Сможет ли Байден избежать дефолта США: детали "долговых" переговоров власти с республиканцами

ЭП: дефолт в США приведет к тяжелому экономическому кризису в стране и мире

Читать на сайте inosmi.ru
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Повышение долгового потолка станет своеобразным краш-тестом на прочность американской финансовой системы в современных условиях, пишет "Экономическая правда". В то же время принятое решение даст понимание, чего можно ожидать в следующем году, когда социальная напряженность перед выборами президента США только возрастет.
После саммита G7 президент США Джо Байден сразу вернулся в Вашингтон, отменив запланированные визиты в Австралию и Папуа Новую Гвинею, чтобы как можно скорее продолжить переговоры по поднятию долгового потолка.
Читайте ИноСМИ на нашем канале в Telegram
На кону – предотвращение краха экономики Соединенных Штатов и мира. За считанные дни до возможного дефолта граждане США наблюдают политические игры в столице страны – с оптимизмом и предосторожностью одновременно.

Третий долговой кризис

В последний раз в Соединенных Штатах профицитный федеральный бюджет (в котором доходы превышают расходы) был в 2001 году – и это исключение за последние десятилетия. А когда для финансирования программ федеральному правительству США не хватает прибыли, он заимствует нужные средства у кредиторов.
Чтобы ограничить неконтролируемые расходы, в 1917 году Конгресс США начал устанавливать ограничения на отдельные виды долга для исполнительной власти.
В 1939-м году Конгресс установил первый верхний лимит на общий долг правительства – так называемый долговой потолок. Фактически долговой потолок – это максимальная сумма всех заимствований, которые может позволить правительство Соединенных Штатов. За последние двадцать лет долг Соединенных Штатов вырос более чем в три раза. С 10,21 триллиона долларов в 2002 до 30,93 триллиона долларов в 2022 году.
Вместе с тем, как долг рос, Конгресс на основе двухпартийного консенсуса, если общий долг правительства достигал этого лимита, регулярно поднимал долговой потолок – семьдесят восемь раз, начиная с 1960-го года. Исторически это делали как республиканские, так и демократические президенты и конгрессы. В 2011 году впервые в Вашингтоне потребность в очередной раз поднять долговой потолок вызвала сопротивление – тогда республиканское большинство требовало сокращения расходов в обмен на очередное поднятие лимита. Похожая ситуация повторилась в 2013 году, и вот снова – в этом году.

Ультиматум республиканцев

В начале года правительство достигло долгового потолка, и чтобы продолжать функционирование, было вынуждено использовать резервные средства и экономить на государственных программах. Однако имеющиеся ресурсы совсем скоро могут иссякнуть.
Джанет Йеллен, министр финансов США, предупредила лидеров партий в Конгрессе, что правительство не сможет выплачивать свои обязательства с начала июня – возможно, уже с первого числа, – и призвала конгрессменов как можно скорее поднять долговой потолок, чтобы предотвратить такое. Это означает, что без возможности занимать средства федеральное правительство сначала будет вынуждено приостановить выплаты по государственным программам. А с течением времени Соединенные Штаты не смогут платить проценты за уже взятые долги и фактически объявят дефолт.
Точные экономические последствия предсказать трудно, поскольку Соединенные Штаты никогда в истории еще не допускали дефолта, но, вероятно, это приведет к тяжелому экономическому кризису в стране и целом мире.
У Конгресса остаются считанные дни, чтобы поднять долговой потолок до "даты X", когда Соединенные Штаты не смогут выплачивать свои обязательства.
Почему обычно рутинный ритуал до сих пор не был пройден Конгрессом, а страна оказалась на грани экономического кризиса? Вину можно возложить на необходимость совместной работы двух политических партий и их неспособность это делать.
Так же, как и в кризисах 2011 и 2013 годов, сейчас Белый дом контролируется демократами, а палата представителей – одна из двух палат Конгресса, через которую должны пройти все законопроекты, – республиканцами, получившими там большинство на выборах 2022 года.
Республиканцы палаты представителей во главе со спикером Кевином Маккарти в обмен на поднятие долгового потолка требуют от демократов радикального сокращения федеральных расходов.
В апреле республиканцы палаты представителей приняли законопроект, предусматривающий поднятие долгового потолка. Он, однако, также существенно сокращает федеральные расходы на социальные программы и уменьшает доступ к ним, а также ликвидирует ключевые достижения Байдена – налоговые стимулы для развития безопасных для окружающей среды технологий и программу отмены кредитных долгов за обучение для тысяч американцев.
Для демократов сокращение социальных программ неприемлемо, особенно когда речь идет о законодательных инициативах их президента. Поэтому законопроект, принятый в палате представителей, не имеет никаких шансов пройти через сенат (в котором большинство имеют демократы), а быть подписанным президентом – и подавно.
Вместо этого демократы предлагают иной путь к сокращению долга – увеличение доходов в бюджет за счет закрытия налоговых лазеек и увеличения налогов для самых богатых.
В то же время Байден считает, что обсуждение уменьшения долга США должно происходить отдельно от разговора о повышении долгового потолка, учитывая имеющиеся риски. Преодоление этой идеологической пропасти между партиями легкой задачей не будет.

Поиск компромисса

Республиканцы пытаются извлечь максимальную политическую выгоду из ситуации, а демократы обвиняют их в попытках взять судьбу США в заложники.
Под давлением приближающегося потенциального дефолта Байден согласился искать компромисса с республиканцами и предложил сделку – замораживание номинальных бюджетов на целый ряд государственных программ (образовательных, социальных и исследовательских) на два года.
Учитывая инфляцию, этот шаг предполагает фактическое сокращение федеральных расходов во многих областях по сравнению с 2022 годом.
Однако сейчас республиканцы отказываются от этого предложения. Более того, они отказываются принимать предложение Байдена закрыть налоговые лазейки как путь к уменьшению долга.
На этой неделе Маккарти и Байден регулярно встречаются одновременно со многими другими межпартийными переговорами на разных уровнях. Несмотря на заявления о прогрессе в поиске компромисса и заверения в том, что Соединенные Штаты не допустят дефолта, уже несколько дней подряд политики не могут достичь договоренности.
Какие есть варианты выхода из политического тупика?
Наиболее вероятным сценарием остается достижение двухпартийной договоренности между Байденом и Маккарти и прохождение законопроекта о поднятии долгового потолка через Конгресс в экспресс-режиме.
Такая договоренность будет содержать сокращение расходов, скорее всего, больше, чем предлагает Белый дом, но меньше, чем в республиканском законопроекте, принятом в апреле.
В четверг Байден предложил еще одну уступку – уменьшение на $10 с $80 миллиардов дополнительного финансирования, которое Конгресс выделил в прошлом году службе внутренних доходов для борьбы с компаниями избегающих уплаты налогов. Возможно, этот шаг станет решающим на пути к соглашению.
Обе стороны оценивают арифметические перспективы потенциальных компромиссных сделок. Где бы ни сошлись две партии, часть демократов и республиканцев в Палате представителей не поддержат соглашение.
Республиканцы из ультраправого "Кокуса свободы" настаивают на республиканском законопроекте и заявляют, что не будут идти на другие компромиссы.
Республиканец Патрик Макгенри заявил, что уступка, на которую идет Республиканская партия, это, собственно, и есть поднятие долгового потолка – выражая мнение многих крайне правых республиканцев.
С другой стороны, слишком большое сокращение расходов на социальные программы может отпугнуть голоса многих демократов.
Уменьшение финансирования Службы внутренних доходов, предложенное Байденом, может поставить под угрозу демократический путь к уменьшению долга – увеличению налоговых поступлений, и уже было раскритиковано либеральными группы в Конгрессе. Соглашение должно быть сбалансировано, чтобы собрать достаточно голосов умеренных представителей обеих сторон в Палате представителей.
Для Маккарти переговоры с демократами содержат также персональный риск. В начале года, в обмен на свое назначение спикером палаты представителей, он фактически согласился стать заложником ультраправого крыла своей партии. Поэтому, помимо сбора достаточного количества голосов в палате в целом, он должен позаботиться о том, как удержать под контролем радикалов Конгресса – еще один фактор, который стопорит достижение компромисса. В теории поднять долговой потолок можно и без участия Маккарти.
Сейчас демократы пытаются продвинуть собственный законопроект о поднятии долгового потолка на голосование в Палате представителей без согласия спикера — и для этого им нужны голоса, по меньшей мере, нескольких республиканцев. Опыт избрания Маккарти спикером показывает, что умеренные республиканцы все еще охотнее будут работать с ультраправыми однопартийцами, чем с демократами.
Более вероятный способ обойти республиканское большинство Палаты представителей, к которому подталкивает Байдена часть Демократической партии, – это использовать четырнадцатую поправку к Конституции США, которая гласит, что способность страны обслуживать свои долги не может быть поставлена под сомнение.
Применив ее, Байден может приказать правительству просто игнорировать долговой потолок как неконституционный. Эта стратегия, однако, сопряжена с множеством рисков. Такое решение Байдена будет бесспорно обжаловано в судах.
Нынешний верховный суд США с консервативным супербольшинством стал известен своими решениями, ограничивающими полномочия исполнительной власти, и в этой ситуации он вряд ли встанет на сторону президента, что может привести к еще более глубокому кризису.
Кроме того, такое игнорирование Палаты представителей может разозлить республиканцев и привести к полной блокировке всех будущих бюджетных решений в этом году (да, даже если долговой потолок удастся увеличить, для принятия бюджета Байдену все еще потребуются республиканцы Палаты представителей).
Поэтому остается надеяться на достижение компромисса в ближайшие дни.
В конце концов, в 2011 году аналогичное соглашение было принято за два дня до прогнозируемой даты истечения государственных средств.
Америка испугалась, что Китай переубедит Европу

Чего ожидать Америке и миру?

Независимо от того, какой сценарий решения кризиса реализуют в Вашингтоне, среди этого хаоса неожиданно есть хорошие новости (то ли отсутствие плохих) для Украины. Несмотря на желание сократить государственные расходы, республиканцы не рассматривают возможность сокращения оборонного бюджета США, а наоборот – хотят его увеличить.
Еще одна явно положительная новость – в том, что уменьшение помощи Украине для сбалансирования бюджета также не рассматривается на переговорах. К счастью, Киев до сих пор сохраняет двухпартийную поддержку в Соединенных Штатах.
Однако экономический кризис и политическая нестабильность могут подорвать лидерство Соединенных Штатов в мире и поставить под риск возможность эффективно помогать Украине. Даже, несмотря на малую вероятность дефолта, кризис долгового потолка уже вредит стабильности Соединенных Штатов, как в короткой, так и в долгосрочной перспективе.
Этот кризис является очередной серией тревожного тренда – поляризация общества в двухпартийной политической системе ведет к усложнению принятия базовых, жизненно необходимых для функционирования государства решений.
Повышение долгового потолка является своеобразным краш-тестом на прочность американской системы в современных условиях, и в то же время дает понимание, чего можно ожидать в следующем году, когда социальная напряженность перед выборами президента только возрастет.
Автор: Юрий Стасюк
Обсудить
Рекомендуем