Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Закат доллара начался, пишет iROZHLAS. Судя по новостям с Ближнего Востока, откуда за "нефтедоллары" по всему миру развозилось черное золото и газ, этот процесс сейчас даже ускорился. Одни говорят об этом с восторгом, а другие — со страхом. И у всех есть свои аргументы за и против.
Ян Фингерланд (Jan Fingerland)
О том, что доллар теряет свое значение, говорят уже давно, и доля американской валюты в государственных резервах, а также ее роль в международных трансакциях, давно снижается. Если судить по некоторым заголовкам в СМИ, этот процесс сейчас даже ускорился.
Дедолларизация сверху
Зачастую это происходит по воле самих правительств. В Ираке недавно даже запретили осуществлять личные трансакции в долларах, хотя прежде они были обычным явлением, потому что люди не могли полагаться на отечественную волюту.
Более серьезными могут быть шаги правительств Саудовской Аравии и Объединенных Арабских Эмиратов, которые, по сообщениям, хотя диверсифицировать свои расчеты и перейти на другие валюты. Например, саудовцы планируют продавать китайцам нефть за юани, а власти ОАЭ собираются торговать с Индией в рупиях. Египтяне уже выпустили облигации и йенах и юанях.
Однако процессы носят более широкий характер. Египет, Саудовская Аравия, а также Бахрейн сообщили, что рассматривают возможность присоединиться к группе БРИКС, то есть Бразилии, России, Китаю, Индии и ЮАР. Москва даже предложила создать единую валюту, и уже звучали предложения об общей бразильско-аргентинской валюте.
Также говорят о проекте Банка международных расчетов, который тоже может заменить долларовые платежи между национальными центральными банками. В глазах некоторых наблюдателей все это сигналы того, что закат доллара, а значит, и американского влияния в мире уже начался.
В частности, на Ближнем Востоке уже несколько раз говорили о замене доллару. Например, Саддам Хуссейн хотел продавать иракскую нефть за евро, а Ливия при Каддафи предлагала панафриканский золотой стандарт.
Ближневосточный вариант
Нынешние попытки вызваны двумя в целом случайными обстоятельствами. Первое — это вооруженный конфликт на Украине и американские и европейские санкции против торговли с Россией.
Некоторые государства за пределами Европы хотят защитить себя от давления Запада в связи с недостаточным соблюдением этих санкций или за какие-то другие "прегрешения" в будущем.
Этого можно добиться, реализуя часть сделок в других валютах. Эти изменения поддерживает и Москва, которая в значительной мере отказалась от рублевых трансакций и предлагает также рассчитываться юанями.
Такие государства, как Россия, Иран или Китай также поддерживают любые шаги, которые ослабляют американскую роль в мире.
Те, кто радуются дедолларизации или "юанизации" международной торговли, исходят из убеждения, что Китай рано или поздно обойдет в экономическом плане США, и по какой-то причине это приветствуют.
Есть и второе обстоятельство, специфически ближневосточного характера. Некоторые арабские государства реагируют на уход США из их региона, поскольку Вашингтон больше сосредоточился на Украине и Китае. Кроме того, в последние годы США уже не зависят от поставок нефти с Ближнего Востока.
Тем не менее местным правительствам необходимо привлечь внимание США, и они добиваются этого, в том числе, переводя часть трансакций на юани. Однако это делается подчеркнуто только во взаимной торговле с Пекином.
Только конец начала
Некоторые экономисты, например, нобелевский лауреат Пол Кругман, утверждают, что все это следует из непонимания причин привилегированного положения американского доллара. Оно опирается не на американскую военную силу или на прямое американское влияние.
Государства, фирмы и частные лица пользуются долларами по двум причинам. Во-первых, он надежный, и американская валютная политика прозрачна, чего не скажешь о юанях.
Во-вторых, долларовые сделки проводятся по всему миру, и для них везде есть четкая инфраструктура.
Тут все то же, что с английским языком. Им пользуются как международным языком общения не потому, что у него подходящая грамматика, а потому что все им уже пользуются. Этот пример приводит американский экономист Чарльз Киндлебергер. И если бы это преимущество исчезло, то в большей мере пострадали бы не американцы, а все остальные.
Поэтому даже евро, за которым стоит сильный в экономическом плане континент и прозрачная политика, не стал вторым долларом, а лишь занял свое место в корзине резервных валют.
Однажды доллар покинет позицию валюты валют точно так же, как закатится солнце над американским влиянием, ведь ничто не длится вечно. Однако мы с вами, быть может, не доживем до этих перемен.