Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Украину нельзя принимать в НАТО, пишет спецпомощник Рейгана Дуг Бэндоу в статье для TAC. Членство этой страны в альянсе поддерживают только иждивенцы США. Вашингтону этот шаг выгоды не принесет, поэтому он должен разбить иллюзии Киева.
Вашингтону следует отбить пробный шар, запущенный Зеленским, и сделать приоритетом мир.
Соединенные Штаты – самая могущественная страна в мире. Америка является членом большего числа военных альянсов и имеет больше союзников, чем любое другое государство.
Президент Украины Владимир Зеленский развернул целую кампанию, чтобы добиться внесения своей страны в этот длинный список союзников на предстоящем саммите НАТО, что, по его словам, "станет своевременным сигналом". Усилия Украины встречают поддержку со стороны других незадачливых и беспомощных иждивенцев, зависящих от Соединенных Штатов, таких как Эстония, чей президент Алар Карис (Alar Karis) недавно заявил: "В настоящий момент другой альтернативы нет". Представитель Министерства обороны Эстонии Туули Данетон (Tuuli Duneton) призвал альянс сказать украинцам, "что после всех пережитых ими страданий их место – в НАТО, и все будут более чем рады их вступлению". Министр иностранных дел соседней Литвы Габриэлюс Ландсбергис (Gabrielius Landsbergis) ранее заявил, что членство Украины в НАТО "практически неизбежно" и что альянс "должен будет найти способ принять Украину".
На самом деле, трансатлантический альянс вовсе не обязан это делать. Украине следует остаться за пределами НАТО, по крайней мере до тех пор, пока Эстония не будет готова взять на себя ответственность за оборону Киева. Увы, на это потребуется много времени, поскольку Таллинн занимает среди членов альянса 25-е место из 31 по объему расходов на оборону, а в 2021 году численность его вооруженных сил составляла всего 6800 человек.
К несчастью, военные расходы превратились в одну из самых масштабных программ Соединенных Штатов по оказанию помощи другим странам. США относятся к союзникам так, будто это "друзья" в соцсетях, стараясь набрать как можно больше таких "друзей", независимо от их ценности. Несколько лет назад Вашингтон отпраздновал вступление в НАТО Черногории и Северной Македонии – первая представляет собой страну с пейзажами, отлично подходящими для съемок фильмов, а вторая много лет вела споры по поводу своего названия, – и теперь они занимают 31-е и 30-е места соответственно по объемам расходов на оборону. Похоже, что следующим в списке на вступление в альянс будет Герцогство Гранд-Фенвик.
Сторонники множества оборонных обязательств Вашингтона, часто выступающие в качестве адвокатов правительств, которые нуждаются в защите, утверждают, что этот альянс увеличивает мощь Америки. Однако обычно все происходит с точностью до наоборот. Невероятная мощь Соединенных Штатов как раз и привлекает союзников, в первую очередь слабаков, которые стремятся укрепить свои позиции за чужой счет. Большинство стран хотят получить гарантию безопасности от Дяди Сэма, вооруженного ядерными боеголовками, чтобы снять с себя ответственность за собственную оборону.
Европейцы и японцы превратились в иждивенцев Соединенных Штатов в конце Второй мировой войны. Южная Корея заключила долгожданный договор о "взаимной" обороне в 1953 году. В последующие годы многие другие государства получили официальный, а иногда и неофициальный статус союзников Америки.
Обеспечение защиты важных стран, разрушенных войной, от потенциальной агрессии со стороны Советского Союза, пока они не восстановятся в экономическом смысле, действительно имело смысл в первые годы холодной войны. Однако предполагалось, что присутствие американского контингента должно быть временным. Историк Джеймс Макаллистер (James McAllister) отметил, что "американские политики от Франклина Рузвельта до Дуайта Эйзенхауэра усиленно пытались избежать того, чтобы будущее Европы зависело от постоянного военного присутствия Соединенных Штатов на континенте". Эйзенхауэр подчеркивал необходимость наращивать собственный потенциал тех, кого Америка защищала. "Мы не можем быть современным Римом, охраняющим дальние границы своими легионами, хотя бы по той причине, что политически это не наши границы", – говорил он.
Тем не менее, сегодня большинство стран Европы не обременяют себя тем, чтобы поддерживать собственные вооруженные силы – по крайней мере такие, которые были бы способны осуществлять серьезные военные операции. Германия дважды нападала на промышленно развитые страны, и оба раза это привело к катастрофическим последствиям. Но последнее время военные закупки и боеготовность немецкой армии превратились в ее национальный позор. Сейчас уже даже нельзя с уверенностью сказать, что Германия одержит победу в прямом столкновении с Эстонией, хотя Черногория, скорее всего, капитулирует под ее натиском. Несмотря на звучавшие в прошлом году громкие призывы, правительство Германии, возглавляемое Социал-Демократической партией, фактически отступило от своих обещаний провести серьезное перевооружение.
Ничего не изменится, пока Соединенные Штаты продолжают "заверять" Европу, что независимо от того, как мало она делает, американцы все равно готовы умирать за страны, чьи граждане не хотят сделать то же самое. Подобно Дику Чейни (Dick Cheney), они, очевидно, следуют "другим приоритетам". Ничего не изменится, пока Дядя Сэм, пусть даже продолжая ныть и критиковать своих союзников, позволяет, чтобы все им пользовались.
Откровенно говоря, тот факт, что вами открыто пользуются, не играет особой роли, когда речь идет о таких странах, как Черногория, которая не стоит того, чтобы пытаться ее завоевать. Россия не готова развязать третью мировую войну, чтобы оккупировать Подгорицу, будь то для съемок шпионского фильма или по какой-то другой причине.
Но с Украиной все иначе. Для национальной безопасности Соединенных Штатов Украина играет примерно такую же незначительную роль, как и Черногория, однако она имеет экзистенциальное значение для России – и не только для президента Владимира Путина.
Уничтожив Ирак, безрассудная администрация Джорджа Буша-младшего добилась того, чтобы на саммите НАТО в Бухаресте в 2008 году прозвучало обещание в конечном счете принять Украину в состав альянса. Однако следующая американская администрация, а также другие члены организации отказывались выполнять это обещание, справедливо полагая, что Киев – хотя он и подвергался нападкам со стороны России – все же не стоит того, чтобы его защищать.
Увы, нежелание прямо отказаться от обещаний, данных Украине, несмотря на предупреждения о возможных тяжелых последствиях, подготовило почву для начала специальной военной операции России в феврале прошлого года, – это, а также отказ от выполнения Минских соглашений, которые предусматривали расширение автономии преимущественно русскоязычного востока Украины. Действительно, в декабре прошлого года бывший канцлер Германии Ангела Меркель признала, что те соглашения были лишь уловкой, чтобы выиграть время для Киева. <…>
Между тем практика сначала давать обещания, а потом их не выполнять остается характерной чертой политики союзников НАТО. Осенью прошлого года в Бухаресте члены альянса провозгласили: "Мы твердо привержены политике открытых дверей Североатлантического союза. Мы подтверждаем решения, принятые нами в 2008 году на встрече в верхах в Бухаресте, и все последующие решения в отношении Грузии и Украины". Но, как и прежде, очередное обещание тоже оказалось пустым. Комментируя этот вопрос, советник по национальной безопасности Джейк Салливан (Jake Sullivan) ответил, что "процесс в Брюсселе следует запускать в другое время". Надо полагать, к тому же в другой вселенной и в другом измерении.
По мере приближения июльского саммита мнения членов НАТО в отношении Украины разделились. Соединенные Штаты, Германия и некоторые другие страны отвергают призывы к немедленным действиям. Восточноевропейские государства, всегда готовые пожертвовать деньгами и кровью американцев, продолжают прикладывать усилия, чтобы "заставить Вашингтон изменить курс в преддверии саммита".
Американский экономист рассказал об Украине то, о чем не принято говоритьАмерика строила планы по расширению НАТО за счет Украины с 1992 года, заявил американский экономист Джеффри Сакс. В альянсе убеждены, что они могут безнаказанно приблизиться к чьим-либо границам. Именно это и стало отправной точкой конфликта на Украине, считает он.
13.05.202300
Генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг сказал, что он надеется "помочь Украине в продвижении к членству в НАТО". "Мы согласуем многолетнюю программу, в рамках которой будем работать над тем, как помочь Украине перейти от стандартов, доктрины и техники советской эпохи к стандартам, доктрине и технике НАТО", – добавил он. Но это лишь продлит иллюзии Киева и продолжит подпитывать опасения России касательно ее безопасности.
Если бы за Украину стоило бороться, то сейчас было бы самое время это сделать. Исход конфликта остается под вопросом. Даже самопровозглашенные друзья Киева обеспокоены тем, что ему не хватает человеческих ресурсов и вооружений для полной победы.
Патовая ситуация крайне невыгодна Украине. Десятки тысяч убитых и раненых, миллионы перемещенных лиц, города разрушены, экономика находится на иностранном жизнеобеспечении, а будущее развитие поставлено на паузу. Действительно, союзники готовы сделать ровно столько, чтобы Киев продолжал бороться, но не готовы оказать такую помощь, которая позволила бы ему одержать решающую победу. Такое поведение свидетельствует о том, что союзники готовы реализовывать стратегию обескровливания России до последнего украинца.
Американские политики, возможно, считают, что "оно того стоит", как однажды сказала покойная Мадлен Олбрайт о гибели иракских детей от голода, ставшего следствием санкций. Но, несмотря на лихорадочную риторику европейцев и множество обещаний предоставить вооружения Украине, больше никто не пожелал вступить в этот конфликт. Хотя Польша и страны Балтии продолжают настаивать на необходимости увеличить поддержку Киева, они не осмеливаются ни на какие активные меры без одобрения Соединенных Штатов. В действительности, Варшава, как и все остальные члены НАТО, испытала большое облегчение, когда оказалось, что ракета, упавшая на ее территории, была украинской, а не российской.
К счастью, пока что администрация Байдена, похоже, решительно намерена не провоцировать глобальный конфликт с Москвой, который может опустошить как Украину, так и Америку. Цена и риски затяжного конфликта, в ходе которого Россия будет становиться все более враждебно настроенной и/или отчаянной, чрезвычайно велики, особенно для стесненной в финансовом отношении и политически нестабильной Америки.
Президент Джо Байден должен отреагировать на не слишком хорошо завуалированные попытки Украины манипулировать Соединенными Штатами и Европой, чтобы заставить принять ее в НАТО и в конце концов вступить в текущий конфликт. На самом деле в марте прошлого года, когда все еще была возможность заключить соглашение, Зеленский отверг этот вариант. "Очевидно, что Украина – не член НАТО, мы это понимаем. Мы годами слушали о якобы открытой двери, однако нам уже сказали, что мы в нее не войдем. Это правда, и ее необходимо признать", – сказал он. Но внутреннее политическое давление, неожиданный успех на поле боя и мощная иностранная поддержка, по-видимому, раздули его геополитические амбиции. Вашингтону следует отбить этот очередной пробный шар, запущенный Зеленским, и сделать приоритетом мир.
Дуг Бэндоу – старший научный сотрудник Института Катона. Бывший специальный помощник президента Рональда Рейгана, автор книги "Зарубежные безумия: новая глобальная империя Америки".