали, но делаем все возможное, чтобы оградить нашу экономику от нежелательных побочных явлений", — сказал один высокопоставленный казахстанский чиновник.
"Таким образом, мы принимаем меры, чтобы пресечь использование нашей территории для обхода санкций. И мы ведем по этому поводу регулярный и откровенный диалог с нашими партнерами", — заключил он.