Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Китай и Россия постепенно вытесняют США с Ближнего Востока, где на протяжении десятилетий те играли доминирующую роль, пишет "Политика". Страны региона больше не считают, что должны полагаться только на одного мирового игрока.
Бошко Якшич (Бошко Јакшић)
Успешное китайское посредничество в нормализации отношений между Ираном и Саудовской Аравией и нефтяной договор России со странами Персидского залива — последние подтверждения того, что на Ближнем Востоке формируется постамериканский порядок. Переключив свое основное внимание на Дальний Восток, Вашингтон на Ближнем Востоке ограничивается максимальной интеграцией Израиля и попытками снизить напряженность и придержать Иран. Но, несмотря на прилагаемые усилия, результаты минимальны.
В прошлом году администрации Джозефа Байдена удалось выступить посредником в договоре между Израилем и Ливаном при решении спора вокруг морских границ, который продолжался несколько десятилетий. Ради укрепления региональной интеграции американская администрация организовала Негевский саммит и продвигает инициативу, стимулирующую военное сотрудничество арабов с партнерами в Израиле и США. В целом это все.
Несмотря на добрую волю, ядерное соглашение с Ираном не возобновилось, а Тегерану удалось выйти из региональной изоляции, поскольку он сначала нормализовал отношения с Абу-Даби, а потом и с Эр-Риядом. Через Оман американцы попытались повлиять на этот процесс, но в итоге золотую медаль посредника, к удивлению многих, взял Пекин.
Роль Китая только возросла, поскольку вот уже некоторое время ходят разговоры об ослаблении влияния США на Ближнем Востоке. Туда пришли и русские. Их возвращение в регион, откуда их вытеснили сорок лет назад, началось с Сирии, а продолжилось в разных странах арабского мира.
Российская нефть продолжает поступать к ближайшим американским союзникам, включая страны Персидского залива. Арабы покупают российскую нефть для внутреннего потребления, а собственную продают по более высоким ценам. Хотя их цель заключается в максимальной прибыли, они тем самым помогают Москве ослаблять режим западных санкций.
Обеспокоенному Вашингтону остается только молча наблюдать за тем, как и другие государства региона, в том числе Египет, заключают сделки с Россией. Особенно США обеспокоены форпостом, который Москва создает в Тегеране.
США теряют влияние и в мощнейшем бастионе своих интересов — Израиле. Биньямин Нетаньяху больше не прислушивается к советам, мольбам и предупреждениям Белого дома, который хотел бы обуздания сионистских и ультрарелигиозных экстремистов, разрушающих демократию. Вместе с тем Биньямин Нетаньяху ужесточает репрессии против палестинцев, все более отдаляя перспективу решения конфликта по формуле двух государств, которую поддерживают США.
Не отступаясь от намерения взять под контроль исполнительной власти правосудие, что вызывает массовые протесты внутри страны, лидер "Ликуда" не обращает внимание на предупреждения Байдена о том, что Израиль "не может продолжать двигаться этим путем". Главе Белого дома остается только одно — не приглашать премьер-министра Биньямина Нетаньяху на первый визит в Вашингтон с тех пор, как он вернулся к власти.
Соединенным Штатам Америки не удается предотвратить провокационные израильские действия, связанные со святынями Иерусалима и способные поджечь мусульманский мир. Конфликты с палестинцами в Газе после каждого перемирия становятся все интенсивнее, а недавние ракетные удары "Хезболлы" из Ливана стали самыми мощными со времен войны 2006 года.
По мере ослабления влияния США на Ближнем Востоке наступает мир: от ОПЕК к ОПЕК+США остались не у дел на Ближнем Востоке, пишет Forbes. Саудовская Аравия от них отдалилась, а самим им пришлось пережить череду жестокий унижений. Однако благодаря падению влияния Вашингтона появился шанс установить мир в регионе.
29.04.202300
Америка не отказывается от планов включить Израиль в широкие интеграционные процессы региона, начатые в 2020 году подписанием соглашений Авраама, которыми четыре арабских страны нормализовали отношения с еврейским государством. Но политика Нетаньяху в отношении Палестины блокирует все эти усилия. Только в прошлом году родившийся Негевский саммит, который должен был состояться в Марокко, отменен.
Администрация Джо Байдена подтверждает свою поддержку усилий, которые прилагаются ради деэскалации военной напряженности в регионе, и приветствует нормализацию отношений между Тегераном и Эр-Риядом, которая может положить конец войне в Йемене. Однако больше США не управляют процессами.
Американское региональное партнерство, основа стратегии Байдена, подвергается серьезным испытаниям. Особенно с Саудовской Аравией, как стало понятно в прошлом году, когда Эр-Рияд категорически отверг призыв американского президента, приехавшего с визитом, сократить добычу нефти. Вместо того, чтобы согласиться с Вашингтоном, Эр-Рияд поддержал Москву.
США сохранили широкое военное присутствие в регионе, и партнеры не скрывают желание сотрудничать с Вашингтоном для укрепления совместной ракетной обороны и системы морской безопасности. Однако они больше не считают, что должны полагаться только на одного мирового игрока. Скорее всего, они попытаются сыграть на международном соперничестве в треугольнике США — Россия — Китай. Весь арабский мир, как и Израиль, сегодня отвергает американские призывы активнее поддерживать Украину в борьбе с российской агрессией.
Советник по национальной безопасности Джейк Салливан приехал в Джидду, чтобы обсудить общую концепцию безопасного и процветающего Ближнего Востока, но был разочарован. Арабы, вопреки воле Вашингтона, нормализовали отношения с сирийским президентом Башаром Асадом, надежным союзником России и Ирана.
США придется пересмотреть свои приоритеты и продумать новые подходы к союзникам в регионе, если Вашингтон хочет сохранить те позиции, которые США на протяжении десятилетий занимали на Ближнем Востоке. То, что Китай выступил посредником при нормализации отношений между Эр-Риядом и Тегераном, и то, что Россия продает нефть странам Персидского залива, только лишний раз подтверждает, что формируется новый постамериканский порядок на Ближнем Востоке.