Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Украиной будет управлять тот, кто контролирует ее главное богатство — гектары плодородной земли, пишет Rebelion. А с приходом к власти проевропейского правительства в 2014 году большая часть этих земель находится под контролем западных инвесторов, отмечает автор.
Земля для тех, кто ее возделывает (Эмилиано Сапата)
До вооруженного конфликта Украина, по версии организации Transparency International, была второй самой сильно коррумпированной страной в Европе, уступая только России, убежищем для контрабандистов, наркоторговцев, мафиози и нацистов. Когда в 2022 году начались военные действия, чудесным образом ее положение в мире резко изменилось до 116-го места из 180 стран. С 2012 года она занимала 140-150 место в мире, согласно западной статистике. За этот же период времени она перестала быть чрезмерно коррумпированной страной для западных СМИ.
Точно так же затерялись в западных СМИ и странные связи между Игорем Коломойским, украинским банкиром и владельцем PrivateBank, который помог актеру Владимиру Зеленскому занять пост президента. Он также был владельцем Burisma Holdings, крупнейшей на Украине газовой компании, которая по стечению обстоятельств наняла сына небезызвестного президента Хантера Байдена на должность генерального директора — сотрудничество, которое принесло президентской семье в равной степени рост банковских счетов и головную боль. Но мы говорим не об этом разовом случае коррупции, а о нынешних обвинениях в адрес владельца PrivateBank, обвиняемого США в отмывании денег, которые он с успехом переводил с Кипра в другие страны через офшоры (штат Делавэр). Эти события, напрямую связанные с Джо Байденом, сенатором, вице-президентом и действующим президентом США, могут послужить материалом, компрометирующим его в настоящее время.
В 2019 году Коломойский сообщил украинским СМИ, что у него есть два бизнес-партнера, один из которых — бывший мэр Нью-Йорка Руди Джулиани (Rudy Giuliani), который был политическим советником бывшего президента США Дональда Трампа. И в завершение "праздника" агентство Reuters 23 мая этого года опубликовало новость, что у украинско-американского бизнесмена Льва Парнаса, арестованного властями США в 2019 году по обвинению в незаконной передаче денег от российского олигарха американским политическим кампаниям, среди получателей этих "пожертвований" был и губернатор Флориды Рон ДеСантис (Ron DeSantis), а, возможно, и Байден.
Но поскольку эта история началась с рассказа о мутном прошлом, коррупции и грязном бизнесе, которые преследуют всех участников военного конфликта, есть также некоторые образы апокалиптического будущего с различными малоприятными сценариями развития для Украины — начиная от ее исчезновения как государства до вхождения в состав Польши или, возможно, создания статуса "протектората" для американских компаний, которые будут руководить страной. Мы уже рассуждали в некоторых статьях о переформировании и о том, кто может стать победителями в борьбе за столь ценные трофеи, но в данном случае сосредоточимся на 41 миллионе гектаров украинской земли, одной из самых плодородных земель в мире, благодаря которым она получила заслуженное название "житница Европы". Но кто теперь управляет этими землями? Понятно, кто бы ни управлял ими, он будет контролировать будущее этой страны, и это уже началось.
Оклендский институт подготовил доклад под названием "Война и кража: захват земель на Украине", в котором попытался определить интересы, контролирующие сельскохозяйственные земли на Украине, а затем проанализировал динамику развития земельной собственности в последние годы в стране, включая земельную реформу 2021 года, часть программы реструктуризации, разработанной под эгидой западных финансовых институтов, в частности, Европейского банка реконструкции и развития, МВФ и Всемирного банка.
Но прежде чем полностью погрузиться в земельные проблемы, читатели должны разобраться в нынешней украинской экономике. Необходимо объяснить им, что эта экономическая проблема уходит корнями в далекое прошлое. С момента прихода к власти проевропейского правительства после революции на Майдане в 2014 году Всемирный банк, МВФ и Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) заложили основу для крупномасштабной приватизации на Украине путем масштабного структурного реформирования.
В 2014 году Украина была вынуждена принять ряд мер жесткой экономии в обмен на помощь в размере 17 миллиардов долларов от МВФ и дополнительную помощь в размере 3,5 миллиарда долларов от Всемирного банка. Эти меры включали сокращение пенсий и зарплат в государственном секторе, реформу общественного водоснабжения и энергоснабжения, приватизацию банков и изменение системы НДС, а также приватизацию земли, которая произойдет в этом случае, путем отмены моратория на землю и либерализации ее владения. При этом, пока проходят данные изменения, долг увеличивается, и к июлю 2022 года долг государственного сектора составил 60 миллиардов долларов, а украинские частные компании задолжали сумму в 68 миллиардов долларов. Украина сейчас является третьим по величине должником МВФ в мире после Аргентины и Египта.
Огромный и растущий внешний долг Украины говорит о том, что восстановление будет осуществляться международными финансовыми институтами и иностранными компаниями.Подсчитано, что в этот же период долг в 140 миллиардов продолжал расти из-за вооруженного конфликта. Страна смогла устоять во многом благодаря масштабной военной и экономической помощи Европы и США. В 2022 году Украина стала крупнейшим получателем иностранной помощи от США. Впервые со времен плана Маршалла европейская страна заняла подобную позицию. В декабре 2022 года, менее чем через год после начала конфликта, только помощь от США составила более 113 миллиардов долларов.
Из 41 миллиона гектаров, о которых мы говорили в начале, 33 миллиона являются пахотными, около 4,3 миллиона гектаров отведено под промышленное сельское хозяйство, большая часть из примерно трех миллионов находится в руках десятка крупных сельхозпредприятий. Еще пять миллионов гектаров, по данным правительства, — размером с два Крыма — были "украдены" у украинского государства "частными компаниями", что составило более девяти миллионов гектаров, или 28% пашни страны, к этому можно добавить еще семь миллионов во власти государства, итого почти 50%. Другая половина используется более чем восемью миллионами украинских фермеров.
На первый взгляд может показаться несложным определить, что те, кто сегодня контролирует украинскую землю, представляют собой группу из украинских олигархов и различных иностранных компаний, в основном американских и европейских, в том числе базирующийся в США частный инвестиционный фонд и Фонд национального благосостояния Саудовской Аравии. За одним исключением: 10 компаний, контролирующих большую часть земли, зарегистрированы за границей, в основном в офшорах, таких как Кипр или Люксембург. И даже если в значительной степени украинские земли ещё управляются украинским олигархом-основателем, многие из них находятся под контролем западных банков и инвестиционных фондов, которые теперь владеют значительной частью их акций, и таким образом являются их владельцами.
Скрытая идея на самом деле проста — у большинства этих компаний, принадлежащих украинским олигархам, есть долги перед западными финансовыми институтами, в частности перед Европейским банком реконструкции и развития (ЕБРР), Европейским инвестиционным банком (ЕИБ) и Международной финансовой корпорацией (IFC), подразделением Всемирного банка, которое занимается частным сектором. Вместе эти организации были крупными кредиторами сельскохозяйственного сектора на Украине: за последние годы всего шести крупнейшим сельхозпредприятиям было предоставлено почти 1,7 миллиардов долларов. Это международное финансирование приносит прямую пользу олигархам, многие из которых обвиняются в мошенничестве и коррупции, а также иностранным фондам и связанным с ними компаниям в качестве акционеров или кредиторов.
Kernel Holding S.A. — это первая по величине компания, и мы будем использовать ее в качестве примера, чтобы прояснить, как устроена эта "игра". Она владеет наибольшим количеством земли, а также является крупнейшим производителем и экспортером подсолнечного масла на Украине. Его владелец, Андрей Веревский, занимает 16-е место среди самых богатых людей страны. 42% акций принадлежат NN Investment Partners Holdings, частной инвестиционной компании, базирующейся в Нидерландах, которая была приобретена инвестиционным банком Goldman Sachs и слилась с корпорацией Goldman Sachs Asset Management, в которой Vanguar и BlakRock владеют 16% акций. Но кроме того, оставшиеся 7% находятся в руках Vanguard, KopernikGlobal Investors LLC — американской частной инвестиционной компании, владеющей долями в Kernel, MHP и Astarta, то есть в первой, третьей и шестой по величине компаниях.
Одним словом, украинские компании вовсе не являются собственниками, большая часть их акций находится в руках иностранных инвесторов. В основном это ведущие инвестиционные фонды, такие как Vanguard Group, KopernikGlobal Investors, BNPAsset Management Holding (VarguardGrup — один из инвесторов), Goldman Sachs и NorgesBank Investment Management, управляющий норвежским суверенным фондом благосостояния.
До распада Советского Союза в 1991 году вся земля принадлежала государству, а фермеры работали в совхозах и колхозах. В 1990-х годах под руководством МВФ и других международных организаций правительство приватизировало большую часть сельскохозяйственных угодий Украины, что привело к растущей концентрации земли в руках нового класса фермеров-олигархов. Чтобы остановить этот процесс, в 2001 году правительство ввело мораторий, который остановил дальнейшую приватизацию и прекратил почти все передачи земли в частную собственность. Под мораторий попало 96% сельскохозяйственных земель Украины, или около 40 миллионов гектаров. Хотя мораторий предотвратил дальнейшие покупки, сельскохозяйственные земли все еще можно было сдавать в аренду.
Хотя мораторий должен был быть временным, он несколько раз продлевался, пока не был снят в июле 2021 года под давлением международных финансовых институтов. Снятие моратория на продажу сельскохозяйственных земель и создание земельного рынка было основным требованием западных финансовых институтов с 2014 года. Как указано ниже, ЕБРР, МВФ и Всемирный банк "продвигали" эту реформу для расширения доступа к сельскохозяйственным землям на Украине для возможности сельскохозяйственного бизнеса и частных инвесторов.
ЕБРР предоставил ссуду на сумму более двух миллиардов долларов США, в 2020 и 2021 годах МБРР утвердил ссуды на общую сумму 700 миллионов долларов США. Первая и вторая ссуды — на развитие для восстановления экономики страны, обе обусловлены реформами, направленными на "создание прозрачного рынка земель сельскохозяйственного назначения". В 2017 году МВФ призвал к "значительному ускорению необходимых реформ по реструктуризации", настаивая на "земельной реформе для отмены моратория на продажу земли", и к другим мерам по развитию приватизации.
31 марта 2020 года Украина приняла закон, легализующий продажу земли сельскохозяйственного назначения и отменяющий 19-летний мораторий на сделки по земле. Отмена моратория была частью серии политических реформ, которые МВФ запросил для возможности предоставления кредита в размере восьми миллиардов долларов.
Крупнейшие компании эксплуатируют 4,4 миллиона гектаров земли, а когда в 2024 году правовые ограничения будут сняты, корпорации смогут покупать до 10 тысяч гектаров, большие сельхозпредприятия смогут расширить свой доступ к земле, и этот процесс уже запущен. Например, в октябре 2021 года компания Kernel объявила о планах увеличить свой земельный банк до 700 тысяч гектаров с существующих на тот момент 506 тысяч гектаров.
Мелкие и средние фермеры на Украине также играют важную роль, но проигрывают в возможности обеспечения продовольственной безопасности страны. Они производят более 50% сельскохозяйственной продукции страны, в том числе 99% картофеля, 89% овощей, 78% молока и 74% говядины. Однако большинство мелких фермеров имеют очень ограниченный доступ к финансированию, и в этом выигрывают крупные фермы и сельхозпредприятия. Банки работают в основном с фермерами, чьи фермы превышают 500 гектаров.
Начало Россией военных действий имело множество последствий для украинского сельского хозяйства, включая нехватку удобрений, семян и топлива, блокаду черноморских портов, разрушения инфраструктуры и захвата украинского зерна, российские военные также атаковали сельскохозяйственные объекты. Украину затронула и потеря земель, 100 тысяч гектаров на юге Херсона и 6 500 гектаров на востоке Луганской области, большие, но неуточненные потери в Донецкой области и более 95 тысяч гектаров земли под Мариуполем.
В 2022 году Украина выплатила 4,3 миллиарда долларов США в счет погашения долга, несмотря на вооруженный конфликт. В том же году Украина выплатила 496 миллионов долларов Всемирному банку и два миллиарда долларов МВФ. Эти долговые платежи ложатся тяжелым бременем на экономику, и без того ослабленную военными действиями и экономическим кризисом, опережая расходы страны в ключевых секторах. Принудительная приватизация из-за долгов, переход природных ресурсов иностранным владельцам, потеря земли из-за конфликта. Украина скоро станет раем для таких инвесторов, уже владеющих украинскими землями, как BlackRock и Vanguard Grup, для которых реструктуризация и ведение сельскохозяйственного бизнеса являются главными условиями долговых обязательств.