Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Москва и Тегеран договорились о соединении участков международного транспортного коридора "Север – Юг", пишет Haqqin. Реализация проекта позволит России в короткие сроки не только обеспечить большие объемы грузоперевозок в Индию, страны Персидского залива и Африку, но создать альтернативу Суэцкому каналу, что вызвало резкое недовольство США.
Лед, наконец, тронулся: Москва и Тегеран подписали соглашение о совместном строительстве железнодорожной ветки Решт – Астара протяженностью около 162 км, которая позволит соединить сухопутные участки международного транспортного коридора (МТК) "Север – Юг" и повысить экономическую эффективность транскаспийского маршрута.
По условиям соглашения, стороны должны в течение года завершить проектные работы, а через год приступить к непосредственному строительству последнего сегмента железнодорожного транспортного маршрута "Север – Юг".
В Москве данному проекту придают большое значение, видя в нем альтернативу Суэцкому каналу, способную обеспечить сквозной маршрут реализации поставок как транзитом в Европу, так и из России в Персидский залив и Индию.
В условиях, когда перевозки в Европу сильно ограничены, российские компании проявили повышенный интерес к МТК "Север – Юг" и готовы к 2030 году обеспечить по его железнодорожному направлению грузооборот до 15 миллионов, а в перспективе – до 30–60 миллионов тонн в год.
Потенциально мощности транспортного коридора будут расширяться, поскольку товарооборот будет расти, соединяя западные части Евразии с восточной и создавая возможность альтернативных транспортных коридоров.
Словом, реализация проекта позволит России в короткие сроки обеспечить большие объемы грузоперевозок не только в Индию и страны Персидского залива, но и в Африку.
Интрига же заключается в том, что ранее в переговорах и реализации отдельных участков проекта участвовал и Азербайджан. Мало того, наибольшую активность в продвижении проекта проявляли именно Баку и Тегеран. При этом Азербайджан даже согласился выделить на реализацию проекта на иранской территории льготный кредит на сумму 500 миллионов долларов в то время, как Москва действовала по принципу "моя хата с краю", утверждая, что поскольку на ее территории проблем с МТК нет, ускорением процесса должны заниматься ее южные соседи.
Но геополитические и региональные перемены внесли свои коррективы. В частности, после освобождения Азербайджаном в 2020 году оккупированных армянами территорий Тегеран резко понизил уровень отношений с Баку и теперь любое предложение Азербайджана принимает в штыки.
В результате в реализации проекта "Север – Юг" наступил некоторый застой. Однако конфликт на Украине и связанные с ним антироссийские экономические санкции Запада вынудили Москву взять на себя роль локомотива в продвижении проекта МТК. И сегодня Россия уже готова выделить Ирану для строительства железнодорожной ветки Решт – Астара межгосударственный кредит в размере 1,3 миллиарда евро из возросшей за эти годы общей стоимости проекта в 1,6 миллиарда.
Проблемой является то, что согласно проектным решениям Ирана, строительство участка Решт – Астара займет четыре года. Даже если в эти сроки входит проектный период, первый груз по рельсам МТК пойдет никак не раньше 2027 года. Таким образом, из-за труднообъяснимых с экономической точки зрения заявлений и поступков иранских властей участниками проекта было упущено драгоценное время. И, как выясняется сегодня, больше других от этого страдают именно Иран и Россия, пытающиеся в спешке наверстать упущенное – России как воздух необходим альтернативный транспортный маршрут, благодаря которому Тегеран, в свою очередь, будет наращивать торговые связи с РФ.
Правда, одной цели Иран все--таки добился – ему удалось вытеснить Азербайджан из процесса переговоров. Но только на данном этапе.
Жесткая реакция Вашингтона
Накануне, как уже сообщалось, Россия и Иран подписали межправительственное соглашение по МТК. Но стороны уже готовят второе межправительственное соглашение – на этот раз между Азербайджаном, Россией и Ираном. Да, ветка Решт – Астара действительно является последним участком западного маршрута, необходимым для полноценной работы всего МТК. Но остается еще один небольшой отрезок – Астара (Иран) – Астара (Азербайджан), без которого невозможно окончательно соединить все рельсы в так называемый "бесшовный коридор".
Так что, как бы ни противились этому стороны (особенно Иран), им все равно придется учитывать интересы Азербайджана. И если в Тегеране об этом предпочитают не говорить, то президент РФ Владимир Путин, принявший участие в церемонии подписания межправительственного российско-иранского соглашения о сотрудничестве в режиме онлайн, заявил об этом предельно четко.
"Взаимодействие в контексте создания данного коридора, о котором мы сегодня говорим, ведется в тесном партнерстве с Азербайджаном, – отметил, в частности, глава Российского государства. – И мы рассчитываем на скорейшее завершение подготовки в трехстороннем формате с участием азербайджанской стороны соглашения о сотрудничестве по развитию железнодорожной инфраструктуры и грузовых перевозок по маршруту "Север– Юг". Таким образом будет сформирована необходимая правовая база для дальнейшей успешной координации трех стран".
А тем временем Вашингтон выступил с жесткой реакцией относительно планов Ирана и России по реализации транспортного коридора. Государственный департамент заявил, что будет "следить и уделять пристальное внимание" последней сделке по железной дороге между Россией и Ираном.
Глобальный кризис разрешен! США поблагодарили президента Реджепа Тайипа ЭрдоганаСША осудили Россию за "использование голода в качестве оружия против Украины" и приветствовали усилия Турции по продлению Черноморской зерновой инициативы, сообщает Haber7. Читатели портала призвали Эрдогана не посылать зерно "этим псам", чья благодарность — "фальшивая".
18.05.202300
Любые попытки обойти санкции вызовут серьезную озабоченность, "и что США без колебаний предпримут дальнейшие шаги", – заявил заместитель пресс-секретаря Ведант Патель, сообщает вашингтонский корреспондент TURAN.
"У меня нет оценки этого проекта, но есть причина, по которой мы применяем такой строгий режим санкций, и любые попытки обойти их вызывают у нас огромную озабоченность", – говорится в заявлении.
Автор: Эльнур Мамедов