Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Россияне скупают машины в Дубае для реэкспорта в Россию, пишет NYT. Некоторые отечественные автосалоны наладили собственный импорт, а многие компании в ОАЭ активно набирают русскоязычный персонал для работы с такими клиентами.
С начала путинской военной операции прошло больше года, и система мировой торговли приспособилась к западным санкциям. Возникла целая сеть посредников, поставляющих в Россию автомобили, электронику и прочие товары.
Работающий на обочине пыльной дороги на окраине Дубая Сохраб Фани хорошо зарабатывает на западных санкциях, введенных в ответ на российскую военную операцию против Украины. В его магазине запчастей устанавливают обогреватели сидений в автомобилях, которые затем реэкспортируются в Россию.
По словам Фани, 12 тысяч электронагревателей годами лежали без дела у него на складе, пока Россия не начала свою операцию, а Запад не ввел против нее санкции, из-за которых американские, европейские и японские фирмы ушли с российского рынка. Теперь русские импортируют эти машины через Дубай, что в Объединенных Арабских Эмиратах. А поскольку поставляемые на Ближний Восток машины предназначены для теплого климата, магазины запчастей, такие как у Фани, неплохо зарабатывают на их оснащении и подготовке к зимней погоде.
"Когда пришли русские, я все продал", — рассказал Фани. Затем он заказал еще несколько тысяч нагревательных подушек. "В России санкции. А здесь их нет. Здесь бизнес", — сказал он.
Прошло больше года с тех пор, как началась СВО. Западные санкции навредили российской экономике, но не разрушили ее. Система мировой торговли приспособилась, и это позволило российскому руководителю в основном выполнить свое важнейшее обещание о том, что военный конфликт не помешает существенно потребительским привычкам российской элиты.
Россия продолжает импортировать желанные западные товары, и в этом ей помогает международная сеть посредников.
В Москве последние модели айфонов можно купить с доставкой в тот же день по ценам, которые ниже розничных цен в Европе. В магазинах по-прежнему продают товары таких торговых марок как Gucci, Prada и Burberry. На сайтах по продаже автомобилей предлагают новые модели Land Rover, Audi и BMW.
Почти все ведущие западные производители электроники, автомобилей и предметов роскоши заявили в прошлом году о своем уходе из России. Не все их товары формально нарушают санкции, однако торговать с Россией стало очень трудно из-за общественного возмущения, давления со стороны сотрудников и ограничений на экспорт полупроводников и финансовые операции.
Тем не менее, спрос на предметы роскоши в России по-прежнему высок, и его удовлетворяют коммерсанты из Дубая и других стран.
"Богатые люди всегда остаются богатыми", — говорит Екатерина Кондратюк, работающая директором по связям с общественностью в дубайском торгово-выставочном автосалоне по продаже автомобилей высшего класса. Недавно этот салон отправил в Россию машину Porsche Cayenne Turbo GT за 300 тысяч долларов. "Конфликт на них никак не отразилась", — добавляет она.
В Дубае покупатели гуляют по демонстрационным залам огромного автомобильного рынка в поисках западных машин. В последнее время излюбленной моделью стал Dodge Ram. Они покупают товар за наличные, а потом отправляют его в Россию. Некоторые состоятельные россияне приобретают автомобили для себя, а мелкие предприниматели покупают их с целью перепродажи, надеясь на легкий заработок.
В других случаях российские автодилеры, лишившись официальных связей с западными поставщиками, сами организуют импорт, иногда за один раз покупая сотни автомобилей.
Российская аналитическая компания "Автостат" сообщает, что на долю такого опосредованного импорта в 2022 году пришлось 12% из 626 300 проданных в России новых легковых автомобилей.
Электроника тоже попадает на российский рынок окольными путями. В старом торговом квартале Дубая Дейре торгующие электроникой оптовики в срочном порядке набирают русскоязычный персонал. "В этом нет никакой тайны, — говорит владелец фирмы Bright Zone International General Trading L.L.C, которая находится в нескольких шагах от компании оптовой продажи шиньонов. – Сейчас за Россию идет острая конкуренция".
Этот владелец назвал только свою фамилию – Тура. По его словам, в прошлом году перед сезоном отпусков он поставил в Россию сотни смартфонов и ноутбуков. Один потенциальный покупатель запросил отпускные цены на 15 тысяч айфонов, но потом отказался их покупать, видимо, получив более выгодное предложение.
В расположенном неподалеку другом магазине электроники торгует афганец Абдулла Ахмадзай (Abdullah Ahmadzai). По его словам, он живет в Дубае меньше года, но уже неплохо освоил русский язык и общается со своими русскоязычными покупателями. На другой стороне улицы работает человек из бывшей советской республики Таджикистан. По его словам, он с коллегой очень быстро нашел работу в магазине, торгующем телефонами, ноутбуками и дронами.
"Здесь все магазины ищут людей, говорящих по-русски, — объяснил он. — Нам повезло".
Когда многие западные компании ушли из России, правительство Путина стало поощрять несанкционированный импорт их продукции из других стран. Российское министерство торговли опубликовало список из нескольких десятков компаний, чью продукцию можно импортировать без согласия изготовителя. Среди них такие бренды как Apple, Audi, Volvo и Yamaha.
"Те, кто захотят завезти какие-то товары класса люкс, они смогут это сделать", — пообещал Путин в мае прошлого года.
В одном российском докладе отмечается, что объем такого "параллельного импорта" ноутбуков, планшетов и смартфонов в прошлом году составил полтора миллиарда долларов. В то же время, на российский рынок потоком хлынули китайские автомобили и электроника.
"Если есть деньги, можно привезти все, что угодно, — сказал московский автомобильный журналист Петр Баканов. — Все, кому не лень, привозят автомобили".
Новые торговые маршруты пролегают в основном через страны, у которых дружественные отношения с Москвой. Западные аналитики и официальные лица указывают на Турцию, Китай и бывшие советские республики, такие как Армения и Казахстан, которые перенаправляют западные товары в Россию. По их словам, Кремль использует такую схему импорта, чтобы успокоить привыкшее к иностранным телефонам и машинам население, а также чтобы получать микрочипы для оружия, применяемого против Украины.
Баканов, как и многие другие автоблогеры и журналисты, сам занялся таким бизнесом. Он размещает объявления в мессенджере Telegram, предлагая импорт машин "под заказ из любой точки земного шара". По его словам, запчасти для иномарок тоже приходят путями параллельного импорта. Некоторые детали сейчас продаются в России дешевле, чем до начала вооруженного конфликта, когда ими торговали с большой надбавкой официальные дилеры.
Обходные маневры получили такое широкое распространение, что в российских автомобильных изданиях очень часто публикуются обзоры машин, изготовленных для иностранных рынков. Мультимедийное устройство в автомашине Toyota Camry, производимой для Китая, работает только на китайском языке, о чем в феврале предупредил читателей популярный автомобильный сайт. Автор обзора предложил установить на дисплее приложение для перевода, которое сделано для смартфонов.
Как-то раз мартовским вечером Сергей Кашкаров сидел на пассажирском сиденье припаркованной возле дубайского авторынка серой "Тойоты" и обговаривал условия очередной сделки. Он хотел отправить в новосибирский автосалон шесть машин "Мицубиси" — сначала морем, а затем грузовиками через Иран и Казахстан. Кашкаров переехал в Дубай из Сибири в 2021 году, а после начала военной операции стал посредником, помогающим налаживать связи между российскими автодилерами и дубайскими поставщиками.
"Работы у меня много, — сказал он. —Жаловаться не на что".
Новые торговые схемы сегодня уже заметны в международной статистике. Экспорт автомобилей из Евросоюза в Россию, например, упал с пяти миллиардов евро в 2021-м до одного миллиарда в 2022 году.
А вот экспорт из ЕС в Казахстан вырос почти в четыре раза, и сегодня превышает 700 миллионов евро. Экспорт в Эмираты увеличился приблизительно на 40 процентов до 2,4 миллиарда евро. Армения сообщает, что у нее в прошлом году импорт автомашин вырос почти пятикратно до 712 миллионов долларов.
Западные автомобилестроители в целом отрицают, что им что-либо известно о масштабных поставках их автомашин в Россию или о скачке продаж в Эмиратах. "Мы ничего подобного не видим", — говорит главный исполнительный директор Volvo Джим Роуэн (Jim Rowan). Финансовый директор General Motors Пол Джейкобсон (Paul Jacobson) заявил: "Я ничего не знаю о том, что идет в Россию".
Автопроизводителям трудно отслеживать продажи машин через посредников, о чем сообщают официальные представители этой отрасли. А американские чиновники, отвечающие за реализацию санкций, больше обращают внимание на товары, могущие иметь военное назначение.
Американские власти внесли Объединенные Арабские Эмираты в список "стран, требующих особого внимания", потому что это государство превратилось в перевалочную базу продукции, поставляемой в Россию в нарушение санкционного режима. Особую озабоченность у чиновников вызывает электроника, потому что ее микросхемы можно перепрофилировать и использовать в военных целях.
"В ОАЭ действуют строгие меры контроля за импортом и экспортом, и выдаются разрешения на материалы двойного назначения во избежание их использования в военных целях", — отметил в своем заявлении один эмиратский чиновник.
Трое мужчин, гулявших по дубайскому рынку, рассказали, что работают то в России, то в Армении. Они отказались сообщить, чем зарабатывают на жизнь, однако заявили, что импорт и перепродажа автомашин является для них высокодоходным побочным бизнесом. Один мужчина сказал, что за прошлый год купил около 100 автомобилей.
"Дубай — это три в одном", — пошутил мужчина, назвавшийся Айком. — Ты едешь отдыхать, ты покупаешь машину для себя, и покупаешь кое-что для перепродажи".
Авторы статьи: Антон Трояновский (Anton Troianovski), Джек Юинг (Jack Ewing)