Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Присоединение Саудовской Аравии к БРИКС упрочит геополитическую тенденцию и напомнит США, что их влияние слабеет, пишет AT. Запад должен услышать сигнал о том, что он не в праве определять ни международный геополитический порядок, ни глобальную финансовую систему в его собственной трактовке.
Днянеш Камат (Dnyanesh Kamat)
Саудовская Аравия ведет переговоры о присоединении к Новому банку развития БРИКС (НБР) — это предвещает скорое вступление в клуб, куда уже входят Бразилия, Россия, Индия, Китай и ЮАР.
Членский билет Эр-Рияду говорит о том, что банк намерен бросить вызов монополии Запада на глобальные финансовые институты и стать противовесом клубам богатых стран — вроде той же "Семерки", которую на Глобальном Юге считают структурой неоколониальной.
Финансовый вес Саудовской Аравии упрочит возможности БРИКС — или надо уже говорить БРИКСС? — в многостороннем финансировании и вписывается в планы группы по созданию альтернативных финансовых структур, свободных от владычества Вашингтона.
Критики нередко отмечают, что в структуре Международного валютного фонда (МВФ) и Всемирного банка страны Глобального Юга представлены недостаточно. Кроме того, эти организации чересчур связаны с внешнеполитическими целями Запада. Поскольку глобальные фонды отказываются от инвестиций в Россию и Китай, НБР может предложить альтернативу.
В этом контексте вступление Саудовской Аравии в БРИКС станет сигналом, что его нынешние и будущие члены наверняка будут искать альтернативные структуры глобального управления и финансирования. Запад, похоже, уже насторожился и сделал выводы: в этом году "Семерка" пригласила в качестве наблюдателей Индию, Бразилию, Африканский союз, Вьетнам, Индонезию и Южную Корею.
Двойные стандарты
Как и нынешние члены БРИКС, Саудовская Аравия заняла нейтралитет в российско-украинском конфликте. Одна из причин в том, что государства БРИКС уважают сложившийся после Второй мировой консенсус о неприкосновенности границ, но их сплачивает недовольство двойными стандартами Запада в этой области.
Катастрофические последствия вторжения президента Джорджа Буша в Ирак, унесшее жизни сотен тысяч мирных иракцев, — болезненное напоминание об этом лицемерии.
В чем государства БРИКС заметно расходятся с Западом — так это в принципе невмешательства во внутренние дела других: при совершенно разных типах режимов они никак не комментируют внутреннюю политику друг друга. Политически это и есть тот клей, на котором держится БРИКС.
Присоединение Саудовской Аравии к БРИКС упрочит эту геополитическую тенденцию и напомнит Вашингтону, что его влияние тает. В прошлом году Джо Байден отправился в Саудовскую Аравию, чтобы убедить королевство нарастить нефтедобычу и компенсировать высокие мировые цены на энергоносители, однако Саудовская Аравия поступила наперекор.
Это решение, которое Эр-Рияд обосновал экономическими соображениями, несомненно выгодно президенту Владимиру Путину, и многие сочли его способом дистанцировать королевство от Вашингтона в его подходе к России и Китаю.
На Всемирном экономическом форуме в этом году министр финансов Саудовской Аравии Мохаммед аль-Джадаан заявил, что зарубежное финансирование Эр-Рияда отныне будет осуществляться с определенными условиями: оно будет привязано к экономическим реформам в странах-получателях. Таким образом членство Саудовской Аравии в БРИКС обеспечит королевству место за столом переговоров в попытках группы изменить мировой финансовый ландшафт.
Во внутренней политике королевство планирует разнообразить свою экономику, расширить налоговую базу и поумерить щедроты государственного сектора. В этот период членство в БРИКС позволит продемонстрировать новый подход к внешнему финансированию — ответственный и разумный.
Наверняка саудовскую заявку отстаивал прежде всего Китай. В марте Саудовская Аравия присоединилась к завязанной на Китай Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) и ведет активные переговоры с Китаем о нефтяных сделок в юанях.
Не то чтобы членство Саудовской Аравии вызвало нарекания у других стран БРИКС. Никто не будет возражать против инициатив по дедолларизации — это своего рода страховка от глобальной финансовой системы под господством американской валюты.
Бывший президент Бразилии Дилма Руссефф, заняв в марте пост президента НБР, подчеркнула будущую стратегию банка по финансированию проектов в местных валютах — это поддержит внутренние рынки и защитит заемщиков от неустойчивых колебаний валютного курса.
Препятствия расширению
Однако интерес к БРИКС проявляет все больше стран, и это сулит новые проблемы его членам.
Во-первых, минимум на ближайшее десятилетие НБР связан западными санкциями против России. Чтобы развеять опасения инвесторов, в марте 2022 года он приостановил участие в России, а также прекратил финансировать в стране новые проекты.
Во-вторых, внутри БРИКС (в частности, между Китаем и Индией) существует территориальное соперничество, которое грозит подкосить группу.
В-третьих, за исключением Индии, экономические перспективы других членов БРИКС уже не столь радужны, как при создании группы в 2009 году.
В-четвертых, НБР мало чем может похвастаться с точки зрения инвестиций. С 2015 года он профинансировал лишь 96 проектов на сумму 33 миллиарда долларов. Для сравнения, Всемирный банк только за год, истекший в июне 2022 года, истратил почти 67 миллиардов.
В-пятых, между странами-членами пролегли огромные расстояния, у них разные политические системы, они не вполне дополняют друг друга в торговле, а их геополитические позиции порой расходятся.
Наконец, разногласия есть даже по критериям расширения. Так и не решив эти вопросы, постоянно расширяющийся БРИКС (или его следующая аббревиатура) рискует развалиться под тяжестью собственных противоречий.
И все же за развитием событий следит весь мир — будь то с интересом или с замиранием сердца. И в потенциальном расширении БРИКС Запад должен услышать сигнал о том, что он не сможет определять международный геополитический порядок и глобальную финансовую систему, присвоив фактически себе их трактовку.
Днянеш Камат — политический аналитик, специалист по Ближнему Востоку и Южной Азии и консультант государственных и частных организаций по вопросам социально-экономического развития